- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Мотопрогулки
- Иным транспортом
- Музей ретроавтомобилей на Рогожском валу
- Рязанский Кремль
- Усадьба Покровское-Стрешнево
- Мотопарк 2012
- В Дрезну, за ягодами!
- Автострада 2012 (Калуга)
- Заброшенный военный бункер в Хлюпино
- Автострада-2013
- «Горы» под Воскресенском
- Достопримечательности Подольска
- Вдоль Москвы-реки от Курьяново до Печатников
- Усадьба Быково
- Прогулка по Лобне
- Поездка в Серпухов
- В Дмитрове
- По Калужской области вдоль Протвы
- Люберецкие карьеры
- День Московского трамвая
- Новый Иерусалим
- Усадьба Середниково и киногород Piligrim Porto
- Путешествие в прошлое – станция Подмосковная
- Кимры, или первая поездка в Верхневолжье
- Северный речной вокзал и прогулка по Химкинскому водохранилищу
- Старинная усадьба и водопад в Пущино-на-Оке
- Переславль-Залесский, часть I - Переславский железнодорожный музей
- Переславль-Залесский, часть II - Успенский Горицкий монастырь
- Переславль-Залесский, часть III – Переславский кремль
- Переславль-Залесский, часть IV Александрова гора и Синий камень
- Парк «Патриот». Часть I. Поле Победы (Разгром немецко-фашистской группировки в подмосковной деревне Юшково)
- Парк «Патриот». Часть II. Моторы войны.
- Парк «Патриот». Часть III. «Партизанская деревня»
- Парк «Патриот». Часть IV. «Выставка трофеев из Сирии»
- Парк «Патриот». Часть V. «По пути от «Партизанской деревни» к «Моторам войны»»
- Тульский мотомузей Леонида Зякина. Часть I. Мопеды.
- Часть II. Мотороллеры.
- Часть III. Мотоциклы
- Бронепоезд № 13 «Тульский рабочий»
- Зарайск
- Серпуховские «заброшенки»: железнодорожная ветка на Протвино и усадьба Пущино-на-Наре
- На ретротеплоходе по рекам Трубеж и Ока
- Суздаль
- Орехово-Зуево
- Чертов мост в Василево и другие достопримечательности Верхневолжья
- Действующая узкоколейная железная дорога в Подмосковье
- Усадьба Суханово
- Незавершенная поездка в Клин
- «Маяк» на Клязьминском водохранилище
- Каньон змей и другие достопримечательности юго-запада Тверской области (Зубцов — Каньон змей — Старица — Ярополец), часть I - Зубцов
- Каньон змей и другие достопримечательности юго-запада Тверской области (Зубцов — Каньон змей — Старица — Ярополец), часть II - Каньон змей
- Каньон змей и другие достопримечательности юго-запада Тверской области (Зубцов — Каньон змей — Старица — Ярополец), часть III - Старица
- Каньон змей и другие достопримечательности юго-запада Тверской области (Зубцов — Каньон змей — Старица — Ярополец), часть IV. Ярополец
- Вокруг «Дикого озера» или снова в Сычевских карьерах
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
Заброшенный военный бункер в Хлюпино
Недавно узнал про недостроенный полузатопленный бункер военного назначения в Хлюпино (Одинцовский район М.о.).
И ведь этот бункер почти рядом с моей дачей. По шоссе километров 15 будет. Пешком можно дойти! И вот, когда дождливой осенью 2013 года выдался погожий денек, а случилось это 18 сентября, решил я отправиться в путь. Долго колебался, - ехать ли на мопеде или доехать до Хлюпино на электричке, осмотреть бункер, а затем вернуться на дачу пешком лесными тропами? Намечался интересный маршрут: Хлюпино - Назарьево - Матвейково - СНТ Жаворонки, где и расположена моя дача (точнее, садовый участок). Давно хотелось посмотреть лес между Хлюпино и Назарьево. Кроме того, и грибов по дороге можно было попытаться набрать... В итоге, был выбран второй вариант.
ВОЕННЫЙ ГОРОДОК В ХЛЮПИНО
Итак, мопед остался отдыхать в сарае, а я отправился на станцию Жаворонки. Сел в электричку около 9 утра, а через 20 минут был уже в Хлюпино. Ехать-то, всего несколько остановок. Бункер находится в нескольких сотнях метров от станции. Для тех, то решит также как я, поехать к бункеру электричкой Белорусского направления, рекомендую выйти из последнего вагона поезда, пересечь железнодорожные пути и идти по тропе примерно на юго-восток. Местами эта тропа выложена бетонными плитами. Заблудиться невозможно - прямо от станции видны постройки заброшенного военного городка, где и находится бункер.
Прежде чем пойти собственно к бункеру, решил осмотреть другие сооружения.
Водонапорная башня.
Что это? Гаражи? Автомастерская? Весовая? Некоторая ясность по этому вопросу появилась после того, как осенью 2015 года мне написал некто Дмитрий. Дмитрий, по его словам, все детство провел в этих местах. Так вот, по информации Дмитрия, это бывшая электрощитовая! Правда, какая-то уж больно огромная электрощитовая получается, но поверим уроженцу этих мест.
А здесь, по данным того же Дмитрия, хранились упаковки с какими-то фильтрами. Я же изначально принял это здание за гараж.
Назначение этого здания для меня осталось неясным. Может быть, штаб части?
Что это за две кирпичные будочки - тоже не понял.
По периметру военный городок был обнесен, естественно, забором. Местами железобетонный забор уже обвалился, но, где-то, еще держится.
На подходе к “пятиэтажке” расположен КПП.
Судя по окрашенным внутри стенам, это единственное здание на территории городка, которое было полностью построено.
О “пятиэтажке” расскажу подробнее. На каждом этаже сквозные коридоры во весь этаж. Судя по такой планировке, здание предназначалось под офицерское общежитие.
Через восточный подъезд можно попасть на чердак.
Далее, протиснувшись через люк, можно выбраться на крышу.
Неплохой обзор с крыши!
Общий вид военного городка.
На юго-западе виден руинизированный бункер.
С востока и юго-востока к пятиэтажке почти вплотную подступает лес.
Впрочем, и на крыше пятиэтажки уже растут березки...
Почему “песок”? Что за жаргон?
На западном торце здания тот же “песок”, только уже латиницей, и не менее загадочная для меня надпись “zerko”. И то, и другое слово полутораметровыми буквами. Кто и зачем так старался, извел столько краски - непонятно.
Кстати, обратили внимание сколь существенно качество фотографий различается? Солнышко то выходило, то вновь скрывалось за тучами. Поэтому, и столь сильно по констрастности и насыщенности снимки отличаются.
От пятиэтажки к бункеру идет неплохая дорога, вымощенная бетонными плитами.
У дороги еще один КПП. Судя по высоте - КПП предназначался для досмотра автомашин с грузом, отъезжающих от бункера.
СОБСТВЕННО БУНКЕР
В бункер попасть можно с северного торца. В бункере два этажа. Осмотреть можно только верхний. Нижний частично затоплен.
Вот он - северный вход в бункер. Вид изнутри.
Северная часть бункера начинается хорошо сохранившимися помещениями. Окон в бетонных камерах нет, фотографируя, приходилось пользоваться вспышкой.
Настенная живопись - кружочки, черточки...
Чем южнее, - тем больше руин и тем светлее.
Кое-где в бункере уже растительность появилась...
Люки на нижний этаж. Вид сверху.
И снова руины верхнего этажа...
На переднем плане - настоящие железобетонные качели!
Неожиданно натыкаешься на вполне приличное граффити.
Если верить этой надписи, еще в 90-х годах здесь шло строительство.
А это школьники-выпускники отметились.
Напоминает картину в раме. Только рама железобетонная.
Судя по обилию кабельных вводов в стене здесь должна была быть электрощитовая.
В южной части бункера разрушения гораздо сильнее. Почти везде вместо бетонных перекрытий над головой небо.
Самая южная часть бункера недостроена.
Вроде бы не так давно было заброшено строительство, около 20 лет назад, а масштабы разрушений поражают. Прямо как будто разбомбили бункер, прежде чем его оставить. Если стены еще стоят, то плиты перекрытий сплошь и рядом рухнули, а то и на кусочки рассыпались. Вначале, я думал, что все дело в некачественном бетоне, при изготовлении которого изрядно сэкономили на цементе. Но, приглядевшись к плитам перекрытий, решил, что дело, видимо, не в качестве плит. Сверху обрушившихся плит перекрытий хорошо видны выступающие полукружья арматуры.
Очевидно, что поверх уложенных плит перекрытий должны были залить бетонную подушку, после чего конструкция приобрела бы необходимую жесткость. А сделали такую подушку на верхнем этаже бункера только в его северной части. Вот и разрушается южная, недостроенная часть. И особенно интенсивно, скорее всего, зимой. Вода попадает в малейшие трещины бетонных плит, замерзает и разрывает бетон. Еще и снег сверху на плиты давит. Впрочем, если я ошибаюсь, пусть инженеры-строители меня поправят.
В котловане, вокруг южной части бункера, образовался симпатичный пруд.
Вода прозрачная и видно, что пруд глубиной не больше 1,5 - 2 м. Следовательно, никаких “минус вторых” этажей у бункера, как считают некоторые романтично настроенные товарищи, нет. У бункера только два этажа! Стены нижнего после завершения строительства должны были засыпать землей полностью, стены верхнего - частично. Заезд в бункер должен был производиться с южного торца.
На этом фото видны въездные проемы первого этажа.
На втором этаже, видимо, должны были быть такие же проемы под ворота. Плюс - подъездная эстакада.
Предназначение бункера. О предназначении бункера в сети высказываются самые разные мнения. Это и хранилище для ракет ПВО, и овощехранилище, и склад готовой продукции расположенного неподалеку линолеумного завода. После осмотра бункера все эти версии представляются мне весьма сомнительными. Версия о ракетном складе, пожалуй, наиболее увлекательная, но размер камер в бункере маловат для ракет ПВО. :о( Овощехранилище бункер также напоминает весьма слабо. Бывал я неоднократно в 70-х - 80-х годах и на московских овощных базах подшефных институту, где я работал, и в колхозных овощехранилищах. Нигде не встречал разделения овощехранилища на столь небольшие отсеки, как в Хлюпинском бункере. Кроме того, напомню, что бункер стоит не сам по себе, а на территории военного городка! Специализированное военное овощехранилище в МВО? Тоже о таких никогда не слышал. Наоборот, когда приходилось работать на подшефной Кировской районной овощной базе, неоднократно наблюдал, как армейские грузовики с черными номерами загружались на нашем вполне гражданском объекте картофелем и капустой. Может быть, где-то на крайнем севере и есть крупные специализированные армейские овощные базы, но вряд ли в Подмосковье. Третья версия - склад линолеумного завода тоже выглядит неправдоподобно. Вокруг завода полно свободного места, так зачем понадобилось бы строить склад аж в нескольких сотнях метров от завода и, вдобавок, частично заглублять его в землю? Не говорю уж о том, что склад гражданского линолеумного завода на территории военного городка - чепуха какая-то!
Наиболее правдоподобными представляются сведения, что в бункере планировалось размещение продовольственных складов так называемого “н.з.”. Тут все логично - и архитектура здания, идеально подходящая для хранения ящиков с продовольствием, и расположение бункера на территории военного городка. Наконец, дополнительный вес этой версии придает то, что ее автор, как сам утверждает, служил на строительстве этого объекта в 1988 - 1990 годах.
Как туристический объект, заброшенный военный городок в Хлюпино вполне могу рекомендовать. Было довольно интересно ходить между постройками, пытаясь определить их предназначение. Как будто кроссворд разгадываешь. Транспортная доступность идеальная. Рядом железнодорожная станция и шоссе. Для посещения городок, в том числе бункер, вполне безопасен. Если, конечно, не пытаться бегать по остаткам стен или прыгать на полуразрушенных бетонных плитах перекрытий. Во время моего пребывания в городке никого не встречал - ни людей, ни зверей. Хотя, не исключаю, что в выходные дни и, особенно по вечерам, здесь сравнительно многолюдно. В том числе и местная “золотая молодежь” возможно “тусуется” с пивком и водочкой.
В заключение скажу, что, на мой взгляд, этот заброшенный недостроенный военный городок просто какое-то концентрированное воплощение абсурда нашей действительности. Я еще понимаю, когда забрасывают военные городки на крайнем севере. Там вполне пригодные для жилья дома могут быть просто никому не нужны из-за малолюдности населения. Но в ближнем Подмосковье? От недостроенной “пятиэтажки” до станции Хлюпино 5 минут ходу. Час езды на электричке - и ты на Белорусском вокзале. Рядом шоссе. Хоть на автобусе, хоть на своей машине до Москвы “рукой подать”. Вокруг лес, до Москвы-реки недалеко. “Пятиэтажка” почти достроена. Несколько изменить внутреннюю планировку, сделать отдельные квартиры и хоть очередникам по соц. найму их выдавай, хоть продавай по разумной цене всем желающим. Неужели никто бы не захотел поселиться в столь привлекательном месте? Ан нет. Стоит “пятиэтажка” пустая и медленно разрушается. Тоже и с бункером. Допустим, ракетную шахту, наверное, трудно переоборудовать в гражданский объект. Но бункер-то, в сущности, обычный склад! Достроить и хранить в нем, если не армейский “н.з.”, то любые другие ящики с товарами. Рядом трасса А-107, железная дорога... Но почти развалился бункер, хотя вокруг Москвы строят и строят логистические центры.
Невольно вспоминается, как в советское время какой-нибудь интеллигент, посланный на подшефную овощную базу и увидевший валяющуюся под ногами картофелину, торжественно провозглашал: “Хозяина нет!” Имелось в виду, что там, где есть “хозяин” - сиречь господство частной собственности, любую гаечку, любую морковку не потеряют, а пустят в дело. Но вот пришел “хозяин” и покрылось Подмосковье руинами, возвышающимися среди незасеянных полей.
ЛЕСНЫМИ ДОРОГАМИ ОТ ХЛЮПИНО К НАЗАРЬЕВО И, ДАЛЕЕ, К МАТВЕЙКОВО
Осмотр военного городка закончил к 11 часам и отправился лесами к селу Назарьево. Думал, что придется искать полузаросшие лесные просеки или тропинки, но все оказалось гораздо проще. Оказалось, что от “пятиэтажки” почти точно на восток отходит асфальтированная дорога.
Кстати, с северной стороны от дороги вот такое симпатичное болотце.
Вскоре асфальтированная дорога стала заворачивать влево, на север. Но, перед поворотом с правой стороны дороги оказалось ответвление на лесной проселок, идущий практически в нужном для меня направлении.
Вот эта дорога. “Мечта эндуриста!” :о)
Дальше попадались и сравнительно сухие участки.
Леса оказались грибными.
И белых грибов и подберезовиков удалось набрать.
Живописное лесное болотце, повстречавшееся по дороге.
Недалеко от Назарьево грунтовка вывела меня на вполне приличное лесное шоссе. Кюветы метровой глубины по обе стороны, а под толстым слоем грязи угадывалось твердое покрытие. Ни на одной из имеющихся у меня карт этого шоссе я не обнаружил. К какому-нибудь военному объекту, что ли его в свое время проложили?
По лесному шоссе вышел к поселку Назарьево. А это по-своему уникальное место в Одинцовском районе Московской области! И дело не в древней церкви, и не в старинной усадьбе Михалковых (кстати, тот самый Сергей Владимирович Михалков, постоянный автор советских и российских гимнов, к этому роду Михалковых принадлежал). Церквями и усадьбами в Подмосковье никого не удивишь. Главная достопримечательность Назарьево - сохранившееся сельскохозяйственное производство! Когда-то в Назарьево был совхоз, теперь тут АПК Назарьево. Но, так или иначе, поля вокруг регулярно засевают! Вот и сейчас, вдоль шоссе Назарьево - Матвейково, росла кукуруза.
Какой контраст с заброшенными полями и разрушенными фермами в окрестностях моей дачи!
Но, вернемся к маршруту. На западной окраине Назарьево расположен вот такой живописный прудик с плотиной.
Как раз через плотину и пролегал мой маршрут.
Это шоссе Назарьево - Матвейково.
Пруды в Матвейково.
Пересек Матвейково, далее прошагал около 3 км лесными дорогами, и где-то в 16 часов добрался до дачи. Занялся приготовлением грибов. :о)
Общая протяженность моей небольшой прогулки составила около 10 - 15 км. По такому легкому маршруту можно отправляться хоть женщинам с детьми, хоть престарелым. Вряд ли кто устать успеет. Есть и еще более короткий вариант маршрута. Пешую прогулку можно завершить в Назарьево, откуда ходят автобусы к станции Жаворонки.
Комментарии
Снова в Хлюпино
Снова посетил недостроенный военный городок в Хлюпино. На этот раз ездил на мопеде, 21 августа 2014 года.
Цель поездки - посетить объекты, которые в прошлый раз детально не осмотрел.
Итак, две маленькие кирпичные будочки.
Как оказалось, в каждой из них есть люк на крышу. Интересно, для чего?
Даже предположить не могу, для чего предназначались эти постройки...
Следующие два схожих по размерам здания.
В прошлое посещение военного городка, я предположил, что в одном из них планировали расположить штаб части. Теперь ясно, что я ошибся.
Вот так выглядит изнутри здание, расположенное ближе к югу.
Бросаются в глаза бетонные круги на полу. Похоже, это фундаменты для каких-то агрегатов. Возможно, здесь должна была быть котельная.
На одной из стен - мишень. Какие-то любители пулевой стрельбы тренировались.
"Северное" здание.
Как мы видим, на полу квадратные фундаменты с пучками арматуры. Интересно, а здесь-то, что планировали разместить?
Неподалеку от этих зданий, остатки канализационного или водопроводного коллектора.
Рядом - три слегка выступающих над уровнем земли огромных бетонных короба.
В крыше самого южного из них я обнаружил пробитое отверстие, через которое смог заглянуть во внутрь.
Однако! Глубина метров 4 - 5... Что это за бетонные емкости? Хранилища для воды?
На дне.
Интересно, а где все же должен был быть штаб? На нижних этажах пятиэтажки?
Может быть, на этот сайт случайно забредет кто-либо из бывших строителей военного городка в Хлюпино и сможет внести ясность о предназначении недостроенных зданий? Если это произойдет, не сочтите за труд, черканите пару строк на адрес: turist-na-mopede@yandex.ru.
Снова граффити "pesok". Почему "песок", а не, скажем, "гравий"? :о)
Последнее. Как проехать к военному городку? О том, как добраться на электричке, я уже рассказывал. А на мопеде или мотоцикле едем руководствуясь вот этой схемой.
После второго железнодорожного переезда, считая от Можайского шоссе, сразу же поворачиваем направо, на асфальтированную дорогу. Затем еще раз направо. Справа от нас останется линолеумный завод. Далее дорога будет перегорожена бетонными блоками. Но, для мопеда или мотоцикла, в отличие от автомобиля, это не препятствие. Аккуратно объезжаем блоки и через пару сотен метров мы у цели!
Возможно, есть тропинка и вдоль железнодорожных путей.
Дополнительная информация от местного товарища
Как я уже упоминал в основной теме, осенью 2015 года я получил письмо от Дмитрия, проведшего детство в Хлюпино. Так вот, из любезно предоставленных Дмитрием фотографий видно, что бункер был трехэтажным! Один этаж затопленный, по второму – я ходил. А над ним был еще третий.
Как считает Дмитрий, обвал верхнего этажа произошел по причине спиливания на черный металл железных балок. Я правда, не совсем понимаю, как можно спилить стальные опорные колонны без того, чтобы железобетонные плиты упали тебе на голову? Но, как мы видим, «охотники за металлом» каким-то неведомым способом исхитрились это сделать.
По мнению Дмитрия и подъемный кран, стоявший на стройке, скорее всего тоже в металлолом отправили…
Туда же последовали и стальные двери от внутренних помещений бункера.
А еще вот какие непонятные металлоконструкции на стройплощадке в те годы валялись…
Пишите, кто, подобно Дмитрию, располагает собственной интересной информацией о бункере в Хлюпино! Ваши данные будут использованы.
Приведенные в комментарии фотографии - Дмитрия. Фото дверей из интернета.