- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Мотопрогулки
- К озеру Глубокому
- К Озернинскому водохранилищу
- Можайск
- В верховьях Нары
- Сенежское озеро и его окрестности
- Среди скал, Васильевское
- Снова в Васильевском
- В старинный город Верею
- В окрестностях Вереи
- Подмосковная Швейцария
- Снова в Подмосковной Швейцарии
- Окрестности Можайского шоссе
- Усадьбы Крёкшино и Петровское-Алабино
- Заброшенный бункер в Вороново
- ВИВАТ-2011
- К месту гибели партизанки Веры Волошиной
- Водопад Радужный
- На Северо-Запад Подмосковья
- Карьеры в Тучково и Лызлово, заброшенная железнодорожная ветка
- Снова в Морево - ж/д станция и карьеры
- Снова в Лызлово
- Вдоль берегов Истры
- Шараповский песчаный карьер
- Снова в Шарапово
- “Подольское море”
- Озеро Тростенское, Скирманово и Сычевское карьеры
- "Шары" под Наро-Фоминском (заброшенные позиции С-25 и А-35)
- «Шары» под Наро-Фоминском – часть 2
- Горбовская ГЭС и Городок в Рузе
- Дом-музей Пришвина в Дунино
- Саввино-Сторожевский монастырь
- Танковая площадка в Снегирях
- «Мост в никуда» и частный музей ретротехники
- Вторая поездка в Рузу
- Рузское водохранилище – старинная усадьба Осташево – заброшенная Никольская церковь в урочище Лихачево
- Родники на Протве
- Карьеры в Морево – сезон 2017
- Старинный город Боровск
- Мини-зоопарк в Троицке
- Симская трясина
- Гремучий ручей и другие достопримечательности северо-востока Калужской области
- Дорога к Дикому озеру или снова в Сычевских карьерах
- Можайское водохранилище
- Волоколамск с высоты птичьего полета
- Дикое озеро – лето 2019 года
- Подмосковная «Линия Сталина»
- Достопримечательности Вереи
- Иным транспортом
- Мотопрогулки
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
“Подольское море”
Маршрут: Жаворонки (Одинцовский район Московской области) - Крекшино - Троицк - Пыхчево - Власьево - Поливаново - Щапово - Кутьино - “Подольское море” - Красная Пахра - Троицк - Жаворонки.
Еще год назад на туристических сайтах узнали про объект “Подольское море” - недостроенный Подольский гидроузел. Начитавшись следующих строк: “Весьма интересное и вырабатывающее адреналин место. На фотографиях не передана масштабность сего сооружения, это надо видеть в живую. Для тех, кто боится высоты, там будет не по себе...” решили посетить это достопримечательное место.
Ездили 27 августа 2013 года вдвоем - я и “Jukl”. Общий пробег - 115 км. Выехали из села Жаворонки в 10.15, вернулись в 18.15.
Дорога от села Жаворонки до Троицка мне с “Jukl” хорошо известна. Ездили по ней не раз: осматривать старинные усадьбы в Крекшино и Алабино, водопад Радужный и заброшенный бункер в Вороново. Идут годы, но неизменно на этой дороге одно - чудовищные “пробки”, особенно в районе железнодорожного переезда через пути Киевской железной дороги. Впрочем, альтернатив особых нет - узкая “однополоска” А-107 между Можайским и Калужским шоссе для мопеда немногим лучше.
Так или иначе, протискиваясь между автомобилями, добрались до Калужского шоссе и направились в сторону Калуги. Примерно через километр показался левый поворот на Пыхчево. Рядом - пешеходный переход, по которому мы и перевели наши мопеды. От Калужского шоссе до Пыхчево дорога вполне приличная - машин мало, асфальт в хорошем состоянии.
Остановившись в Пыхчево, зашли в магазин, располагающийся вот в таком оригинальном здании.
Как объяснила продавщица магазина, раньше здесь находилась воинская авиационная часть. Теперь тут дачный поселок. Живут люди небедные. Вот и соорудили себе нечто среднее между ратушей, и Спасской башней Московского Кремля.
Поглядев на башню с остановившимися часами, отправились дальше, по направлению к Власьево. Вполне приличный асфальт вскоре сменился разбитым, а потом и вовсе пошли перекошенные бетонные плиты с большими щелями между ними. Ехать можно, но удовольствия мало.
У въезда в дачный поселок Власьево нас встретил знак “въезд воспрещен”, в просторечье - “кирпич”. А рядом - никаких объездных дорог! Видимо, сначала вокруг дороги общего пользования выросли дачи, а потом, чтобы транзитный транспорт не досаждал, дачники вывесили этот грозный знак. Под “кирпич” мы мопеды вкатили на руках, а дальше снова оседлали “железных коней” и поехали к Поливаново по весьма качественному асфальту. Порадовало, что бетонные плиты, наконец, кончились.
Основная достопримечательность Поливаново - старинная усадьба, принадлежавшая в конце XVIII века графу Кириллу Разумовскому. Господский дом усадьбы - двухэтажное каменное здание в стиле классицизма. Сейчас в нем располагается филиал Московской психоневрологической больницы имени Алексеева. Беспокоить больных своим посещением, заходить на территорию больницы, мы не стали. Удовлетворились фотографией господского дома из-за ограды.
Неподалеку от господского дома - церковь Благовещения, выстроенная в 1777 - 1779 годах. Как сказано в путеводителе (А.А. Мезенцев Москва - Малоярославец - Юхнов, М., “Научный мир”, 2010, с. 31) в 1996 году началась реставрация церкви. Любопытно, что прошло почти 20 лет, но церковь по-прежнему в строительных лесах.
А это “Jukl” сфотографировал меня на фоне усадьбы.
Очень красивы пейзажи вокруг стоящего на высоком берегу Пахры села Поливаново.
От Поливаново довольно быстро добрались до Щапово, затем до Кутьино.
Подъезжая к Кутьино. На горизонте - Подольск.
После Кутьино начались проблемы. От моста через Пахру недостроенный Подольский гидроузел уже был хорошо виден, но не было ясности, как к нему подобраться. Были у нас с собой и распечатки спутниковых карт, и навигатор, но тропинки и проселки, ведущие к гидроузлу, они не показывали. В результате, ориентируясь на противоречивые советы местных жителей, мост через Пахру переезжали трижды! Все больше и больше убеждаюсь, что лучше любых навигаторов точный рассказ-легенда маршрута, вроде: “возле старой бани повернуть направо, на проселок, далее едем прямо до водокачки и т.д.”. Еще лучше, когда такой текст сопровождается иллюстрирующими его фотографиями. Вот, например. Хотя и не о туризме тут идет речь, но как добраться до цели - показано идеально. Заблудиться невозможно. Но, увы, не на каждый туристический маршрут можно отыскать такую подробную легенду. К сожалению, публикуя в сети туротчеты, многие больше уделяют внимание своим переживаниям, а не маршруту.
Кстати, во время поиска подъезда к гидроузлу с нами произошел любопытный случай. Когда на окраине Дубровиц мы в очередной раз пялились на экран навигатора и в Яндекс-карты, рядом с нами притормозила иномарка. Из остановившейся машины высунулся водитель и очень вежливо спросил, из какой мы аварийной службы? (Дело в том, что мы с “Jukl” были в оранжевых жилетах, что видно на фотографиях). Можно было бы, конечно, в ответ небрежно процедить сквозь зубы нечто вроде: “Кабель у вас неправильно заведен. Электричество отключать будем.” Но, столь глупо шутить мы, естественно, не стали. Честно признались, что простые туристы. И в награду нам показали тропинку к подвесному мосту через Пахру.
Кто решит повторить наш маршрут, заезжая со стороны Кутьино - Дубровиц, то знайте, что примерно через километр-полтора после автомобильного моста через Пахру, как только с правой стороны шоссе появятся коттеджи, можно сворачивать направо на любую проселочную дорогу или тропку. Все они сходятся у подвесного моста.
Вот этот мост и “Jukl” на нем.
Вид с моста на Дубровицы.
Перебравшись по мосту на правый берег Пахры, направились по тропинке вверх по течению, к гидроузлу. Обращаю внимание, что со стороны Дубровиц мост начинается несколькими весьма крутыми ступеньками. “Ригу-7” мы с “Jukl” совместными усилиями втащили, а вот владельцам тяжелых мопедов, скутеров и, тем более, мотоциклов, пробраться к гидроузлу этим маршрутом будет затруднительно. На более тяжелой технике заезжайте через Кутьино или Лемешево.
Только подойдя вплотную к гидроузлу, смогли оценить его высоту. Недостроенный шлюз - сооружение весьма масштабное, высотой с многоэтажный дом. На этом снимке, для оценки истинных размеров объекта, запечатлен “Jukl”, карабкающийся вверх по стене. Чтобы вам было легче его обнаружить среди нагромождений бетона, я пририсовал красный уголок.
Вид сверху.
Снова, для оценки истинных размеров сооружения, “Jukl” сфотографирован.
Шахта. Интересно, для чего она предназначалась?
Точно такая же шахта есть и с восточной стороны.
На самом верху.
Бивуак у стен Подольского гидроузла.
Наши "железные кони".
С высоты шлюза открываются красивые виды на окрестности.
Кутьино.
Вид на левый берег Пахры. Оранжевое пятнышко в центре - мой мопед с багажными сумками.
Вдали - Подольск.
У подножия гидроузла.
Так разнообразно выглядит Пахра в районе гидроузла.
На левом берегу Пахры красивые выходы известняка.
Если сказать о моих впечатлениях, Подольский гидроузел - объект, заслуживающий посещения. Особенно, для любителей “заброшенок”. Посещение Подольского гидроузла несколько напомнило мне поездку к заброшенному недостроенному бункеру в Вороново. Впрочем, это не удивительно. И тут и там огромные бетонные сооружения.
Тех, кого не очень интересуют “заброшенки”, могут оценить красоту природы вокруг. Неплохое место для пикника у реки.
Теперь немного об истории Подольского “недостроя”. В интернете масса информации о “Подольском море” или Подольском гидроузле. Любой сетевой поисковик выдаст вам массу ссылок. Если же кратко, то хронология строительства “Подольского моря” следующая.
“Подольское море” должно было улучшить водоснабжение Подольска и его окрестностей, а также стать местом отдыха населения. 17 ноября 1975 года Мособлсоветом было подписано соответствующее постановление о создании Подольского моря - водохранилища на слиянии двух рек - малой (река Моча) и более крупной (река Пахра). План застройки предполагал создание в этих местах каскада из трёх гидроузлов, которые должны были обеспечить устойчивый уровень воды на территории более чем в 1000 гектаров! В 1978 году проектирование было завершено, а в 1980 году начали строительство. Было проделано от 1/5 до 1/3 работ по сооружению объекта. Однако вскоре началась горбачевская “перестройка”. Страна разваливалась (а, точнее, страну разваливали). Не миновала участь сия и строительство под Подольском. В 1990 году в связи с прекращением финансирования стройку остановили.
В сети муссируется версия, что завершить строительство помешало наличие под будущим дном “Подольского моря” карстовых пустот. Дескать, тупоголовые вожди брежневских времен отдали приказ о начале строительства водохранилища в совершенно непригодном для этого месте, и при попытке пробного затопления вода Пахры и Мочи ушла под землю. Мне эта легенда кажется совершенно несостоятельной по следующим причинам. Во-первых, любой побывавший на Подольском гидроузле может убедиться, что плотина недостроена! Шлюз торчит в поле, как заводской цех. Между шлюзом и берегом Пахры никакой дамбы нет. Так о каком пробном заполнении водой водохранилища может идти речь, если заполнять еще было нечего?
Во-вторых. Все мои знакомые геологи в один голос говорят, что при проектировании подобных сооружений ведут весьма основательное разведочное бурение. Оно бы выявило непригодность места для строительства. Подобное бурение самому довелось наблюдать при проектировании в 70-х годах прошлого века моста и плотины через Керченский пролив. Очень масштабно проходило изучение морского дна в месте предполагаемого строительства!
Тем не менее, я написал знакомому гидрогеологу, специалисту с солидным стажем работы по специальности, возможно ли, в принципе, наличие около Подольска таких огромных карстовых пустот, куда могли бы уйти воды “Подольского моря”? Ответ был кратким и исчерпывающим. Привожу его дословно: “С ходу сложно ответить об этом проекте, нужно разбираться. Я поищу инфу. Но точно могу сказать, что про карстовые пустоты - ерунда, они все и так водой заполнены”.
Итак, судя по всему, именно “перестройка” и последующие “рыночные реформы” погубили проект, а не какие-либо ошибки при проектировании. Как метко сказал нам встретившийся в районе Кутьино местный житель: “Не вода, а денежки утекли...”.
Но, вернемся к нашей поездке.
Со стен Подольского гидроузла увидели проселочную дорогу, которая, как нам показалось, выходила прямо на шоссе Щапово - Дубровицы в районе Кутьино. Решили не перебираться снова через подвесной мост, а поехать проселками на Кутьино. Близость шоссе оказалась кажущейся, пришлось изрядно петлять, но зато видами реки Мочи полюбовались.
Вот эта речка Моча. Чистая и красивая. Не подумайте плохого, ударение в названии реки надо ставить на первый слог, а не на второй! :о) По крайней мере так утверждают все путеводители...
Мост через Мочу, перебравшись по которому, мы попали в Кутьино.
Кстати, вот тут “Jukl” подробно изобразил, как мы подъезжали к гидроузлу со стороны Дубровиц и как затем выбирались через Кутьино.
Вид на Лемешево со стороны Кутьино.
Что еще, кроме гидроузла, можно было посетить по дороге, если бы мы располагали большим временем?
В нескольких километрах от гидроузла расположено уникальное произведение русской архитектуры - знаменитая церковь в Дубровицах. Украшенная скульптурами снаружи и изнутри, церковь выглядит совершенно нетипично для православной архитектуры. Дубровицкая церковь - памятник мирового значения, она взята под охрану ЮНЕСКО.
На церковь поглядеть не успели, слишком долго до гидроузла добирались...
А в Щапово, по окраине которого мы проезжали, есть Музей усадьбы Щапово. Многие усадебные постройки, в том числе выстроенная в виде ратуши Успенская церковь, здание сельскохозяйственной школы и другие сохранились до наших дней. (Снова ратуша. В Пыхчево - ратуша, в Щапово - ратуша. Просто поветрие какое-то,) И для музея усадьбы Щапово у нас времени не хватило. Может быть, как-нибудь в другой раз заедем.
Возвращаясь в Жаворонки, решили ехать через Красную Пахру, чтобы не трястись на бетонных плитах в районе Пыхчево - Власьево.
Итак, без остановок, от Кутьино мы доехали до Красной Пахры, далее - до Троицка.
О том, что дорога от Жаворонок к Троицку была весьма трудна я уже писал. Обратно двигаться было ничуть не легче. Мертво стоящие пробки, которые не только не объедешь, но даже и не обойдешь, или обгоняющие нас “в притирку”, чуть зеркала не сбивая, джипы, и прочие “радости” перегруженной дороги - всего хватало. По возможности, выбирайте себе другой маршрут, если поедете к гидроузлу.
Впрочем, за трудности на этом пути нас вознаградила встреча с попутным мотоциклистом. Наши сверхлегкие мототранспортные средства видно столь его порадовали, что, бросив рукоятку газа, он вытянул в сторону правую руку с поднятым большим пальцем. На этой мажорной ноте, пожалуй, и закончу. :о)
Удачных всем мотопоездок!