Перейти к основному содержанию

Турист на мопеде

Страничка Зигмунда Колоссовского

  • Cтраничка Зигмунда Колоссовского
  • ТУРИЗМ
    • Мотопрогулки
      • К озеру Глубокому
      • К Озернинскому водохранилищу
      • Можайск
      • В верховьях Нары
      • Сенежское озеро и его окрестности
      • Среди скал, Васильевское
      • Снова в Васильевском
      • В старинный город Верею
      • В окрестностях Вереи
      • Подмосковная Швейцария
      • Снова в Подмосковной Швейцарии
      • Окрестности Можайского шоссе
      • Усадьбы Крёкшино и Петровское-Алабино
      • Заброшенный бункер в Вороново
      • ВИВАТ-2011
      • К месту гибели партизанки Веры Волошиной
      • Водопад Радужный
      • На Северо-Запад Подмосковья
      • Карьеры в Тучково и Лызлово, заброшенная железнодорожная ветка
      • Снова в Морево - ж/д станция и карьеры
      • Снова в Лызлово
      • Вдоль берегов Истры
      • Шараповский песчаный карьер
      • Снова в Шарапово
      • “Подольское море”
      • Озеро Тростенское, Скирманово и Сычевское карьеры
      • "Шары" под Наро-Фоминском (заброшенные позиции С-25 и А-35)
      • «Шары» под Наро-Фоминском – часть 2
      • Горбовская ГЭС и Городок в Рузе
      • Дом-музей Пришвина в Дунино
      • Саввино-Сторожевский монастырь
      • Танковая площадка в Снегирях
      • «Мост в никуда» и частный музей ретротехники
      • Вторая поездка в Рузу
      • Рузское водохранилище – старинная усадьба Осташево – заброшенная Никольская церковь в урочище Лихачево
      • Родники на Протве
      • Карьеры в Морево – сезон 2017
      • Старинный город Боровск
      • Мини-зоопарк в Троицке
      • Симская трясина
      • Гремучий ручей и другие достопримечательности северо-востока Калужской области
      • Дорога к Дикому озеру или снова в Сычевских карьерах
      • Можайское водохранилище
      • Волоколамск с высоты птичьего полета
      • Дикое озеро – лето 2019 года
      • Подмосковная «Линия Сталина»
      • Достопримечательности Вереи
    • Иным транспортом
  • Встречи с настоящими путешественниками
  • Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
  • Товарищи по туризму
  • История отечественных мопедов
  • Мопед и экипировка
  • Мотогараж за 5000 рублей
  • Дача и окрестности
  • В стиле "ретро"
  • Ретроавтомобили на улицах
  • Продам коллекцию автомобильных значков
  • Продаю коллекцию мото значков
  • новости сайта

“Подольское море”

Маршрут: Жаворонки (Одинцовский район Московской области) - Крекшино - Троицк - Пыхчево - Власьево - Поливаново - Щапово - Кутьино - “Подольское море” - Красная Пахра - Троицк - Жаворонки.

Еще год назад на туристических сайтах узнали про объект “Подольское море” - недостроенный Подольский гидроузел. Начитавшись следующих строк: “Весьма интересное и вырабатывающее адреналин место. На фотографиях не передана масштабность сего сооружения, это надо видеть в живую. Для тех, кто боится высоты, там будет не по себе...” решили посетить это достопримечательное место.

Ездили 27 августа 2013 года вдвоем - я и “Jukl”. Общий пробег - 115 км. Выехали из села Жаворонки в 10.15, вернулись в 18.15.

Дорога от села Жаворонки до Троицка мне с “Jukl” хорошо известна. Ездили по ней не раз: осматривать старинные усадьбы в Крекшино и Алабино, водопад Радужный и заброшенный бункер в Вороново. Идут годы, но неизменно на этой дороге одно - чудовищные “пробки”, особенно в районе железнодорожного переезда через пути Киевской железной дороги. Впрочем, альтернатив особых нет - узкая “однополоска” А-107 между Можайским и Калужским шоссе для мопеда немногим лучше.

Так или иначе, протискиваясь между автомобилями, добрались до Калужского шоссе и направились в сторону Калуги. Примерно через километр показался левый поворот на Пыхчево. Рядом - пешеходный переход, по которому мы и перевели наши мопеды. От Калужского шоссе до Пыхчево дорога вполне приличная - машин мало, асфальт в хорошем состоянии.

Остановившись в Пыхчево, зашли в магазин, располагающийся вот в таком оригинальном здании.

Как объяснила продавщица магазина, раньше здесь находилась воинская авиационная часть. Теперь тут дачный поселок. Живут люди небедные. Вот и соорудили себе нечто среднее между ратушей, и Спасской башней Московского Кремля.

Поглядев на башню с остановившимися часами, отправились дальше, по направлению к Власьево. Вполне приличный асфальт вскоре сменился разбитым, а потом и вовсе пошли перекошенные бетонные плиты с большими щелями между ними. Ехать можно, но удовольствия мало.

У въезда в дачный поселок Власьево нас встретил знак “въезд воспрещен”, в просторечье - “кирпич”. А рядом - никаких объездных дорог! Видимо, сначала вокруг дороги общего пользования выросли дачи, а потом, чтобы транзитный транспорт не досаждал, дачники вывесили этот грозный знак. Под “кирпич” мы мопеды вкатили на руках, а дальше снова оседлали “железных коней” и поехали к Поливаново по весьма качественному асфальту. Порадовало, что бетонные плиты, наконец, кончились.

Основная достопримечательность Поливаново - старинная усадьба, принадлежавшая в конце XVIII века графу Кириллу Разумовскому. Господский дом усадьбы - двухэтажное каменное здание в стиле классицизма. Сейчас в нем располагается филиал Московской психоневрологической больницы имени Алексеева. Беспокоить больных своим посещением, заходить на территорию больницы, мы не стали. Удовлетворились фотографией господского дома из-за ограды.

Подольское море

 

Неподалеку от господского дома - церковь Благовещения, выстроенная в 1777 - 1779 годах. Как сказано в путеводителе (А.А. Мезенцев Москва - Малоярославец - Юхнов, М., “Научный мир”, 2010, с. 31) в 1996 году началась реставрация церкви. Любопытно, что прошло почти 20 лет, но церковь по-прежнему в строительных лесах. 

Подольское море

 

А это “Jukl” сфотографировал меня на фоне усадьбы.Подольское море

 

Очень красивы пейзажи вокруг стоящего на высоком берегу Пахры села Поливаново.

Подольское море

 

От Поливаново довольно быстро добрались до Щапово, затем до Кутьино.

Подъезжая к Кутьино. На горизонте - Подольск.

Подольское море

После Кутьино начались проблемы. От моста через Пахру недостроенный Подольский гидроузел уже был хорошо виден, но не было ясности, как к нему подобраться. Были у нас с собой и распечатки спутниковых карт, и навигатор, но тропинки и проселки, ведущие к гидроузлу, они не показывали. В результате, ориентируясь на противоречивые советы местных жителей, мост через Пахру переезжали трижды! Все больше и больше убеждаюсь, что лучше любых навигаторов точный рассказ-легенда маршрута, вроде: “возле старой бани повернуть направо, на проселок, далее едем прямо до водокачки и т.д.”. Еще лучше, когда такой текст сопровождается иллюстрирующими его фотографиями. Вот, например. Хотя и не о туризме тут идет речь, но как добраться до цели - показано идеально. Заблудиться невозможно. Но, увы, не на каждый туристический маршрут можно отыскать такую подробную легенду. К сожалению, публикуя в сети туротчеты, многие больше уделяют внимание своим переживаниям, а не маршруту.

Кстати, во время поиска подъезда к гидроузлу с нами произошел любопытный случай. Когда на окраине Дубровиц мы в очередной раз пялились на экран навигатора и в Яндекс-карты, рядом с нами притормозила иномарка. Из остановившейся машины высунулся водитель и очень вежливо спросил, из какой мы аварийной службы? (Дело в том, что мы с “Jukl” были в оранжевых жилетах, что видно на фотографиях). Можно было бы, конечно, в ответ небрежно процедить сквозь зубы нечто вроде: “Кабель у вас неправильно заведен. Электричество отключать будем.” Но, столь глупо шутить мы, естественно, не стали. Честно признались, что простые туристы. И в награду нам показали тропинку к подвесному мосту через Пахру.

Кто решит повторить наш маршрут, заезжая со стороны Кутьино - Дубровиц, то знайте, что примерно через километр-полтора после автомобильного моста через Пахру, как только с правой стороны шоссе появятся коттеджи, можно сворачивать направо на любую проселочную дорогу или тропку. Все они сходятся у подвесного моста.

Вот этот мост и  “Jukl” на нем. 

Подольское море

 

Вид с моста на Дубровицы.

Подольское море

 

Перебравшись по мосту на правый берег Пахры, направились по тропинке вверх по течению, к гидроузлу. Обращаю внимание, что со стороны Дубровиц мост начинается несколькими весьма крутыми ступеньками. “Ригу-7” мы с “Jukl” совместными усилиями втащили, а вот владельцам тяжелых мопедов, скутеров и, тем более, мотоциклов, пробраться к гидроузлу этим маршрутом будет затруднительно. На более тяжелой технике заезжайте через Кутьино или Лемешево.

Только подойдя вплотную к гидроузлу, смогли оценить его высоту. Недостроенный шлюз - сооружение весьма масштабное, высотой с многоэтажный дом. На этом снимке, для оценки истинных размеров объекта, запечатлен “Jukl”, карабкающийся вверх по стене. Чтобы вам было легче его обнаружить среди нагромождений бетона, я пририсовал красный уголок. 

Подольское море

 

Вид сверху.

Подольское море

Снова, для оценки истинных размеров сооружения, “Jukl” сфотографирован. 

Подольское море

 

Подольское море

 

Подольское море

Шахта. Интересно, для чего она предназначалась?

Подольское море

Точно такая же шахта есть и с восточной стороны.

 

На самом верху.

Подольское море

 

Бивуак у стен Подольского гидроузла.

Подольское море

 

 

Наши "железные кони".

Подольское море

 

С высоты шлюза открываются красивые виды на окрестности.

Кутьино.

 

Подольское море

 

Вид на левый берег Пахры. Оранжевое пятнышко в центре - мой мопед с багажными сумками.

Подольское море

 

Вдали - Подольск.

 

Подольское море

 

Подольское море

 

У подножия гидроузла. 

Подольское море

 

Подольское море

 

Так разнообразно выглядит Пахра в районе гидроузла. 

Подольское море

 

Подольское море

 

Подольское море

На левом берегу Пахры красивые выходы известняка.

Подольское море

 

Подольское море

 

Если сказать о моих впечатлениях, Подольский гидроузел - объект, заслуживающий посещения. Особенно, для любителей “заброшенок”. Посещение Подольского гидроузла несколько напомнило мне поездку к заброшенному недостроенному бункеру в Вороново. Впрочем, это не удивительно. И тут и там огромные бетонные сооружения.

Тех, кого не очень интересуют “заброшенки”, могут оценить красоту природы вокруг. Неплохое место для пикника у реки.

Теперь немного об истории Подольского “недостроя”. В интернете масса информации о “Подольском море” или Подольском гидроузле. Любой сетевой поисковик выдаст вам массу ссылок. Если же кратко, то хронология строительства “Подольского моря” следующая.

“Подольское море” должно было улучшить водоснабжение Подольска и его окрестностей, а также стать местом отдыха населения. 17 ноября 1975 года Мособлсоветом было подписано соответствующее постановление о создании Подольского моря - водохранилища на слиянии двух рек - малой (река Моча) и более крупной (река Пахра). План застройки предполагал создание в этих местах каскада из трёх гидроузлов, которые должны были обеспечить устойчивый уровень воды на территории более чем в 1000 гектаров! В 1978 году проектирование было завершено, а в 1980 году начали строительство. Было проделано от 1/5 до 1/3 работ по сооружению объекта. Однако вскоре началась горбачевская “перестройка”. Страна разваливалась (а, точнее, страну разваливали). Не миновала участь сия и строительство под Подольском. В 1990 году в связи с прекращением финансирования стройку остановили.

В сети муссируется версия, что завершить строительство помешало наличие под будущим дном “Подольского моря” карстовых пустот. Дескать, тупоголовые вожди брежневских времен отдали приказ о начале строительства водохранилища в совершенно непригодном для этого месте, и при попытке пробного затопления вода Пахры и Мочи ушла под землю. Мне эта легенда кажется совершенно несостоятельной по следующим причинам. Во-первых, любой побывавший на Подольском гидроузле может убедиться, что плотина недостроена! Шлюз торчит в поле, как заводской цех. Между шлюзом и берегом Пахры никакой дамбы нет. Так о каком пробном заполнении водой водохранилища может идти речь, если заполнять еще было нечего?
Во-вторых. Все мои знакомые геологи в один голос говорят, что при проектировании подобных сооружений ведут весьма основательное разведочное бурение. Оно бы выявило непригодность места для строительства. Подобное бурение самому довелось наблюдать при проектировании в 70-х годах прошлого века моста и плотины через Керченский пролив. Очень масштабно проходило изучение морского дна в месте предполагаемого строительства!

Тем не менее, я написал знакомому гидрогеологу, специалисту с солидным стажем работы по специальности, возможно ли, в принципе, наличие около Подольска таких огромных карстовых пустот, куда могли бы уйти воды “Подольского моря”? Ответ был кратким и исчерпывающим. Привожу его дословно: “С ходу сложно ответить об этом проекте, нужно разбираться. Я поищу инфу. Но точно могу сказать, что про карстовые пустоты - ерунда, они все и так водой заполнены”.

Итак, судя по всему, именно “перестройка” и последующие “рыночные реформы” погубили проект, а не какие-либо ошибки при проектировании. Как метко сказал нам встретившийся в районе Кутьино местный житель: “Не вода, а денежки утекли...”.

Но, вернемся к нашей поездке.
Со стен Подольского гидроузла увидели проселочную дорогу, которая, как нам показалось, выходила прямо на шоссе Щапово - Дубровицы в районе Кутьино. Решили не перебираться снова через подвесной мост, а поехать проселками на Кутьино. Близость шоссе оказалась кажущейся, пришлось изрядно петлять, но зато видами реки Мочи полюбовались.

Вот эта речка Моча. Чистая и красивая. Не подумайте плохого, ударение в названии реки надо ставить на первый слог, а не на второй! :о) По крайней мере так утверждают все путеводители... 

Подольское море

 

Подольское море

 

Подольское море

 

Подольское море

 

Мост через Мочу, перебравшись по которому, мы попали в Кутьино.

Подольское море

 

Кстати, вот тут “Jukl”  подробно изобразил, как мы подъезжали к гидроузлу со стороны Дубровиц и как затем выбирались через Кутьино.

Подольское море

 

Вид на Лемешево со стороны Кутьино.

Подольское море

 

Подольское море

Что еще, кроме гидроузла, можно было посетить по дороге, если бы мы располагали большим временем?
В нескольких километрах от гидроузла расположено уникальное произведение русской архитектуры - знаменитая церковь в Дубровицах. Украшенная скульптурами снаружи и изнутри, церковь выглядит совершенно нетипично для православной архитектуры. Дубровицкая церковь - памятник мирового значения, она взята под охрану ЮНЕСКО.
На церковь поглядеть не успели, слишком долго до гидроузла добирались...

А в Щапово, по окраине которого мы проезжали, есть Музей усадьбы Щапово. Многие усадебные постройки, в том числе выстроенная в виде ратуши Успенская церковь, здание сельскохозяйственной школы и другие сохранились до наших дней. (Снова ратуша. В Пыхчево - ратуша, в Щапово - ратуша. Просто поветрие какое-то,) И для музея усадьбы Щапово у нас времени не хватило. Может быть, как-нибудь в другой раз заедем.

Возвращаясь в Жаворонки, решили ехать через Красную Пахру, чтобы не трястись на бетонных плитах в районе Пыхчево - Власьево.

Итак, без остановок, от Кутьино мы доехали до Красной Пахры, далее - до Троицка.
О том, что дорога от Жаворонок к Троицку была весьма трудна я уже писал. Обратно двигаться было ничуть не легче. Мертво стоящие пробки, которые не только не объедешь, но даже и не обойдешь, или обгоняющие нас “в притирку”, чуть зеркала не сбивая, джипы, и прочие “радости” перегруженной дороги - всего хватало. По возможности, выбирайте себе другой маршрут, если поедете к гидроузлу.

Впрочем, за трудности на этом пути нас вознаградила встреча с попутным мотоциклистом. Наши сверхлегкие мототранспортные средства видно столь его порадовали, что, бросив рукоятку газа, он вытянул в сторону правую руку с поднятым большим пальцем. На этой мажорной ноте, пожалуй, и закончу. :о)

Удачных всем мотопоездок!

Яндекс.Метрика