- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Мотопрогулки
- К озеру Глубокому
- К Озернинскому водохранилищу
- Можайск
- В верховьях Нары
- Сенежское озеро и его окрестности
- Среди скал, Васильевское
- Снова в Васильевском
- В старинный город Верею
- В окрестностях Вереи
- Подмосковная Швейцария
- Снова в Подмосковной Швейцарии
- Окрестности Можайского шоссе
- Усадьбы Крёкшино и Петровское-Алабино
- Заброшенный бункер в Вороново
- ВИВАТ-2011
- К месту гибели партизанки Веры Волошиной
- Водопад Радужный
- На Северо-Запад Подмосковья
- Карьеры в Тучково и Лызлово, заброшенная железнодорожная ветка
- Снова в Морево - ж/д станция и карьеры
- Снова в Лызлово
- Вдоль берегов Истры
- Шараповский песчаный карьер
- Снова в Шарапово
- “Подольское море”
- Озеро Тростенское, Скирманово и Сычевское карьеры
- "Шары" под Наро-Фоминском (заброшенные позиции С-25 и А-35)
- «Шары» под Наро-Фоминском – часть 2
- Горбовская ГЭС и Городок в Рузе
- Дом-музей Пришвина в Дунино
- Саввино-Сторожевский монастырь
- Танковая площадка в Снегирях
- «Мост в никуда» и частный музей ретротехники
- Вторая поездка в Рузу
- Рузское водохранилище – старинная усадьба Осташево – заброшенная Никольская церковь в урочище Лихачево
- Родники на Протве
- Карьеры в Морево – сезон 2017
- Старинный город Боровск
- Мини-зоопарк в Троицке
- Симская трясина
- Гремучий ручей и другие достопримечательности северо-востока Калужской области
- Дорога к Дикому озеру или снова в Сычевских карьерах
- Можайское водохранилище
- Волоколамск с высоты птичьего полета
- Дикое озеро – лето 2019 года
- Подмосковная «Линия Сталина»
- Достопримечательности Вереи
- Иным транспортом
- Мотопрогулки
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
Снова в Морево
Конец мая. Завершились весенние сельхозработы на даче, появилось больше свободного времени, можно совершать туристические мотопоездки. Планы на этот сезон весьма обширные. А начать я решил с карьеров и заброшенной железнодорожной станции в Морево. Почему именно с них? Карьеры, конечно, никуда не денутся, а вот рельсы и прочий металл с брошенной железнодорожной ветки Театральная - Морево - Лызлово в любой момент могут порезать и сдать в металлолом. Поэтому, решил не откладывать поездку в Морево в «долгий ящик».
Выехал утром 29 мая 2012 года из села Жаворонки Одинцовского района, как всегда, на «Риге-7» с «КД». Полтора часа езды по Можайскому шоссе, затем - по здорово разбитой дороге на Тучково, поворот на Рузу и вот передо мной бездействующий железнодорожный мост через Москву-реку.
Ржавеет мост, зарастает травкой...
Полюбовался с моста Москва-рекой.
Пока я расхаживал по мосту, возле моего мопеда, оставленного на дороге, остановился скутер. Водитель скутера, мужчина весьма солидного возраста, терпеливо поджидал меня. Как только я подошел, он сразу спросил: «Железную дорогу восстанавливать будете?» (Дело в том, что я езжу в оранжевой жилетке со светоотражающими белыми полосами. И меня в таком наряде часто принимают за работника ремонтных служб... :о) Объяснив скутеристу, что я простой мототурист, в свою очередь забросал его вопросами про заброшенную железнодорожную ветку, Моревские карьеры, запруженную реку Гнилушу.
Вот, что услышал в ответ.
- По железнодорожной ветке движение прекратилось два года назад. Для чего запрудили Гнилушу - никто точно не знает. А вокруг карьеров в Морево и Лызлово продолжаются бои (причем бои в прямом смысле слова, а не в переносном) между Бойко, взявшим себе кличку «Великий» и его конкурентами.
Впрочем, про перестрелки на карьерах я и без скутериста знал - и в газетах об этом писали, и телесюжеты были.
Побеседовав со скутеристом, собрался ехать дальше. От моста к станции Морево железнодорожная ветка идет по лесной просеке. Была идея проехать по тропинке, тянущейся вдоль рельс.
Но, после некоторого размышления, от этой идеи отказался. Тропинка узка, насыпь высока... Да и доведет ли тропинка до самого Морево? Короче, вернулся на шоссе.
Приехав на станцию Морево, решил первым делом взглянуть на нее с высоты. На станции сохранились четыре прожекторные мачты.
Прожектора на них разбиты, силовые кабели срезаны, но лестницы в полном порядке. Взобравшись по ним на вышку, я сделал следующие снимки.
Вид на запад.
Въезд на станцию. А на горизонте видно заброшенное, с выбитыми стеклами, многоэтажное здание промышленного назначения.
Вид на восток.
Железнодорожные пути посередине станции сравнительно мало заросли. Видимо, по ним еще не так давно ходили поезда. А пути по краям станции практически не видны, из-за выросшего на них густого подлеска.
На переднем плане бетонный столб, судя по всему, использовавшийся для громкоговорящей связи. Справа, в зелени, заброшенное здание станции.
Стрелочные переводы и брошенные станционные постройки.
«На главном пути»
В некоторых местах рельсы уже сняты.
Но шпалы остались. Разместился на шпалах поудобнее, перекусил и попил чайку из термоса.
Во время моей прошлогодней поездки в эти края меня поразил местный «техноген»: весьма большая для однопутной ветки заброшенная железнодорожная станция Морево, непонятно для чего запруженная «Гнилуша», дюкер на ней… Недавно в сети появилась весьма интересная информация о железнодорожной линии Тучково — Морево — Орешкинский комбинат и, в частности, о железнодорожной станции Морево.
Если кратко, высказывается предположение, что на станции Морево должны были формироваться полновесные грузовые составы из вагонов с песком, поступающим как из Моревских карьеров, так и из карьеров, расположенных севернее Лызлово. В перспективе предполагалось и открытие пассажирского движения по этой линии. В будущем, железнодорожную ветку Тучково — Морево — Орешкинский комбинат могла дотянуть и до Рузы.
Для чего запрудили Гнилушу? Во время поездки в Лызлово я обнаружил на правом берегу запруженной Гнилуши бездействующую насосную станцию.
А на одной из приведенных выше фотографий (вид со станции на восток) показано многоэтажное здание, показавшееся мне полузаброшенным. Во время первой поездки в Морево я не придал ему значения, посчитав, что это постройки карьероуправления, а напрасно. У карьероуправления есть капитальное двухэтажное здание (сам видел по дороге) вряд ли ему еще более фундаментальные постройки требовались.
А это, очень похоже, комбинат ЖБИ. И насосная станция качала воду из Гнилуши зимой и летом именно на этот комбинат (бетон без воды не сделаешь :о)) Появление запруды на Гнилуше можно объяснить необходимостью обеспечения постоянного уровня воды, для стабильного водозабора. Трубопровод длиной в несколько километров - это не расстояние. И на десятки километров воду гонят. К тому же ближе водозабора просто нет. Линия ЛЭП, которую видно на снимке, (может полностью, может частично) тоже обслуживала этот комбинат. Производство ЖБИ - дело энергоемкое. Кругом одни краны-балки. Бетонные плиты в руках не потаскаешь.
Кстати, на снимке хорошо видна ж/д ветка, отходящая от основного пути вправо, к развалинам. Так что станция Морево, видимо, не в последнюю очередь предназначалась для обработки грузов, поступающих на комбинат (буду так его условно называть) - цемент, металлопрокат. А также с комбината - готовые изделия. Но, подчеркиваю, все это лишь мои догадки.
Однако, вернемся к моему маршруту. После привала на обед отправился осматривать карьеры.
Рядом со станцией, чуть южнее ее, находится много маленьких запруженных карьерчиков. Наверное, песок в них добывали весьма давно, на берегах сплошная зелень. Пруды в карьерах весьма небольшие, в каждом садоводческом хозяйстве есть нечто подобное, используемое в качестве пожарного водоема. Интерес представляет, что прудов весьма много. Проходишь мимо одного - другой появляется. С островками, полузатопленными деревьями, обрывистыми берегами...
Полюбовавшись прудиками, поехал к большим карьерам, где продолжают добывать песок и гравий. Прошлым летом я не доехал до разрабатываемых Моревских карьеров, уперся в шлагбаум и проходную. Как оказалось, для свободного проезда к карьерам нужно было всего - на всего взять чуть правее, проехать по шоссе через лес, оставив слева от себя бытовку охраны.
Через пару километров показались карьеры.
Если приглядеться, на горизонте видны голубые пятнышки озер в затопленных карьерах.
Кто из мопедистов решит повторить мой путь и поедет этой дорогой, будьте осторожны! Шоссе на спуске засыпано толстым слоем песка. Я свою «Ригу-7» со штатными покрышками 1975 года (остатки протектора меньше 1 мм) еле удержал.
Вот они, Моревские карьеры. Пески, холмы, озера...
Небо угрожающе хмурилось, собиралась гроза, поэтому снимки получились немного мрачными. Встречать грозу в карьерах, а потом выбираться по раскисшим дорогам - мокрый песок пополам с глиной - не хотелось. Поэтому, засобирался домой. Думаю, еще побываю в этих местах. Расстояние от моей дачи до Морево и обратно - всего 117 км! Считай, совсем рядом.
Помимо Моревской железнодорожной ветки и карьеров в этой поездке осмотрел площадь Героев в Тучково. Мимо проезжал, глупо было бы не остановиться.
Площадь реконструировали несколько лет назад. С одной стороны здесь установлены бюсты трех братьев Тучковых - героев Отечественной войны 1812 года, с другой - бюсты героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков героически погиб во время Бородинского сражения. Со знаменем в руках, возглавляя контратаку Ревельского полка, он был смертельно ранен в грудь картечной пулей...
Старший брат Александра - Николай Алексеевич Тучков, генерал-лейтенант, также получил смертельное ранение во время Бородинского сражения, в бою за Утицкий курган.
Третий из братьев Тучковых, героев войны 1812 года, - Павел Алексеевич Тучков, генерал-майор. Прикрывая отход русских войск западнее Смоленска, повел в контратаку гренадерский полк. Получил тяжелое штыковое ранение и был захвачен в плен французами.
Бюсты героев Великой Отечественной войны снимал прямо против бившего в объектив солнца, поэтому снимки получились хуже, чем братьев Тучковых.
Лейтенант Захаров. «Ребята! Родину я не предам. Победа будет за нами. Уложил 11 фрицев. Патроны на исходе. Они все лезут!» — такую записку нашли во время реставрации церкви в поселке Тучково. Автор этих слов – лейтенант Александр Платонович Захаров - вместе со своими бойцами корректировал с колокольни церкви артиллерийский огонь советской батареи.
Тяжелораненый, лейтенант остался прикрывать отходивших к Москве-реке солдат, попал в плен к фашистам. После зверских пыток еще живого лейтенанта выбросили в окно. Тело его пролежало на морозе вплоть до освобождения поселка, только тогда местные жители смогли похоронить лейтенанта Захарова на местном кладбище.
Герой Советского Союза генерал-майор Лебеденко Никита Федорович, командовал 50-й стрелковой дивизией РККА, которая вела тяжёлые бои на Можайском направлении, а в январе 1942 года отбила у фашистских оккупантов Тучково и Дорохово.
Старший лейтенант Потапов Александр Ефремович до призыва в РККА жил и работал в Тучково. Участник героической обороны Брестской крепости.
Герой Советского Союза капитан Гаврыш Иван Егорович до войны также жил в Тучково. И.Е. Гаврыш был командиром звена 21-го дальнебомбардировочного авиационного полка (50-я бомбардировочная авиационная дивизия, авиация дальнего действия). К апрелю 1942 года капитан Гаврыш совершил 90 боевых вылетов, уничтожил ряд важных объектов в глубоком тылу противника. Очень непросто – столько раз летая на бомбежку выполнить задание и уцелеть.
Рядом с площадью Героев - Дом культуры, 1954 года постройки.
На мой взгляд, удачно площадь обустроили. Пусть молодежь знает, в честь кого поселок назван. И о подвигах героев Великой Отечественной войны не забывает.
Что еще интересного можно посмотреть в окрестностях Тучково - Морево - Рузы? О каменоломнях в Васильевском я уже упоминал. Там же - замок князя Щербатова и водопад в Григорово.
В самом поселке Тучково, на территории Тучковской районной больницы, расположен усадебный дом Лейнтца. Довольно живописно выглядит, хотя и полуразрушен.
По дороге на Рузу, в деревне Старая Руза - Старо-Рузское городище. С городища открывается прекрасный вид на Москва-реку. Правда, надо отметить, что об этом повествует путеводитель 1956 года. А с тех пор "прекрасный вид" мог сильно измениться...
Неподалеку, в Горбово, находится бездействующая с 2002 года гидроэлектростанция. Рядом, в Воробьево, недостроенный военный бункер.
Богат Рузский район достопримечательностями. Удачных всем мотопоездок!
Комментарии
Морево, май 2015
Решил окончательно разобраться с местным «техногеном». Выяснить, действительно ли здание промышленной архитектуры на западе от станции является комбинатом ЖБИ, ради которого запрудили Гнилушу и, в значительной степени, построили железнодорожную станцию Морево. Поэтому, открывая мотосезон 2015 года, первую поездку совершил именно в Морево. Ездил «проторенной» в предыдущих поездках дорогой (Жаворонки – Тучково – Марс – Морево и обратно) 26 мая 2015 года.
Что нового увидел на хорошо изученном Можайском шоссе? - Лесоповал.
Как и во многих местах Подмосковья тут вырубают ели, пораженные короедом. Что ж, дело нужное. И очень хочется надеяться, что на вырубках со временем вырастут новые деревья, а не коттеджи или логистические центры.
А на дороге, соединяющей Можайское шоссе и поселок Тучково (на картах ее именуют Восточной улицей), ничего нового. Асфальтовое покрытие все также разбито, как и годы назад. Приходилось все время объезжать рытвины, держа скорость не выше 30 – 35 км/час. Может быть эту дорогу не ремонтируют, так как она межрайонная – соединяет Одинцовский и Рузский районы? Далее, от Тучково до Марса асфальт уже лучше.
Станция Морево встретила привычной картиной запустения.
Вид на запад.
Вид на восток.
Однако, на рельсах главного пути я обнаружил следы наката!
То есть станция по-прежнему заброшена, но движение через нее, пусть и редкое, снова осуществляется. Может быть, для проверки состояния пути дрезину гоняют, а может и полновесные составы к Орешкинскому комбинату идут. Возобновление такого движения было обещано еще летом 2013 года.
Прежде чем разбираться с предполагаемым комбинатом железобетонных изделий, решил осмотреть станционные постройки. В предыдущую поездку я их видел только сверху, с осветительной мачты.
К станционным зданиям ведет тупиковая асфальтовая дорога, начинающаяся справа перед железнодорожным переездом у станции. (Переехав переезд, попадаем на грунтовку, ведущую к Лызлово, водохранилищу на Гнилуше и многочисленным садовым участкам).
Станционные здания.
Вид изнутри.
Все оборудование демонтировано, только вентиляционные короба остались.
Шкафчики с металлическим дверями. Интересно, что в них было?
После загаженных развалин на свежем воздухе гораздо приятнее.
Дорога из бетонных плит шла к весовой с частично демонтированными рельсами.
Для чего нужна эта канава - разобраться не смог.
Колодцы, тоже непонятного предназначения. Может быть, для кабелей?
После станции решил заняться осмотром комбината.
Железнодорожный переезд у животноводческой фермы Морево.
Кстати, на рельсах тут тоже виден накат! Возможно, поезда, действительно, снова ходят до Театральной.
Забавное зрелище - на последней фотографии – грибы на шпалах. :о)
Двинулся вдоль рельс на север.
Комбинат все ближе и ближе.
Предприятие работало, за заводским забором видна была передвигающаяся техника. Ближе подходить не стал и так ясно, что это действительно комбинат ЖБИ. На это указывают, в частности, цементные элеваторы, хорошо различимые на предпоследнем снимке. Более того, если приглядеться, в центре снимка видна и готовая продукция – железобетонные изделия (серые стопы-кубики, перед подъемным краном).
В интернете есть информация о заводе ЖБИ "Морево", зарегистрированном в поселке Тучково. По-видимому, это он и есть. По крайней мере на спутниковых картах никаких других комбинатов в окрестностях Морево не видно. Любопытно, что общество с ограниченной ответственностью "Завод железобетонных изделий "Морево" с уставным капиталом аж в десять тысяч рублей действует с 25.04.2013. Видимо, комбинат не раз менял собственников и названия. А 18.09.2014 ООО "ЗАВОД ЖБИ "МОРЕВО" снова исключено из Единого государственного реестра юридических лиц. Это что, банкротство и очередная смена собственника?
Итак, для меня представляются окончательно ясными и причины запруживания Гнилуши и строительства сравнительно большой железнодорожной станции Морево. Создавалась единая технологическая цепочка: карьеры – комбинат ЖБИ – железнодорожная ветка. А потом - «перестройка», рыночные реформы, разрушение единого народно-хозяйственного комплекса, рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, и вот перед нами живописные руины. Хорошо еще, что комбинат работает.
Осмотрев все, что хотел, отправился в обратный путь. Ехал без проблем, но не доезжая Кубинки мопед внезапно стал «рыскать» на шоссе. Причиной было спустившее заднее колесо. Что ж, «дело житейское» - прокол. Снимаю колесо, покрышку. Внимательно осматриваю ее и не нахожу никаких следов прокола и тем более пореза. На камере, в конце концов, нашлась маленькая дырочка со стороны обода. Причем, это был не прокол, вызванный острым концом спицы. Ободная лента была в полном порядке. Камера стала саморазрушаться! Везет же мне на саморазрушаемую китайскую резину! Что, давление в 4 атмосферы (по манометру) для этой камеры оказалось запредельным?
Но так или иначе, надо заниматься ремонтом. Лезу в сумку за запасной камерой, которую я всегда вместе с инструментом, клеем, резиновыми заплатками и некоторыми запчастями беру с собой в поездки, и обнаруживаю что все это оставил дома! Утром, когда собирался в дорогу, вынут на минутку из сумки пакет с перечисленным добром и забыл снова положить его назад… Вообще-то, особо забывчивым меня не назовешь, товарищи подтвердят, но вот в этот раз проштрафился. Ехать еще оставалось около 35 км – на руках по жаре мопед пришлось бы катить долго и тяжело. Дырочка в камере была маленькая – в принципе такую можно замотать изолентой и доехать до дома. Но вот горе! И изолента тоже была в забытом пакете. Оставался последний вариант – прятать мопед в кустах и идти в ближайшую деревню в поисках клея и резиновых заплат или, хотя бы, изоленты.
Но тут, на мое счастье (бывает же такое!) рядом остановился скутер и крепкий улыбчивый молодой человек, напоминающий положительных героев из старых советских фильмов, спросил: «Помощь нужна?».
- Вот ведь счастье подвалило!
«Нужна, нужна!» - закричал я.
Короче, скутерист съездил в Кубинку и купил там для меня новую камеру, а заодно и велоаптечку. После этого я благополучно добрался до дома.
Почему я решил рассказать про этот эпизод, не имеющий прямого отношения к достопримечательностям Морево? К сожалению, далеко не все водители мопедов, скутеров и мотоциклов останавливаются в подобных случаях. Кому-то просто на всех, кроме «себя любимого», наплевать, кто-то утешает себя фразой, да чем бы я мог помочь? А дело то, зачастую, заключается в копеечном куске изоленты, ключе нужного размера или подобной ерунде.
Давайте будем мужчинами, помогающими двухколесным собратьям, а не сопливыми пацанами, пролетающими мимо.
Всем удачных мотопоездок!