Перейти к основному содержанию

Турист на мопеде

Страничка Зигмунда Колоссовского

  • Cтраничка Зигмунда Колоссовского
  • ТУРИЗМ
    • Мотопрогулки
      • К озеру Глубокому
      • К Озернинскому водохранилищу
      • Можайск
      • В верховьях Нары
      • Сенежское озеро и его окрестности
      • Среди скал, Васильевское
      • Снова в Васильевском
      • В старинный город Верею
      • В окрестностях Вереи
      • Подмосковная Швейцария
      • Снова в Подмосковной Швейцарии
      • Окрестности Можайского шоссе
      • Усадьбы Крёкшино и Петровское-Алабино
      • Заброшенный бункер в Вороново
      • ВИВАТ-2011
      • К месту гибели партизанки Веры Волошиной
      • Водопад Радужный
      • На Северо-Запад Подмосковья
      • Карьеры в Тучково и Лызлово, заброшенная железнодорожная ветка
      • Снова в Морево - ж/д станция и карьеры
      • Снова в Лызлово
      • Вдоль берегов Истры
      • Шараповский песчаный карьер
      • Снова в Шарапово
      • “Подольское море”
      • Озеро Тростенское, Скирманово и Сычевское карьеры
      • "Шары" под Наро-Фоминском (заброшенные позиции С-25 и А-35)
      • «Шары» под Наро-Фоминском – часть 2
      • Горбовская ГЭС и Городок в Рузе
      • Дом-музей Пришвина в Дунино
      • Саввино-Сторожевский монастырь
      • Танковая площадка в Снегирях
      • «Мост в никуда» и частный музей ретротехники
      • Вторая поездка в Рузу
      • Рузское водохранилище – старинная усадьба Осташево – заброшенная Никольская церковь в урочище Лихачево
      • Родники на Протве
      • Карьеры в Морево – сезон 2017
      • Старинный город Боровск
      • Мини-зоопарк в Троицке
      • Симская трясина
      • Гремучий ручей и другие достопримечательности северо-востока Калужской области
      • Дорога к Дикому озеру или снова в Сычевских карьерах
      • Можайское водохранилище
      • Волоколамск с высоты птичьего полета
      • Дикое озеро – лето 2019 года
      • Подмосковная «Линия Сталина»
      • Достопримечательности Вереи
    • Иным транспортом
  • Встречи с настоящими путешественниками
  • Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
  • Товарищи по туризму
  • История отечественных мопедов
  • Мопед и экипировка
  • Мотогараж за 5000 рублей
  • Дача и окрестности
  • В стиле "ретро"
  • Ретроавтомобили на улицах
  • Продам коллекцию автомобильных значков
  • Продаю коллекцию мото значков
  • новости сайта

Снова в Морево

Конец мая. Завершились весенние сельхозработы на даче, появилось больше свободного времени, можно совершать туристические мотопоездки. Планы на этот сезон весьма обширные. А начать я решил с карьеров и заброшенной железнодорожной станции в Морево. Почему именно с них? Карьеры, конечно, никуда не денутся, а вот рельсы и прочий металл с брошенной железнодорожной ветки Театральная - Морево - Лызлово в любой момент могут порезать и сдать в металлолом. Поэтому, решил не откладывать поездку в Морево в «долгий ящик».

Выехал утром 29 мая 2012 года из села Жаворонки Одинцовского района, как всегда, на «Риге-7» с «КД».  Полтора часа езды по Можайскому шоссе, затем - по здорово разбитой дороге на Тучково, поворот на Рузу и вот передо мной бездействующий железнодорожный мост через Москву-реку.

заброшенный железнодорожный мост у Тучково

 

Ржавеет мост, зарастает травкой...

заброшенный железнодорожный мост у Тучково

 

Полюбовался с моста Москва-рекой.

заброшенный железнодорожный мост у Тучково, вид с моста

 

 заброшенный железнодорожный мост у Тучково, вид с моста

Пока я расхаживал по мосту, возле моего мопеда, оставленного на дороге, остановился скутер. Водитель скутера, мужчина весьма солидного возраста, терпеливо поджидал меня. Как только я подошел, он сразу спросил: «Железную дорогу восстанавливать будете?» (Дело в том, что я езжу в оранжевой жилетке со светоотражающими белыми полосами. И меня в таком наряде часто принимают за работника ремонтных служб...  :о)  Объяснив скутеристу, что я простой мототурист, в свою очередь забросал его вопросами про заброшенную железнодорожную ветку, Моревские карьеры, запруженную реку Гнилушу. 

Вот, что услышал в ответ.

-          По железнодорожной ветке движение прекратилось два года назад. Для чего запрудили Гнилушу - никто точно не знает. А вокруг карьеров в Морево и Лызлово продолжаются бои (причем бои в прямом смысле слова, а не в переносном) между Бойко, взявшим себе кличку «Великий» и его конкурентами.

Впрочем, про перестрелки на карьерах я и без скутериста знал - и в газетах об этом писали, и телесюжеты были.

Побеседовав со скутеристом, собрался ехать дальше. От моста к станции Морево железнодорожная ветка идет по лесной просеке. Была идея проехать по тропинке, тянущейся вдоль рельс. 

железнодорожная ветка на Морево

Но, после некоторого размышления, от этой идеи отказался. Тропинка узка, насыпь высока... Да и доведет ли тропинка до самого Морево? Короче, вернулся на шоссе.

Приехав на станцию Морево, решил первым делом взглянуть на нее с высоты. На станции сохранились четыре прожекторные мачты.  

на станции Морево
 

Прожектора на них разбиты, силовые кабели срезаны, но лестницы в полном порядке. Взобравшись по ним на вышку, я сделал следующие снимки.

 

Вид на запад.

Въезд на станцию. А на горизонте видно заброшенное, с выбитыми стеклами, многоэтажное здание промышленного назначения.

станция Морево

 

 Морево, комбинат ЖБИ?

 

Вид на восток. 

станция Морево

Железнодорожные пути посередине станции сравнительно мало заросли. Видимо, по ним еще не так давно ходили поезда. А пути по краям станции практически не видны, из-за выросшего на них густого подлеска. 

На переднем плане бетонный столб, судя по всему, использовавшийся для громкоговорящей связи. Справа, в зелени, заброшенное здание станции.

Заброшенная станция Морево

 

Стрелочные переводы и брошенные станционные постройки. 

 станция Морево

 

станция Морево
 

 

станция Морево

 

 

«На главном пути»

на станции Морево

 

В некоторых местах рельсы уже сняты.

на станции Морево

Но шпалы остались. Разместился на шпалах поудобнее, перекусил и попил чайку из термоса.

 

Во время моей прошлогодней поездки в эти края меня поразил местный «техноген»: весьма большая для однопутной ветки заброшенная железнодорожная станция Морево, непонятно для чего запруженная «Гнилуша», дюкер на ней… Недавно в сети появилась весьма интересная информация о железнодорожной линии Тучково — Морево — Орешкинский комбинат и, в частности, о железнодорожной станции Морево.

Если кратко, высказывается предположение, что на станции Морево должны были формироваться полновесные грузовые составы из вагонов с песком, поступающим как из Моревских карьеров, так и из карьеров, расположенных севернее Лызлово. В перспективе предполагалось и открытие пассажирского движения по этой линии. В будущем, железнодорожную ветку Тучково — Морево — Орешкинский комбинат могла дотянуть и до Рузы. 

Для чего запрудили Гнилушу? Во время поездки в Лызлово  я обнаружил на правом берегу запруженной Гнилуши бездействующую насосную станцию.

А на одной из приведенных выше фотографий (вид со станции на восток) показано многоэтажное здание, показавшееся мне полузаброшенным. Во время первой поездки в Морево я не придал ему значения, посчитав, что это постройки карьероуправления, а напрасно. У карьероуправления есть капитальное двухэтажное здание (сам видел по дороге) вряд ли ему еще более фундаментальные постройки требовались.

А это, очень похоже, комбинат ЖБИ. И насосная станция качала воду из Гнилуши зимой и летом именно на этот комбинат (бетон без воды не сделаешь  :о)) Появление запруды на Гнилуше можно объяснить необходимостью обеспечения постоянного уровня воды, для стабильного водозабора. Трубопровод длиной в несколько километров - это не расстояние. И на десятки километров воду гонят. К тому же ближе водозабора просто нет. Линия ЛЭП, которую видно на снимке, (может полностью, может частично) тоже обслуживала этот комбинат. Производство ЖБИ - дело энергоемкое. Кругом одни краны-балки. Бетонные плиты в руках не потаскаешь.

Кстати, на снимке хорошо видна ж/д ветка, отходящая от основного пути вправо, к развалинам. Так что станция Морево, видимо, не в последнюю очередь предназначалась для обработки грузов, поступающих на комбинат (буду так его условно называть) - цемент, металлопрокат. А также с комбината - готовые изделия. Но, подчеркиваю, все это лишь мои догадки.

  

Однако, вернемся к моему маршруту. После привала на обед отправился осматривать карьеры.

Рядом со станцией, чуть южнее ее, находится много маленьких запруженных карьерчиков. Наверное,  песок в них добывали весьма давно, на берегах сплошная зелень. Пруды в карьерах весьма небольшие, в каждом садоводческом хозяйстве есть нечто подобное, используемое в качестве пожарного водоема. Интерес представляет, что прудов весьма много. Проходишь мимо одного - другой появляется. С островками, полузатопленными деревьями, обрывистыми берегами...

Морево, старые карьеры

 

Морево, старые карьеры

 

Морево, старые карьеры

 

Морево, старые карьеры

 

Морево, старые карьеры

Полюбовавшись прудиками, поехал к большим карьерам, где продолжают добывать песок и гравий. Прошлым летом я не доехал до разрабатываемых Моревских карьеров, уперся в шлагбаум и проходную. Как оказалось, для свободного проезда к карьерам нужно было всего - на всего взять чуть правее, проехать по шоссе через лес, оставив слева от себя бытовку охраны.

Через пару километров показались карьеры. 

Если приглядеться, на горизонте видны голубые пятнышки озер в затопленных карьерах.

Морево, дорога в карьеры
 

Кто из мопедистов решит повторить мой путь и поедет этой дорогой, будьте осторожны! Шоссе на спуске засыпано толстым слоем песка. Я свою «Ригу-7» со штатными покрышками 1975 года (остатки протектора меньше 1 мм) еле удержал.

 

Вот они, Моревские карьеры. Пески, холмы, озера...

Морево, карьеры

 

Морево, карьеры

 

Морево, карьеры

 

Морево, карьеры

Небо угрожающе хмурилось, собиралась гроза, поэтому снимки получились немного мрачными. Встречать грозу в карьерах, а потом выбираться по раскисшим дорогам - мокрый песок пополам с глиной - не хотелось. Поэтому, засобирался домой. Думаю, еще побываю в этих местах. Расстояние от моей дачи до Морево и обратно - всего 117 км! Считай, совсем рядом.

 

Помимо Моревской железнодорожной ветки и карьеров в этой поездке осмотрел площадь Героев в Тучково. Мимо проезжал, глупо было бы не остановиться.

Площадь реконструировали несколько лет назад. С одной стороны здесь установлены бюсты трех братьев Тучковых - героев Отечественной войны 1812 года, с другой - бюсты героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 

 

Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков героически погиб во время Бородинского сражения. Со знаменем в руках, возглавляя контратаку Ревельского полка, он был смертельно ранен в грудь картечной пулей...

в Тучково

 

Старший брат Александра - Николай Алексеевич Тучков, генерал-лейтенант, также получил смертельное ранение во время Бородинского сражения, в бою за Утицкий курган.

в Тучково
 

 

Третий из братьев Тучковых, героев войны 1812 года, - Павел Алексеевич Тучков, генерал-майор. Прикрывая отход русских войск  западнее Смоленска, повел в контратаку гренадерский полк. Получил тяжелое штыковое ранение и был захвачен в плен французами.

в Тучково

 

Бюсты героев Великой Отечественной войны снимал прямо против бившего в объектив солнца, поэтому снимки получились хуже, чем братьев Тучковых.

 

Лейтенант Захаров. «Ребята! Родину я не предам. Победа будет за нами. Уложил 11 фрицев. Патроны на исходе. Они все лезут!» — такую записку нашли во время реставрации церкви в поселке Тучково. Автор этих слов – лейтенант Александр Платонович Захаров - вместе со своими бойцами корректировал с колокольни церкви артиллерийский огонь советской батареи.

Тяжелораненый, лейтенант остался прикрывать отходивших к Москве-реке солдат, попал в плен к фашистам. После зверских пыток еще живого лейтенанта выбросили в окно. Тело его пролежало на морозе вплоть до освобождения поселка, только тогда местные жители смогли похоронить лейтенанта Захарова на местном кладбище.

в Тучково

 

Герой Советского Союза генерал-майор Лебеденко Никита Федорович, командовал 50-й стрелковой дивизией РККА, которая вела тяжёлые бои на Можайском направлении, а в январе 1942 года отбила у фашистских оккупантов Тучково и Дорохово.

в Тучково

 

Старший лейтенант Потапов Александр Ефремович до призыва в РККА жил и работал в Тучково. Участник героической обороны Брестской крепости.

в Тучково

 

Герой Советского Союза капитан Гаврыш Иван Егорович до войны также жил в Тучково. И.Е. Гаврыш был командиром звена 21-го дальнебомбардировочного авиационного полка (50-я бомбардировочная авиационная дивизия, авиация дальнего действия). К  апрелю 1942 года капитан Гаврыш совершил 90 боевых вылетов, уничтожил ряд важных объектов в глубоком тылу противника. Очень непросто – столько раз летая на бомбежку выполнить задание и уцелеть.

в Тучково

 

Рядом с площадью Героев - Дом культуры, 1954 года постройки.

в Тучково

 

На мой взгляд, удачно площадь обустроили. Пусть молодежь знает, в честь кого поселок назван. И о подвигах героев Великой Отечественной войны не забывает.

 

Что еще интересного можно посмотреть в окрестностях Тучково - Морево - Рузы? О каменоломнях в Васильевском я уже упоминал. Там же - замок князя Щербатова и водопад в Григорово. 

В самом поселке Тучково, на территории Тучковской районной больницы, расположен усадебный дом Лейнтца. Довольно живописно выглядит, хотя и полуразрушен. 

По дороге на Рузу, в деревне Старая Руза - Старо-Рузское городище. С городища открывается прекрасный вид на Москва-реку. Правда, надо отметить, что об этом повествует путеводитель 1956 года. А с тех пор "прекрасный вид" мог сильно измениться...

Неподалеку, в Горбово, находится бездействующая с 2002 года гидроэлектростанция.  Рядом, в Воробьево, недостроенный военный бункер.

 

Богат Рузский район достопримечательностями. Удачных всем мотопоездок!

Комментарии

Морево, май 2015

Постоянная ссылка (Permalink) Опубликовано пт, 05/29/2015 - 18:33 пользователем admin

Решил окончательно разобраться с местным «техногеном». Выяснить, действительно ли здание промышленной архитектуры на западе от станции является комбинатом ЖБИ, ради которого запрудили Гнилушу и, в значительной степени, построили железнодорожную станцию Морево. Поэтому, открывая мотосезон 2015 года, первую поездку совершил именно в Морево. Ездил «проторенной» в предыдущих поездках дорогой (Жаворонки – Тучково – Марс – Морево и обратно) 26 мая 2015 года.

Что нового увидел на хорошо изученном Можайском шоссе? - Лесоповал.

Как и во многих местах Подмосковья тут вырубают ели, пораженные короедом. Что ж, дело нужное. И очень хочется надеяться, что на вырубках со временем вырастут новые деревья, а не коттеджи или логистические центры.

А на дороге, соединяющей Можайское шоссе и поселок Тучково (на картах ее именуют Восточной улицей), ничего нового. Асфальтовое покрытие все также разбито, как и годы назад. Приходилось все время объезжать рытвины, держа скорость не выше 30 – 35 км/час. Может быть эту дорогу не ремонтируют, так как она межрайонная – соединяет Одинцовский и Рузский районы? Далее, от Тучково до Марса асфальт уже лучше.

Станция Морево встретила привычной картиной запустения.

Вид на запад.

Вид на восток.

Однако, на рельсах главного пути я обнаружил следы наката!

То есть станция по-прежнему заброшена, но движение через нее, пусть и редкое, снова осуществляется. Может быть, для проверки состояния пути дрезину гоняют, а может и полновесные составы к Орешкинскому комбинату идут. Возобновление такого движения было обещано еще летом 2013 года.

Прежде чем разбираться с предполагаемым комбинатом железобетонных изделий, решил осмотреть станционные постройки. В предыдущую поездку я их видел только сверху, с осветительной мачты.

К станционным зданиям ведет тупиковая асфальтовая дорога, начинающаяся справа перед железнодорожным переездом у станции. (Переехав переезд, попадаем на грунтовку, ведущую к Лызлово, водохранилищу на Гнилуше и многочисленным садовым участкам).

Станционные здания.

Вид изнутри.

Все оборудование демонтировано, только вентиляционные короба остались.

Шкафчики с металлическим дверями. Интересно, что в них было?

После загаженных развалин на свежем воздухе гораздо приятнее.

Дорога из бетонных плит шла к весовой с частично демонтированными рельсами.

Для чего нужна эта канава - разобраться не смог.

Колодцы, тоже непонятного предназначения. Может быть, для кабелей?

После станции решил заняться осмотром комбината.

Железнодорожный переезд у животноводческой фермы Морево.

Кстати, на рельсах тут тоже виден накат! Возможно, поезда, действительно, снова ходят до Театральной.

Забавное зрелище - на последней фотографии – грибы на шпалах. :о)

Двинулся вдоль рельс на север.

Комбинат все ближе и ближе.

Предприятие работало, за заводским забором видна была передвигающаяся техника. Ближе подходить не стал и так ясно, что это действительно комбинат ЖБИ. На это указывают, в частности, цементные элеваторы, хорошо различимые на предпоследнем снимке. Более того, если приглядеться, в центре снимка видна и готовая продукция – железобетонные изделия (серые стопы-кубики, перед подъемным краном).
В интернете есть информация о заводе ЖБИ "Морево", зарегистрированном в поселке Тучково. По-видимому, это он и есть. По крайней мере на спутниковых картах никаких других комбинатов в окрестностях Морево не видно. Любопытно, что общество с ограниченной ответственностью "Завод железобетонных изделий "Морево" с уставным капиталом аж в десять тысяч рублей действует с 25.04.2013. Видимо, комбинат не раз менял собственников и названия. А 18.09.2014 ООО "ЗАВОД ЖБИ "МОРЕВО" снова исключено из Единого государственного реестра юридических лиц. Это что, банкротство и очередная смена собственника?

Итак, для меня представляются окончательно ясными и причины запруживания Гнилуши и строительства сравнительно большой железнодорожной станции Морево. Создавалась единая технологическая цепочка: карьеры – комбинат ЖБИ – железнодорожная ветка. А потом - «перестройка», рыночные реформы, разрушение единого народно-хозяйственного комплекса, рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, и вот перед нами живописные руины. Хорошо еще, что комбинат работает.

Осмотрев все, что хотел, отправился в обратный путь. Ехал без проблем, но не доезжая Кубинки мопед внезапно стал «рыскать» на шоссе. Причиной было спустившее заднее колесо. Что ж, «дело житейское» - прокол. Снимаю колесо, покрышку. Внимательно осматриваю ее и не нахожу никаких следов прокола и тем более пореза. На камере, в конце концов, нашлась маленькая дырочка со стороны обода. Причем, это был не прокол, вызванный острым концом спицы. Ободная лента была в полном порядке. Камера стала саморазрушаться! Везет же мне на саморазрушаемую китайскую резину! Что, давление в 4 атмосферы (по манометру) для этой камеры оказалось запредельным?
Но так или иначе, надо заниматься ремонтом. Лезу в сумку за запасной камерой, которую я всегда вместе с инструментом, клеем, резиновыми заплатками и некоторыми запчастями беру с собой в поездки, и обнаруживаю что все это оставил дома! Утром, когда собирался в дорогу, вынут на минутку из сумки пакет с перечисленным добром и забыл снова положить его назад… Вообще-то, особо забывчивым меня не назовешь, товарищи подтвердят, но вот в этот раз проштрафился. Ехать еще оставалось около 35 км – на руках по жаре мопед пришлось бы катить долго и тяжело. Дырочка в камере была маленькая – в принципе такую можно замотать изолентой и доехать до дома. Но вот горе! И изолента тоже была в забытом пакете. Оставался последний вариант – прятать мопед в кустах и идти в ближайшую деревню в поисках клея и резиновых заплат или, хотя бы, изоленты.
Но тут, на мое счастье (бывает же такое!) рядом остановился скутер и крепкий улыбчивый молодой человек, напоминающий положительных героев из старых советских фильмов, спросил: «Помощь нужна?».

- Вот ведь счастье подвалило!

«Нужна, нужна!» - закричал я.
Короче, скутерист съездил в Кубинку и купил там для меня новую камеру, а заодно и велоаптечку. После этого я благополучно добрался до дома.

Почему я решил рассказать про этот эпизод, не имеющий прямого отношения к достопримечательностям Морево? К сожалению, далеко не все водители мопедов, скутеров и мотоциклов останавливаются в подобных случаях. Кому-то просто на всех, кроме «себя любимого», наплевать, кто-то утешает себя фразой, да чем бы я мог помочь? А дело то, зачастую, заключается в копеечном куске изоленты, ключе нужного размера или подобной ерунде.
Давайте будем мужчинами, помогающими двухколесным собратьям, а не сопливыми пацанами, пролетающими мимо.

Всем удачных мотопоездок!

Яндекс.Метрика