Перейти к основному содержанию

Турист на мопеде

Страничка Зигмунда Колоссовского

  • Cтраничка Зигмунда Колоссовского
  • ТУРИЗМ
    • Мотопрогулки
      • К озеру Глубокому
      • К Озернинскому водохранилищу
      • Можайск
      • В верховьях Нары
      • Сенежское озеро и его окрестности
      • Среди скал, Васильевское
      • Снова в Васильевском
      • В старинный город Верею
      • В окрестностях Вереи
      • Подмосковная Швейцария
      • Снова в Подмосковной Швейцарии
      • Окрестности Можайского шоссе
      • Усадьбы Крёкшино и Петровское-Алабино
      • Заброшенный бункер в Вороново
      • ВИВАТ-2011
      • К месту гибели партизанки Веры Волошиной
      • Водопад Радужный
      • На Северо-Запад Подмосковья
      • Карьеры в Тучково и Лызлово, заброшенная железнодорожная ветка
      • Снова в Морево - ж/д станция и карьеры
      • Снова в Лызлово
      • Вдоль берегов Истры
      • Шараповский песчаный карьер
      • Снова в Шарапово
      • “Подольское море”
      • Озеро Тростенское, Скирманово и Сычевское карьеры
      • "Шары" под Наро-Фоминском (заброшенные позиции С-25 и А-35)
      • «Шары» под Наро-Фоминском – часть 2
      • Горбовская ГЭС и Городок в Рузе
      • Дом-музей Пришвина в Дунино
      • Саввино-Сторожевский монастырь
      • Танковая площадка в Снегирях
      • «Мост в никуда» и частный музей ретротехники
      • Вторая поездка в Рузу
      • Рузское водохранилище – старинная усадьба Осташево – заброшенная Никольская церковь в урочище Лихачево
      • Родники на Протве
      • Карьеры в Морево – сезон 2017
      • Старинный город Боровск
      • Мини-зоопарк в Троицке
      • Симская трясина
      • Гремучий ручей и другие достопримечательности северо-востока Калужской области
      • Дорога к Дикому озеру или снова в Сычевских карьерах
      • Можайское водохранилище
      • Волоколамск с высоты птичьего полета
      • Дикое озеро – лето 2019 года
      • Подмосковная «Линия Сталина»
      • Достопримечательности Вереи
    • Иным транспортом
  • Встречи с настоящими путешественниками
  • Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
  • Товарищи по туризму
  • История отечественных мопедов
  • Мопед и экипировка
  • Мотогараж за 5000 рублей
  • Дача и окрестности
  • В стиле "ретро"
  • Ретроавтомобили на улицах
  • Продам коллекцию автомобильных значков
  • Продаю коллекцию мото значков
  • новости сайта

Заброшенный бункер в Вороново

Маршрут: Жаворонки (Одинцовский район Московской области) – Троицк – Красная Пахра - Юрьевка - Голицино – Жаворонки.  

Ездили 23 июня 2011 года вдвоем - я и “Jukl”. 

Если взглянуть на карту, можно убедиться, что этот маршрут перекрывает маршрут предыдущей поездки, в заброшенные усадьбы Крекшино и Петровское-Алабьево. Но в эти две усадьбы, осмотренные ранее, мы не заезжали. Нас интересовали усадьба Красное и заброшенный военный бункер под Юрьевкой.
 

 

ТРОИЦК

Наукоград Троицк, город физиков, был промежуточным пунктом в нашей поездке. Останавливаться и что-либо осматривать здесь не планировали. Но, в силу обстоятельств, совершив техническую остановку для дозаправки бензином, невольно обратили внимание и на местные «руины». 

"заброшенки" в Троицке

 

"заброшенки" в Троицке
 

Очевидно, что строительство этих домов бросили не в «лихие 90-е», а совсем недавно, в «стабильные нулевые». Теперь недостроенные здания медленно разрушаются. А пока в их стенах, судя по «наскальной живописи», резвится местная детвора.
 

 

КРАСНАЯ ПАХРА, УСАДЬБА «КРАСНОЕ»

На 44 км Калужского шоссе, в центре поселка Красная Пахра, переехав мост через реку Пахру, на светофоре поворачиваем налево. Едем примерно 1,5 км, после довольно крутого спуска поворачиваем налево, на проселок с указателем «Церковь Иоанна Богослова».

Обращаю внимание всех, кто соберется в эти места, - сворачивать с Калужского шоссе налево нужно только после пересечения Пахры! Мы, например, ошиблись и свернули налево на предыдущем светофоре. Правда, удлинив себе путь, в чем-то и выиграли. Как нам подсказали местные жители, от деревни Софьино, можно не выезжая снова на Калужское шоссе, пересечь Пахру по пешеходному мостику и добраться до усадьбы.

Мостик оказался подвесным.

подвесной мост

подвесной мост

 

Река Пахра.

Река Пахра

 

Всего два года назад, во время поездки на мопеде к озеру Глубокому я впервые своими глазами увидел пешеходный вантовый мост через реку. Потом был похожий мост через Москву-реку у Васильевского, а вот теперь подвесной мост через Пахру. Не редкость, оказывается, подобные сооружения в Подмосковье… Кстати, подвесные мосты довольно сильно раскачиваются, поэтому, переводя по ним мопеды, будьте осторожны. 

Село Красное известно со времен Ивана Грозного. Тут и князья Милославские жили, в том числе казненный Петром I участник дворцового заговора Иван Милославский, и Кутузов во время Тарутинского маневра останавливался... А с 1756 года имением владела печально известная помещица Дарья Салтыкова – «Салтычиха». Эта дама замучила по разным данным от 100 до 139 человек, преимущественно девушек и молодых женщин. Основным поводом к наказанию была недобросовестность при мытье полов или стирке.
Надо сказать, что убийство помещиком крепостного, хотя формально и не дозволялось, но не было в те годы чем-то особо предосудительным. Действительно, «проштрафился» чем-то холоп, «поучили» его кнутом на конюшне, а отчего он вскорости умер, да кто ж его знает? Может быть, съел чего-нибудь не то… Однако, что сотворила «Салтычиха», было явно чрезмерным. Действительно, если все помещики таким темпами крепостных будут уничтожать, кто же сеять и жать будет? Поэтому, когда сведения о злодеяниях Дарьи Салтыковой дошли до царицы Екатерины II, «Салтычиху» было решено примерно наказать. Ее лишили дворянского звания и приговорили к пожизненному тюремному заключению. Любопытно, что помимо дворянства, «Салтычиху» юридически лишили и женского пола, повелевав именовать «сие чудовище мущиною» (Москва – Малоярославец – Юхнов, путеводитель для автомобилистов, М., «Научный мир», 2010, с.28.).

Когда впервые, еще в студенческие годы, я узнал про «Салтычиху», меня заинтересовало, куда девали такое количество трупов? Это ведь не один - два, как в рыцарских романах, в подвале замка не замуруешь… Оказывается, все обстояло довольно просто. Один из подельников Дарьи Салтыковой священник Степан Петров (после суда над «Салтычихой» отправленный на каторгу) отпевал замученных, и их без проблем хоронили на местном кладбище. Кстати, сама «Салтычиха» была весьма набожной дамой. Она делала пожертвования церкви и ежегодно отправлялась в поездки к православным святыням, таким, как Киево-Печерская лавра (там же, с.28.).

Сейчас усадьба в Красном находится на реставрации и обнесена довольно высоким железным забором. Позвонили в калитку, к нам вышел охранник. Мы уговорили его позволить сфотографировать историческую усадьбу. Вот это фото. Здесь «Салтычиха» жила.

Усадьба Красное

 

А напротив усадьбы стоит весьма древняя церковь Иоанна Богослова 1705 года постройки.

Усадьба Красное, церковь

Здесь «Салтычиха» молилась.
 

 

ЗАБРОШЕННЫЙ ВОЕННЫЙ БУНКЕР В ОКРЕСТНОСТЯХ ДЕРЕВНИ ЮРЬЕВКИ

Вернувшись снова на Калужское шоссе, на 59 км делаем правый поворот, далее едем 5 км до деревни Юрьевки, проезжаем мимо пруда и примерно в середине деревни сворачиваем направо на знак «Примыкание второстепенной дороги справа». Въезжаем на дорогу из бетонных плит, местами, как, например, у Юрьевки, покрытую поверх них асфальтом. Едем до самого конца дороги с покрытием (примерно 5 км). Доезжаем до садового товарищества «Приозерное». Тут надо вернуться назад примерно на 50 м до развилки с совершенно «убитым» проселком. Передвигаемся по проселку еще около 1 км. В самом конце проселок раздваивается. Нужно выбрать левую дорогу. Впрочем, думаю, здесь уже никто не ошибется, так как слева от дороги, сквозь заросли молодых березок, уже виден серый бетонный забор вокруг бункера.

Надо сказать, что мы проскочили правый поворот в Юрьевке и доехали аж до села Свитино. Когда разворачивались, наше внимание привлекли руины церкви, как потом выяснилось, XVIII века.

 

Свитино, церковь

 

 

Свитино, церковь

 

 

Маловато, что охранять осталось...

Свитино, церковь

 

 

Но, вернемся к бункеру. По разбитому проселку передвигаться на мопедах было совершенно невозможно, поэтому они были спрятаны в лесу. “Jukl”, занимавшийся маскировкой, пожалуй, даже несколько перестарался, учитывая безлюдность этих мест...

Вороново заброшенный бункер

 

 

А вот и бункер. Вид снаружи. 

Вороново заброшенный бункер

 

 

По этим туннелям, видимо, можно попасть во внутрь.

 

 

 

 

 

Однако, мы воспользовались самодельной, хотя и весьма прочной лестницей. Впрочем, на фото я уже спускаюсь.

Вороново заброшенный бункер

 

 

Внутри.

Вороново заброшенный бункер

 

 

 

Вороново заброшенный бункер

 

Вороново заброшенный бункер

 

Вороново заброшенный бункер

 

Вороново заброшенный бункер

 

 

 

 

 

 

 

Вороново заброшенный бункер

 

 

На крыше.

 

Вороново

 

 

Ракетные шахты?

Вороново

 

Вороново, заброшенный бункер

 

 

Вид с крыши.

Вороново

 

Вороново

 

 

 

 

 

 

 

 

КПП.

Вороново

Судя по надписям, бункер является любимым, «обжитым» местом посещений местной молодежи. Даже стрелки на стенах нарисованы, чтобы не заблудиться.

Встретившийся нам в Юрьевке местный скутерист рассказал, что еще лет десять назад бункер охраняли солдаты. Затем охрану сняли. Есть различные предположения о предназначении бункера. Одно из них – стартовая позиция ракет противоракетной обороны. По другой версии бункер строился как объект спецсвязи, а шахты предназначались для антенн. После завершения строительства, бункер, видимо, должен был быть засыпан землей.

В литературе встречаются советы быть весьма осторожным при посещении бункера. Рекомендуют брать с собой налобный фонарь, веревку. К краям отверстий ближе, чем на полметра не подходить, так как очень скользко...

Не было у нас ни веревок, ни фонарей, но чувствовали мы себя в бункере достаточно комфортно. За исключением самого нижнего яруса, везде светло и совсем не скользко. Все лестницы, и сваренные из арматуры и самодельная деревянная, весьма надежны. Видимо, все перечисленные меры повышенной безопасности необходимо соблюдать в холодное время года. Тогда в бункере, наверное, и скользко и сумрачно.

Мы планировали доехать еще до границы Московской и Калужской областей, осмотреть водопад Радужный. Но, так как довольно долго повозились с поисками бункера, и солнце уже клонилось к закату, решили возвращаться. Вернувшись на Калужское шоссе, доехали до пересечения с малым бетонным кольцом и отправились в направлении Голицыно. Узка в этих местах «бетонка», периодически приходилось съезжать на обочину, чтобы пропустить грузовики, но ничего, добрались.
 

Яндекс.Метрика