- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Затерянный штаб Черняховского
- Православный дальнобой
- Рубилово на рокадной дороге
- «ИНДУС» В СРЕДНЕРУССКОЙ ПОЛОСЕ
- Вельветовый джип
- «ФАЗЕР» МОЖЕТ!
- Услада пенсионера или уксусный вопрос
- В СТРАНУ СОВЕТОВ!
- Озерные развлечения
- Экстрим в среднерусской полосе
- Забытый юбилей
- Прикаспийская пескоструйка. Часть 1
- Прикаспийская пескоструйка. Часть 2
- Прикаспийская пескоструйка. Часть 3
- Полвека союзу мотора и педалей. Часть 1.
- Полвека союзу мотора и педалей Часть 2.
- Полвека союзу мотора и педалей. Часть 3.
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
Прикаспийская пескоструйка. Часть 3
Распрощавшись с Азгиром и его радиоактивными тайнами, взяли курс на север. Мы – это описанная в первых двух частях команда из пяти человек на двух джипах и одном 50-кубовом скутере (TGB 101r). Конечно, мы могли от Азгира кратчайшим путем рвануть на родину (до нее всего какая-то сотня), к цивилизации, нормальному бензину и обильной кормежке. Но время еще позволяло, техника, хотя и скрипела, но терпела, а мы сами вошли во вкус пустынного обитания. Городская суета и теснота не манили вовсе.
Вскоре довольно накатанный степной проселок, почти без песка, привел в довольно крупное поселение Батырбек. Его отличие от пустынных поселков – более «крутые» автомобили: вместо традиционных «уазиков» здесь горделиво стояли возле мазаных глиной и покрытых соломой жилищ белые «Нивы». О недавнем, менее зажиточном прошлом говорили скелеты мотоциклов и исковерканные люльки, виднеющиеся в кучах хлама.
|
|
|
До вечера ехали по пустынной равнине, не встретив ни одной машины, редкие кошары оказывались заброшенными. Песчаные барханы вспоминались уже с ностальгией – уж очень стало пыльно, и глаз не на чем задержать. И вдруг – о чудо: посреди равнины показалось одинокое дерево, да не какой-нибудь чахлый саксаул, а огромное, с листьями, о трех стволах. Решили подъехать, уж больно необычное зрелище – и интуиция не обманула. Это оказалось местом, где в древности стоял караван-сарай, один из многих на великом шелковом пути. Сохранились очертания замкнутого периметра стен и внутренних помещений. А посредине лежал каменный круг ручной мельницы – такой же мы видели в музее в Сарайчике. Позже, в Москве, археологи подтвердят, что наша находка относится примерно к 13-14 веку.
|
|
Путь преградил огромный солончак Хаки (его длина около 100км), прямой дороги, показанной на карте, не оказалось, поехали в объезд. К шлейфу пыли, не оседающему несколько минут, добавилась и другая неприятность – огромные шары травы «перекати-поле» заполняли дорогу. Высохшие стебли наматывались на колеса скутера, а еще сочные цеплялись за подставку, как якорь. Приходилось часто останавливаться, чтобы их «отпустить» на свободу. Заночевали на берегу с величественным видом на соляную равнину.
|
|
Следующим утром распрощались с бездорожьем и выехали к цивилизации – к поселку Урда. От прошлого «оплота цивилизации», Азгира, проехали без малого 200км.
Не буду лукавить, что в Урде оказались случайно: еще в Москве, готовясь к путешествию, наметили эту точку, как интересный исторический объект. Поселок (кстати, по-казахски пишется Орда) был в прошлом центром Букреевской Орды, давшей в 19 веке импульс к оседлости казахского народа. Здесь, в так называемой Ханской ставке, был крупнейший перевалочный пункт (по-современному – терминал) караванов, шедших во все стороны, проводились многолюдные ярмарки, сравнимые лишь с Нижегородской и Ирбитской. Да-да, уральский город Ирбит вошел в мировую историю не только как производитель мотоциклов-«оппозитов».
Очень познавательным оказалось посещение музея. Помимо прочего, интересным показался тот факт, что предметы роскоши, которыми династия букреевских ханов удивляла высокопоставленных гостей, так вот, такие же предметы в ассортименте (тарелки, рюмки, столовая посуда), но круче в исполнении, имеет ныне любая российская домохозяйка. И опять поразила школа – своей опрятностью и приличным видом детей и старшеклассников.
|
|
По атласу дальнейший путь должен проистекать по приличным официальным дорогам с покрытием, и чем дальше, тем они должны становиться лучше и лучше. Однако на деле этого не наблюдалось, и все родство с нормальными шоссе огранивалось километровыми столбами. Асфальтовое покрытие, заложенное еще в советское время, если где и показывалось из-под культурного слоя земли, то вовсе не радовало. Приходилось быть начеку: можно было со всего хода залететь в ямку, глубиной в полметра и шириной со скутер. Вот и пристанционный городок Сайхин, здесь погранпереход, а на бензоколонке есть даже 92-й бензин. Внешний вид АЗС вызвал ностальгию по годам мотоциклетной юности, лет эдак 30 назад. Оператор долго высчитывала, сколько взять за бензин, честно предупредив, что у нее обменный курс «не очень». Наконец озвучила цифру – 205, это рублей за 10литров, и посмотрела в глаза, явно ожидая, что я в ужасе отшатнусь или стану торговаться. Но я молча протянул деньги – рубли и так в кармане за 10 дней залежались, да и скорее хотелось попасть в Россию. К тому же не москвичей удивлять космическими ценами на все!
Но путь на Родину оказался не прост, и уж тем более не был усеян розами. На таможне нас на удивление быстро оформили, забрали миграционные карты и совершенно бескорыстно (то есть даром) отпустили на все четыре стороны. Именно на все стороны, поскольку куда дальше ехать было, непонятно – впереди перед шлагбаумом оказалась дорога обратно в Сайхин.
|
Спросили – нас направили через переезд, но дальше дороги терялись в паутине местных направлений. Если ехать по азимуту (а некоторые из колей шли и в этом направлении), то окажешься на территории действующего ракетного полигона Капустин Яр. А нам туда вовсе не хотелось, чтобы быть арестованными и долго и нудно объяснять, как мы тут оказались. Но не зря говорят, что от судьбы не уйдешь, и события последующего дня доказали это. А пока мы решаем ехать вдоль железной дороги, которая должна вывести в Россию. Стемнело, и эти хаотичные блуждания по пыльной степи в тщетных поисках российского погранперехода запомнятся надолго. Проехав через какие-то темные полуразрушенные строения, под лай собак вдруг оказались на освещенном прожектором пятачке. Каким родным и уютным показался этот окруженный колючкой кусок асфальта, солдат, лузгающий семечки и чисто выбритый русский офицер в маленьком вагончике. Без проволочек оформив формальности, не забыв попросить «открыть у мопеда багажник», нас направили снова в степь. Но теперь уже перед нами вдали светилось множество огней города Эльтон.
Городок на берегу известного курортного соляного озера проскочили глубокой ночью. Попутно отметил, что все-таки наша глубинка, по сравнению с казахской, смотрится очень и очень неплохо. Везде видны зародыши чистоты и порядка, которые обычно людям местным не заметны. Заночевали на действительно живописном берегу озера. Впрочем, название «озеро» не совсем точно – это тот же безжизненный солончак, разве что его берега местами изрезаны оврагами (их здесь называют балками), по которым текут через двухметровые заросли камыша хилые ручейки.
|
Объехали Эльтон вокруг, места относительно населенные, но разруха, хотя и не сравнимая с казахской, но все же значительная. Но наше главное (и неприятное) открытие – автодорог, показанных на карте, нет. Вернее, видно, что их когда-то проектировали, и местами даже начали строить, но не доделали. Опять ноутбуки, соединенные со спутниковыми навигаторами, и генштабовские карты оказываются бессильными. Совершенно непонятно, как в городок Эльтон добираются местные жители из областного центра Волгограда.
Мы же в своих бесконечных блужданиях по безжизненной пыльной степи вдруг оказались в местечке под названием Житкур. Название мы узнали благодаря GPS, но только о реальном состоянии поселка «космос» нам ничего не поведал. А состояние оказалось «нулевое», то есть ничего выше бугорков от стоявших здесь когда-то бараков. О том, что это именно бараки, говорили размеры фундаментов и кучки угля и шлака на месте печей. Но самым жутким оказалось заброшенное кладбище – черные кресты, наспех сделанные из подручного металлолома. На некоторых железках читались нацарапанные кривым почерком имена и инициалы – сплошь женские. И даты захоронения – от 1937 по 1952 годы. Видимо, здесь был женский лагерь системы ГУЛАГ, но упоминаний об этом, как я пытался узнать позже, нигде нет. Страшным было зрелище этого заброшенного и забытого кладбища, еле виднеющегося среди сухой травы. Ни одной ухоженной могилки, ни одного цветочка, да и кресты натыканы так часто, что видно – хоронили без гробов, просто скидывали тела в ямы.
|
|
По сравнению с этой жутью детскими сказками показалась другая грань Житкура, собственно из-за которой он прославился на весь мир (в Интернете более 2500 ссылок). Утверждалось, что здесь расположена сверхсекретная военная база, в которой в подземных хранилищах собраны летающие тарелки и даже тела инопланетян. Хотя военный объект действительно здесь наблюдался, но одного взгляда на него достаточно, чтобы понять, что он еле живой, и служить сюда посылают вместо гауптвахты, причем солдаты за сигарету выдадут все свои секреты.
|
Для нас полезный показалась ЛЭП, вдоль которой виднелись автомобильные следы, идущие как раз в нужном направлении – на запад. А база, как мы сообразили, - наблюдательный пункт капъярского полигона, который, судя по карте, расположен южнее. Видимо, этим объясняется и отсутствием дорог южнее, рассуждали мы. Поедем по северной границе полигона, и выйдем на трассу. Однако степи, казалось, не было конца, так проехали километров 50 вдоль ЛЭП - ни людей, ни машин, ни жилищ. Вдруг что-то показалось вдалеке – оказалась, еще такая же военная база, только побольше. Затем еще одна, а когда вокруг нарисовались ракеты, танки, самолеты и часовые с автоматами, мы поняли, что едем не по границе полигона, а прямо через его «сердце». Как бы отсюда выбраться без проволочек и последствий – вот была единственная мысль. Но дорога была одна, сменившая свое состояние из грунтового в бетонное, а затем асфальтовое.
|
Появилась мобильная связь, и все члены группы позвонили домой сказать, что «влипли» и «скоро не ждите». Хотя вокруг сновали люди в хаки и попадались армейские «уазики», нас пока не останавливали. Ну и мы не останавливались, ехали по единственной дороге вперед. И вот на горизонте показались девятиэтажки закрытого города Знаменска, а прямо на дороге КПП с закрытыми воротами и часовыми с автоматами, внимательно и бдительно смотревшими в нашу сторону. И тут нам Бог послал, нет, не кусочек сыра, а что-то побольше - гражданского мотоциклиста. Парень-казах на убитом в лом «иже», видимо, проникся видом запыленного скутера и бородатого дядьки (то есть меня) на нем. Он понял, что вряд ли это «шпиён», и не только сказал, как объехать КПП, но и проехал впереди по лабиринту полуразрушенных строений «Военного совхоза №31». Мы сказали ему «спасибо» (даже проскочила укоризненная мысль – вот так за спасибо и продают Родину) и поспешили подальше от КПП. Окончательно полегчало только километров через 30, когда выскочили на автотрассу неподалеку от города Ленинска.
|
Теперь мы почти дома – осталось загрузить скутер и рвануть без остановки домой, всего какую-то тысячу с небольшим километров. А впечатлений хватит на год, По крайней мере, до следующей осени, когда у "караванщиков" возникает какой-то внутренний зуд, и, превозмогая различные трудности, отбрасывая прочь … впрочем, это я уже повторяю свои же слова из первой части рассказа. Но знаю точно - на следующий год опять поеду в пески!
Третья часть маршрута
За 10 дней путешествия (не считая пути на крыше автомобиля) пройдено на 50-кубовом скутере TGB 101r по бездорожью 1360км. О подготовке скутера и о том, как он себя вел в этом экстремальном пробеге, читайте в одном из следующих выпусков.
Благодарю спонсора пробега, компанию Liqui Moly (www.liquimoly.ru), чья качественная продукция не дала «крякнуть» мотору. А также С.-Петербургский салон «С-Мото» (www.cmoto.ru), не побоявшийся «отпустить» скутер для прогулки по пескам. Ну и, конечно, соучастников экстрима Диму Скитальца, Дэна Джана, Сергея Stealth и Екатерину Жаданову.