Перейти к основному содержанию

Турист на мопеде

Страничка Зигмунда Колоссовского

  • Cтраничка Зигмунда Колоссовского
  • ТУРИЗМ
    • Мотопрогулки
    • Иным транспортом
      • Музей ретроавтомобилей на Рогожском валу
      • Рязанский Кремль
      • Усадьба Покровское-Стрешнево
      • Мотопарк 2012
      • В Дрезну, за ягодами!
      • Автострада 2012 (Калуга)
      • Заброшенный военный бункер в Хлюпино
      • Автострада-2013
      • «Горы» под Воскресенском
      • Достопримечательности Подольска
      • Вдоль Москвы-реки от Курьяново до Печатников
      • Усадьба Быково
      • Прогулка по Лобне
      • Поездка в Серпухов
      • В Дмитрове
      • По Калужской области вдоль Протвы
      • Люберецкие карьеры
      • День Московского трамвая
      • Новый Иерусалим
      • Усадьба Середниково и киногород Piligrim Porto
      • Путешествие в прошлое – станция Подмосковная
      • Кимры, или первая поездка в Верхневолжье
      • Северный речной вокзал и прогулка по Химкинскому водохранилищу
      • Старинная усадьба и водопад в Пущино-на-Оке
      • Переславль-Залесский, часть I - Переславский железнодорожный музей
      • Переславль-Залесский, часть II - Успенский Горицкий монастырь
      • Переславль-Залесский, часть III – Переславский кремль
      • Переславль-Залесский, часть IV Александрова гора и Синий камень
      • Парк «Патриот». Часть I. Поле Победы (Разгром немецко-фашистской группировки в подмосковной деревне Юшково)
      • Парк «Патриот». Часть II. Моторы войны.
      • Парк «Патриот». Часть III. «Партизанская деревня»
      • Парк «Патриот». Часть IV. «Выставка трофеев из Сирии»
      • Парк «Патриот». Часть V. «По пути от «Партизанской деревни» к «Моторам войны»»
      • Тульский мотомузей Леонида Зякина. Часть I. Мопеды.
      • Часть II. Мотороллеры.
      • Часть III. Мотоциклы
      • Бронепоезд № 13 «Тульский рабочий»
      • Зарайск
      • Серпуховские «заброшенки»: железнодорожная ветка на Протвино и усадьба Пущино-на-Наре
      • На ретротеплоходе по рекам Трубеж и Ока
      • Суздаль
      • Орехово-Зуево
      • Чертов мост в Василево и другие достопримечательности Верхневолжья
      • Действующая узкоколейная железная дорога в Подмосковье
      • Усадьба Суханово
      • Незавершенная поездка в Клин
  • Встречи с настоящими путешественниками
  • Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
  • Товарищи по туризму
  • История отечественных мопедов
  • Мопед и экипировка
  • Мотогараж за 5000 рублей
  • Дача и окрестности
  • В стиле "ретро"
  • Ретроавтомобили на улицах
  • Продам коллекцию автомобильных значков
  • Продаю коллекцию мото значков
  • новости сайта

Парк «Патриот». Часть I. Поле Победы (Разгром немецко-фашистской группировки в подмосковной деревне Юшково)

Еще осенью 2021 года, прочитав в газете «Метро» статью Ольги Кабаковой о поездке в парк «Патриот», решил непременно съездить сюда. Случай предоставился 5 января 2021 года. С маршрутом определился быстро – на официальном сайте парка «Патриот» черным по белому указано, что до парка можно добраться, в частности так: от «станции Кубинка - автобус № 75к ежедневно с 7:30 до 20:00, интервал движения составляет 15 минут».

Аналогичные сведения были приведены в газете "Подмосковье сегодня" (31.12.2020).

Отмечу сразу – информация не соответствует действительности. В Кубинку я приехал в 10.00 и убедился, что автобус 75к ушел 10 минут назад. А следующий – только в 11.00. Ознакомившись с расписанием, понял, что интервал движения автобуса 75к вовсе не 15 минут, как объявлено на музейном сайте, а 1 – 1,5 часа. Учтите это, дорогие патриоты, собравшиеся ехать в «Патриот» общественным транспортом.

Сразу упомяну и другой «негатив», чтобы потом писать только о хорошем. В парке крайне плохо обстоит дело с навигацией. Сильно не хватает указателей, особенно для пешеходов. Я уже не говорю о том, что неплохо бы на территории парка раздавать (или хотя бы продавать) буклеты, рассказывающие, где что находится и как туда можно пройти или проехать. Осмотрев «Поле Победы» и Главный храм вооруженных сил РФ, я собрался взглянуть на экспозицию «Моторы войны». Но, территория у парка огромная, от Главного храма, например, до «Партизанской деревни» - 4, 6 км. Чтобы добраться до искомых «Моторов войны» (расстояние 2 км) пришлось расспрашивать дворников и периодически пялиться в навигатор. По дороге время от времени натыкался на такие же блуждающие группы посетителей. Одни искали Главный храм, другие, наоборот, музейную площадку №1. Бывало, что и автомобилисты останавливались, выясняли про парковки.

Где-то я читал, что по парку можно проехать на бесплатном маршрутном такси. Даже если это так, проезжают такие "маршрутки", видимо, весьма редко. По крайней мере, я ни одной не повстречал во время моих пеших странствий. Короче, мой совет посетителям парка, особенно пешим. Заранее дома, с помощью интернета, сделайте подробные распечатки расположения всех интересующих вас экспозиций парка, вооружитесь старым добрым компасом и смелее в путь!

И еще одна досадная мелочь. На некоторых информационных табличках с "Поля Победы" имеются грамматические, стилистические и смысловые ошибки. Пустячок, конечно, но лучше бы его не было.

Про «ложку дегтя» я написал. Теперь буду только о «бочке меда».

В 11.30, наконец, добравшись до Парка «Патриот» и сойдя на остановке «Главный храм», я направился к «Полю Победы». Найти его очень просто. Пройдя через входной павильон, Вы увидите искомое поле справа от храма, с внешней стороны галереи «Дорога памяти». Начинать осматривать Поле рекомендую с наиболее дальней от входа, южной его стороны, двигаясь по ходу наступления советских войск.

Так что же это за «Поле Победы»? Приведу информацию со стенда, дабы читатель не портил глаза, пытаясь разобрать что-либо на фотографии небольшого разрешения.

поле победы

Шли первые числа декабря 1941 года, враг из последних сил пытался прорваться к Москве, ведя изнурительные бои с частями Красной армии на Наро-Фоминском направлении.

В ходе наступления 1 декабря нацистам удается вклиниться в советскую оборону, заняв деревню Юшково, от которого до столицы их отделяло всего три десятка километров. Ночью 3 декабря 1941 года к населенному пункту вышел отряд пограничников капитана Дженчураева численностью 55 человек, поддерживаемый 6-ю танками. У местных жителей им удалось узнать, что в Юшково сосредоточено несколько сотен солдат противника, пара десятков танков и две артиллерийские батареи. Одна из них - зенитная.

Капитан на личном опыте знал, что враг крайне не любил ночные бои и всегда старается их избегать. Поэтому, несмотря на явное превосходство противника, он решил атаковать немцев и взять Юшково штурмом. Для нанесения решительного удара по врагу капитан Дженчураев разделил свое подразделение на маленькие отряды, и расположил их с разных сторон населенного пункта.

В час ночи красноармейцы открыли огонь по позициям немцев. Танки, кратковременно включая фары, освещали позиции фашистов, после чего резко меняли место расположения и следовал орудийный залп, и так раз за разом. А в это время малочисленные отряды, воспользовавшись неразберихой, незаметно подползали с разных направлений к позициям фашистов и закидывали их окопы гранатами, нанося большой ущерб живой силе противника.

Неравный бой шел всю ночь, одна атака малочисленных отрядов красноармейцев сменяла другую, причем фашисты даже не догадывались о том, что его атакует горстка бесстрашных бойцов под командованием капитана Д.Д. Дженчураева. В 7 утра состоялся решающий штурм Юшково, закончившийся взятием населенного пункта, враг спешно отходил на рубежи, занятые ранее.

В ходе боя противник потерял до 200 человек убитыми и столько же ранеными, оставив в деревне 18 подбитых и уничтоженных танков и 15 орудий. Потери отряда пограничников составили 11 человек убитыми.

Вот так, по суворовски, «не числом, а умением». Впрочем, это не столь удивительно, учитывая, что отряд Дженчураева состоял из пограничников. Пограничные войска НКВД СССР при нападении фашистской Германии показали большую стойкость и лучшую выучку по сравнению с регулярными частями РККА. Интересно, почему так произошло? Благодаря организаторским способности Л.П. Берии, возглавлявшего в то время НКВД СССР? Или были другие причины? Ладно, не будем гадать, а вернемся на «Поле Победы».

Немецкие укрепления.

поле победы

поле победы

поле победы

поле победы

поле победы

поле победы

поле победы

поле победы

Надпись на табличке, если я правильно перевел, "Слава грубой (сильной) Германии".

 

поле победы

А тут и без перевода понятно - "С нами бог".

 

поле победы

 

Разбитая немецкая артиллерия.

поле победы

поле победы

Кстати, на фотографиях - немецкие 88-мм зенитные пушки Flak, считавшиеся одними из лучших зенитных орудий периода Второй мировой войны. Эти пушки широко использовали не только в качестве зенитных, но и как противотанковые орудия и, даже, полевые. Но в РККА была зенитка не хуже. Это 85-мм зенитное орудие 52-К образца 1939 года. Использовали его и против танков, о чем я писал в отчете о поездке на "Ильинский рубеж".

 

А здесь, видимо, показан результат действия советских танковых орудий.

поле победы

 

Юшково после изгнания немцев.

поле победы

поле победы

поле победы

поле победы

поле победы

поле победы

поле победы

 

В полуразрушенных избах патронные ящики, остатки домашней утвари, немецкие плакаты и фотографии.

поле победы

поле победы

поле победы

поле победы

поле победы

поле победы

поле победы

поле победы

поле победы

 

Разбитая немецкая бронетехника. Перед нами немецкий средний танк PzKpfw IV.

поле победы

Напомню, что экспозиция на Поле Победы называется собирательный образ разгрома немецко-фашистской группировки в подмосковной деревне Юшково. Непосредственно сразу после освобождения этой деревни, естественно, никто не собирал побитую военную технику для будущих музеев. Не та была обстановка. Трофейный металлолом шел в переплавку. Поэтому, на Поле Победы выставлен PzKpfw IV подбитый не в Юшково, а северо-западнее, у деревни Коняшино Волоколамского района. Любопытно, что танк подбила не артиллерия, а пехотинцы с помощью противотанковых гранат. Боец 316 стрелковой дивизии (знаменитые "панфиловцы") Кирилл Илларионович Кривенко метким броском гранаты перебил гусеницу танка. Подоспевшие на помощь товарищи забросали танк гранатами, уничтожив его экипаж.

 

Уничтоженная советской артиллерией немецкая самоходка Sturmgeschütz III (StuG III) — средняя немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий. Создана на базе танка PzKpfw III.

поле победы

поле победы

Данный экземпляр был подбит 27 октября 1941 года артиллеристами 2 батареи 1 дивизиона 557 пушечного артиллерийского полка в бою у деревни Алексеевка.

Уничтожать вражескую бронетехнику советским воинам помогали вот такие пособия.

поле победы

 

Брошенная полевая кухня. Даже дровишки неиспользованные остались.

поле победы

 

Немецкий пикирующий бомбардировщик Ju 87.

поле победы

поле победы

Этот самолет был сбит советскими зенитчиками под Наро-Фоминском 24 октября 1941 года.

 

Пособие для зенитчиков.

поле победы

 

На Поле Победы представлена и советская военная техника. Но смог сфотографировать только 120-мм полковой миномет "ПМ-38" и 76-мм артиллерийское орудие ЗИС-3.

поле победы

поле победы

К танку Т-34 и реактивной установке БМ-13 (легендарная "Катюша") даже подойти не смог, насколько густо они были облеплены радостно визжащими детишками.

Так что мой совет желающим спокойно осмотреть и сфотографировать все, что заинтересует, приезжать пораньше. И, желательно, в будний день.

 

После того, как я побывал в «Патриоте, меня заинтересовало, где же находится деревня Юшково, в которой была одержана столь блистательная победа? Как оказалось, недалеко от моей дачи, рядом с А-107 («Малая бетонка»).

На скане из Викимапии красным крестиком я обозначил мемориал на месте захоронения пограничников, освободивших Юшково. Сколько раз проезжал на мопеде по А-107, а про захороненных тут героев не знал. Надо будет предстоящим летом приехать сюда на мопеде, цветы возложить.

После «Поля Победы» хотел пройти еще «Дорогой Памяти», но очередь в нее выстроилась не меньшая, чем в советские времена в Мавзолей В.И. Ленина.

Поэтому, расспросив убиравших снег дворников о дороге к музейной площадке №1, отправился  смотреть собранную Вячеславом Леном уникальную коллекцию автомобилей, мотоциклов и, даже, гужевых повозок стран – участников Второй мировой войны.

 

О ней пойдет речь во второй части моего отчета: "Моторы войны"

Яндекс.Метрика