- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Мотопрогулки
- Иным транспортом
- Музей ретроавтомобилей на Рогожском валу
- Рязанский Кремль
- Усадьба Покровское-Стрешнево
- Мотопарк 2012
- В Дрезну, за ягодами!
- Автострада 2012 (Калуга)
- Заброшенный военный бункер в Хлюпино
- Автострада-2013
- «Горы» под Воскресенском
- Достопримечательности Подольска
- Вдоль Москвы-реки от Курьяново до Печатников
- Усадьба Быково
- Прогулка по Лобне
- Поездка в Серпухов
- В Дмитрове
- По Калужской области вдоль Протвы
- Люберецкие карьеры
- День Московского трамвая
- Новый Иерусалим
- Усадьба Середниково и киногород Piligrim Porto
- Путешествие в прошлое – станция Подмосковная
- Кимры, или первая поездка в Верхневолжье
- Северный речной вокзал и прогулка по Химкинскому водохранилищу
- Старинная усадьба и водопад в Пущино-на-Оке
- Переславль-Залесский, часть I - Переславский железнодорожный музей
- Переславль-Залесский, часть II - Успенский Горицкий монастырь
- Переславль-Залесский, часть III – Переславский кремль
- Переславль-Залесский, часть IV Александрова гора и Синий камень
- Парк «Патриот». Часть I. Поле Победы (Разгром немецко-фашистской группировки в подмосковной деревне Юшково)
- Парк «Патриот». Часть II. Моторы войны.
- Парк «Патриот». Часть III. «Партизанская деревня»
- Парк «Патриот». Часть IV. «Выставка трофеев из Сирии»
- Парк «Патриот». Часть V. «По пути от «Партизанской деревни» к «Моторам войны»»
- Тульский мотомузей Леонида Зякина. Часть I. Мопеды.
- Часть II. Мотороллеры.
- Часть III. Мотоциклы
- Бронепоезд № 13 «Тульский рабочий»
- Зарайск
- Серпуховские «заброшенки»: железнодорожная ветка на Протвино и усадьба Пущино-на-Наре
- На ретротеплоходе по рекам Трубеж и Ока
- Суздаль
- Орехово-Зуево
- Чертов мост в Василево и другие достопримечательности Верхневолжья
- Действующая узкоколейная железная дорога в Подмосковье
- Усадьба Суханово
- Незавершенная поездка в Клин
- «Маяк» на Клязьминском водохранилище
- Каньон змей и другие достопримечательности юго-запада Тверской области (Зубцов — Каньон змей — Старица — Ярополец), часть I - Зубцов
- Каньон змей и другие достопримечательности юго-запада Тверской области (Зубцов — Каньон змей — Старица — Ярополец), часть II - Каньон змей
- Каньон змей и другие достопримечательности юго-запада Тверской области (Зубцов — Каньон змей — Старица — Ярополец), часть III - Старица
- Каньон змей и другие достопримечательности юго-запада Тверской области (Зубцов — Каньон змей — Старица — Ярополец), часть IV. Ярополец
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
Парк «Патриот». Часть III. «Партизанская деревня»
Впервые я побывал в парке «Патриот» 5 января 2021 года. Осмотрел Поле Победы (Разгром немецко-фашистской группировки в подмосковной деревне Юшково) и экспозицию «Моторы войны». Но парк огромный и много еще в нем оставалось интересного, на что даже взглянуть не успел во время первого визита. Поэтому, 30 января этого же года снова отправился в «Патриот». На этот раз не общественным транспортом, а на автомобиле моего нового товарища по туристическим поездкам «выходного дня» - Алексеем. Алексей взял с собой своего старшего сына Никиту.
Начать решили с «Партизанской деревни».
Как указано на официальном сайте парка «Победы»: «В состав комплекса входят 17 объектов: «Штабной блиндаж», «Школа диверсанта», «Красный угол», «Баня», спальные блиндажи, склад оружия и боеприпасов и другие. Наш комплекс – это собирательный образ всех партизанских деревень, существовавших во времена Великой Отечественной войны. Для удобства осмотра посетителями, объекты выстроены в виде блиндажей, но убранство и утварь внутри них – доподлинно воссоздана по фотографиям и воспоминаниям участников партизанского движения».
Не любитель я прямого цитирования с чужих интернет-сайтов, но в данном случае это необходимо. Для чего – читатель узнает позднее. А пока предлагаю Вашему вниманию сделанные в «Партизанской деревне» фотографии.
Наблюдательная вышка на околице «Партизанской деревни».
Партизанский штаб.
В центре последнего снимка ультракоротковолновая радиостанция Р-105. Год принятия в эксплуатацию – 1957. (!?) Справа от Р-105 - военно-полевой телефонный аппарат ТАИ-43. Слева еще одна послевоенная возимая коротковолновая радиостанция батальонных радиосетей Р-130 “Самшит”. (Снова послевоенная? Да, причем, еще второго поколения?)
А это мой компаньон по турпоездкам Алексей в роли командира партизанского отряда.
На мой взгляд – идеальная фактура для командира партизанского отряда! Все необходимое имеется – и борода, и взгляд суровый, но с хитринкой… Кажется, что вот-вот он скажет, отхлебнув чайку: «А, что товарищи командиры? Не засиделись ли мы в блиндажах, да в земляниках? Не пора нам предпринять новый рейд? Потревожить проклятых оккупантов?»
Интерьеры «Красного уголка» близки к штабным.
Большое впечатление произвел на меня блиндаж связистов.
Как мы видим, в блиндаже масса разнообразной техники – различные радиостанции, телефонно-кабельная катушка ТК-2, телефонный аппарат ИАА-44. Кстати, индекс «44» означает год начала выпуска аппарата – 1944. Более того, создана имитация работы одной из радиостанций. Светится шкала, из наушников раздается то писк морзянки, то голоса связистов. Такое впечатление, что радист отлучился на минутку, но скоро вернется в блиндаж, сядет за стол, наденет наушники и начнет передавать радиограмму в Центральный штаб партизанского движения.
Также очень интересно в школе диверсантов.
На следующей фотографии, на нижней полке видна так называемая мина «нахаловка».
Это железнодорожная мина. Устанавливали ее без заглубления прямо на рельсо-шпальную решетку перед приближающимся поездом. Поездная бригада, естественно, видела выбежавшего на рельсы партизана, начинала торможение, но из-за большого тормозного пути груженого эшелона паровоз наезжал на мину.
Снегоступы.
Но лыжи, конечно, удобнее снегоступов.
Любопытно, что в 1943 году было издано методическое руководство «Спутник партизана», где, в частности рассказывается, как партизану самостоятельно сделать лыжи или, хотя бы, снегоступы.
Быт партизан-диверсантов.
«Порадовал» рукомойник, выпуска 70-х – 80-х годов прошлого века. «Старый знакомый» - у меня на даче такой же.
Партизанская типография.
Могу ошибиться, но мне кажется, что эта печатная машина - так называемая «американка», рассчитанная на использование «холодного набора» - свинцовых букв (литер) из которых набирали текст.
А это так называемые «наборные кассы», в которых лежали буквы (литеры) для набора.
Медпункт.
Помещений для продовольственных припасов два: продовольственный склад и погреб для хранения продуктов. В чем их принципиальное отличие – честно говоря, не понял.
Склад боеприпасов.
Каски (стальные шлемы) СШ-40.
Диски для ручного пулемета.
Ящик с патронами для крупнокалиберного пулемета. Причем, патроны с маркировкой 14,5 МДЗ гс. А это значит - снабжены зажигательными пулями мгновенного действия со стальной гильзой.
Баня.
Жилая землянка.
Каковы же общие впечатления после просмотра всех блиндажей и прочих сооружений «Партизанской деревни»? – Безусловно, было весьма интересно. Где бы я еще увидел мину «нахаловку», пусть даже в виде полноразмерного макета, или снегоступы? Детям интересно тем более. В качестве примера - Никита, с удовольствием тестировавший как нары в жилой землянке, так и полевой телефон в «Красном уголке», а также и много другое партизанское снаряжение.
Но, вернемся к помещенной в начале отчета цитате с официального сайта Парка «Патриот», утверждающей, что «убранство и утварь внутри них [блиндажей} – доподлинно воссоздана по фотографиям и воспоминаниям участников партизанского движения».
Неужели, послевоенные радиостанции Р-105 и Р-130 , силуминовый рукомойник 80-х годов, «доподлинно воссозданная утварь?».
Про иное убранство и утварь в большинстве случаев можно сказать, что это могло быть у партизан скорее теоретически, чем на самом деле. Конечно, не бог весть, какой я знаток партизанского движения. Читал лишь таких авторов, как партизанские генералы Сидор Ковпак и Петр Вершигора, полковник (в последствии генерал) Алексей Асмолов, командир отряда «Победители» Дмитрий Медведев, бывший партизанский разведчик Дмитрий Гусаров. Но, расхождения между прочитанным у этих авторов и увиденным в «Партизанской деревне» весьма существенные.
Начнем с формы. Практически в каждом блиндаже висят мало поношенные солдатские шинели. Могло быть такое? Да, конечно. Но только в первое время после начала действия партизанского отряда. Причем отряда, сформированного преимущественно из бывших военнослужащих РККА. Можно предположить еще один вариант, менее вероятный. После отступления регулярных частей РККА партизаны успели получить в свое распоряжение армейские склады вещевого имущества, прежде чем их захватили немцы. Отсюда и советская форма и, даже, каски СШ-40. Но, в большинстве случаев, если верить трудам вышеупомянутых авторов, партизаны носили обноски советской формы, гражданскую одежду или трофейную немецкую форму.
В книге Вершигоры «Люди с чистой совестью», описан случай, когда на партизанский аэродром ночью прилетел самолет из Москвы с корреспондентами одной из центральных газет. Их разместили в избе. (Под контролем партизан находилась значительная партизанская зона, в том числе несколько деревень). Утром корреспонденты, выглянув в окно, увидели у избы часового в немецкой форме с немецким же автоматом МР-39. Не признав в таком обличье советского партизана, и решив, что они попали к немцам, корреспонденты поскорее сиганули в окно, выходящее на противоположную сторону дома.
Использование трофейной формы партизанами, воющими многие месяцы и, тем более, годы, было весьма логичным. Советские шинели и гражданская одежда со временем ветшали и требовали замены. Чем забирать у крестьянина последний полушубок, партизаны предпочитали снять с убитого фашиста его форму.
Красные ленты на головных уборах – более характерный элемент Гражданской войны в России. Если у партизан времен Великой Отечественной были красноармейские ушанки, то, скорее всего, были и звездочки РККА. А если кому их недоставало, как я читал, звездочки вырезали из жести консервных банок или других подручных материалов. Хотя, конечно, нельзя исключить, что в каком-то партизанском отряде раздобыли рулончик красной ленты и решили украсить ее головные уборы.
Далее. В каждом блиндаже, за исключением, пожалуй, только бани, медпункта и склада имеется полевой телефон и репродуктор. Теоретически, опять-таки, все это могло быть. Например, телефоны - все с тех же гипотетических армейских складов. Или, из воинской части, составившей костяк партизанского отряда. А репродукторы – трофеи, полученные партизанами при захвате какого-либо радиоузла. Но я о таких изысках партизанского быта никогда не слышал. Во всех прочитанных мною книгах, авторами которых были бывшие партизаны, всевозможные распоряжения в лагере передавались связными или ординарцами. А информирование всего личного состава происходило на общих построениях. Для увеселения в часы досуга служили гармони. Реже – мандолины, балалайки и трофейные губные гармошки. Большой удачей было заполучить патефон с запасом пластинок.
Теперь немного о партизанской типографии. Итак, судя по внешнему виду, обитатели «Партизанской деревни» располагали «американкой». На этой печатной машине с ручным или ножным приводом можно было получить за час до 600 оттисков вполне приемлемого качества. Но, осмелюсь предположить, что громадная «американка» весила не меньше 200 – 300 кг. Представьте, каких усилий потребовала бы ее перевозка на телеге по бездорожью в лес, к месту дислокации партизан. Ну ладно, допустим, в лес как-то затащили. А если началось наступление карателей и надо срочно менять место дислокации? Скорее всего, «американку» пришлось бы бросить. И без нее хлопот бы хватило с эвакуацией раненных, военного снаряжения, запасов продовольствия. Насколько мне известно, если партизаны и печатали листовки, то делали это более простыми способами. Например, набирали текст из литер (свинцовые буквы, если кто забыл), смазывали полученную печатную форму типографской краской, клали сверху лист бумаги и прокатывали его резиновым валиком. Получался оттиск. И зачастую не хуже чем на «американке». Другое дело, что производительность труда при такой печати была гораздо ниже. Зато, в случае необходимости, литеры могли унести в вещмешке один - два человека.
Хотя, конечно, все зависело от условий, в которых находился конкретный партизанский отряд. Где-то могли и карандашом листовки писать, если, вообще, занимались этим делом.
Чугунная печь с теплообменником (боровом) в жилой землянке больше всего похожа на ПОВ-57 50-х годов выпуска. Но, даже не в аутентичности печи дело. Опять же, если и были у каких-то партизан чугунные печи, то это большая редкость. Во всей прочитанной мною литературе партизаны обогревали землянки самодельными печками, сделанными из железных бочек для горючего. А, бывало, что и вовсе никаких печей не было. Довольствовались тем, что в глубоко заглубленной в землю постройке температура всегда выше нулевой.
Также смутили алюминиевые кружки и миски в блиндажах. Да, алюминиевая посуда появилась еще в годы Первой мировой войны. Но, и в 30-е и в 40-е годы прошлого века алюминий в СССР был в большом дефиците. Даже командирам РККА, по крайней мере, еще в середине войны, выдавали стеклянные фляжки. Могу судить об этом, например, по следующим мемуарам: Евгений Монюшко, «Год призыва 43-й», М., «ЯУЗА», «ЭКСМО», 2006.Трудно придумать что-либо более неудобное, чем стеклянная фляжка. И тяжелая, и бьется легко. С алюминиевой не сравнить. Но, повторюсь, алюминий у нас в те годы был дефицитен.
Большое сомнение вызвали баночки с огурцами и помидорами. Трехлитровые банки в те времена, если верить интернету, были. Но только не из белого, а из бело-зеленого стекла. Помидорчики смутили еще больше. Кто-то во время оккупации старательно выращивал помидоры, причем в таких количествах, что даже партизан обеспечивал? Возился с рассадой, вместо того, чтобы посадить, например, дополнительное количество картофеля или свеклы, за которыми и уход проще и хранить их легче.
Хотя, конечно, если партизаны действовали где-нибудь на Кубани или в Крыму, то там помидоры вырастить не сложнее, чем под Москвой репу.
Партизанские постройки.
Никогда не слышал про наблюдательные вышки в партизанских лагерях. Конечно, видно с нее дальше, но и сама вышка неизбежно тоже будет видна противнику, демаскируя партизан и являясь ориентиром для вражеской артиллерии. Как я читал, обычно партизаны не вышки строили, а выставляли «секреты». «Секрет» - это пара партизан, затаившаяся где-нибудь в кустах, и наблюдающая за возможными путями подхода к партизанскому лагерю.
Блиндажи. В принципе, блиндаж (ту же избу, зарытую в землю) для сельских плотников, имеющих соответствующий инструмент, материал и время - построить несложно. То же и для армейских саперов. В крупных отрядах (бригадах, соединениях) для штабных нужд блиндажи строили. Но, насколько я сведущ, личный состав все же, чаще жил в землянках.
Надо еще отметить, что редко какие партизаны постоянно жили в лесу, выходя оттуда только для проведения боевых операций. У немцев не было возможности держать в каждой деревне свой гарнизон. Поэтому, существовали деревни, находящиеся под контролем партизан. В такой деревне гораздо удобнее обустроить партизанский быт. Все в наличии – и теплые избы для постоя партизан, и бани, и здание школы для проведения массовых мероприятий. Партизаны, в свою очередь, помогали жителям деревни при проведении сельскохозяйственных работ. Ну а в лесу у партизан были только база, склады оружия, продовольствия.
Во время рейдов для ночевок партизаны могли строить временные укрытия - шалаши и навесы.
Вот тут уж трудно упрекнуть «Партизанскую деревню» в отсутствии аутентичности. Пожалуй, ничего другого и не придумаешь. А для обогрева в шалашах на всю ночь разводили небольшие костры. Перед навесом из веток можно было разжечь особый долгогорящий костер из бревен – нодью.
Перечитал я все написанное, показалось, что может сложиться обо мне впечатление, как о злобном критикане, либерале недобитом. Дескать, люди старались, «Партизанскую деревню» воссоздали, у молодежи патриотизм стараются воспитать. А тут появился какой-то «знаток», везде недостатки находит.
Помилуйте, я и сам убежденный патриот! Но, все же, если бы в «Партизанской деревне» было чуть меньше театральности и чуть больше исторической правды, разве это бы умаляло героизм советских партизан? Разве не весомей, когда ратные подвиги сопровождаются крайне тяжелыми бытовыми условиями, само только выживание в которых уже подвиг?
По отношению к историческим реалиям, на мой взгляд, «Партизанская деревня» весьма существенно отличается от другой экспозиции «Патриота» - «Поле Победы» (Разгром немецко-фашистской группировки в подмосковной деревне Юшково). Если в «Бое за деревню» преобладает реализм, то в «Партизанской деревне» больше желаемого, чем существовавшего реально. Конечно, среди огромного количества партизанских отрядов, действовавших на оккупированной территории СССР, возможно, были и с помидорчиками на складе, и с «американкой» и, даже, с репродукторами в блиндажах. Но, чтобы все эти блага наличествовали в одно отряде? – Поверить трудно…
Любопытно, что в интернет-отзывах о посещении «Партизанской деревни» есть информация, что экскурсоводы соглашались - «деревня» существенно приукрашивает партизанский быт. Приведу две цитаты:
«Как написано на сайте парка - этот комплекс «собирательный образ всех партизанских деревень, существовавших во времена Великой Отечественной войны». Но на экскурсии нам рассказали, что тут конечно всё приукрашено! На самом деле партизаны жили в более суровых условиях!» https://www.osd.ru/respobjinf.asp?ob=1863
«По словам экскурсовода Татьяны Беднарской, чаще всего партизаны ночевали прямо под открытым небом и подобная деревня — это большая редкость и даже роскошь. Стоит понимать, что в одних отрядах могли быть и школа, и баня, а в других — лишь пару шалашей или землянок».
https://fishki.net/1835946-partizanskaja-derevnja-vojna-i-byt-narodnyh-mstitelej-velikoj-otechestvennoj.html
Вот так. Но, несмотря на собственную критику, все равно могу порекомендовать посетить «Партизанскую деревню». В конце - концов и в театре постановка о Великой Отечественной войне тоже может иметь исторически недостоверный реквизит, но, тем не менее, отражать атмосферу тех героических лет. Так и «Партизанская деревня», несмотря «на отмеченные недостатки», как когда-то говорили на собраниях, дает представление о масштабах борьбы непокоренного советского народа в фашистском тылу.