- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Мотопрогулки
- К озеру Глубокому
- К Озернинскому водохранилищу
- Можайск
- В верховьях Нары
- Сенежское озеро и его окрестности
- Среди скал, Васильевское
- Снова в Васильевском
- В старинный город Верею
- В окрестностях Вереи
- Подмосковная Швейцария
- Снова в Подмосковной Швейцарии
- Окрестности Можайского шоссе
- Усадьбы Крёкшино и Петровское-Алабино
- Заброшенный бункер в Вороново
- ВИВАТ-2011
- К месту гибели партизанки Веры Волошиной
- Водопад Радужный
- На Северо-Запад Подмосковья
- Карьеры в Тучково и Лызлово, заброшенная железнодорожная ветка
- Снова в Морево - ж/д станция и карьеры
- Снова в Лызлово
- Вдоль берегов Истры
- Шараповский песчаный карьер
- Снова в Шарапово
- Шарапово — южный карьер
- “Подольское море”
- Озеро Тростенское, Скирманово и Сычевское карьеры
- "Шары" под Наро-Фоминском (заброшенные позиции С-25 и А-35)
- «Шары» под Наро-Фоминском – часть 2
- Горбовская ГЭС и Городок в Рузе
- Дом-музей Пришвина в Дунино
- Саввино-Сторожевский монастырь
- Танковая площадка в Снегирях
- «Мост в никуда» и частный музей ретротехники
- Вторая поездка в Рузу
- Рузское водохранилище – старинная усадьба Осташево – заброшенная Никольская церковь в урочище Лихачево
- Родники на Протве
- Карьеры в Морево – сезон 2017
- Старинный город Боровск
- Мини-зоопарк в Троицке
- Симская трясина
- Гремучий ручей и другие достопримечательности северо-востока Калужской области
- Дорога к Дикому озеру или снова в Сычевских карьерах
- Можайское водохранилище
- Волоколамск с высоты птичьего полета
- Дикое озеро – лето 2019 года
- Подмосковная «Линия Сталина»
- Достопримечательности Вереи
- Подлодка в Подмосковье
- Иным транспортом
- Мотопрогулки
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
Достопримечательности Вереи
В Верее и ее окрестностях бывал неоднократно. Первый раз еще в 2010 году.. Затем были поездки в каньон реки Ратовки, расположенный чуть северо-западнее Вереи и к «Долине семи ручьев», находящейся немного севернее города.
Но, во время всех поездок с достопримечательностями города познакомился весьма поверхностно. Например, ни разу не был в Верейском историко-краеведческом музее. В этом году решил наверстать упущенное, совершив небольшую мотопрогулку (всего 163 км туда и обратно) в Верею. К тому же, было интересно посмотреть, как изменилась Верея за прошедшие годы и как город готовится к юбилею – своему 650-летию, празднование которого назначено на 8 августа 2021 года.
В поездку собрался 21 июля 2021 года. Выехал в 8.45 из СНТ Жаворонки (Одинцовский район М.о.) по маршруту: Можайское шоссе – А-108 (Большое бетонное кольцо) – Верея. Забегая вперед, скажу, что возвращался той же дорогой.
Примерно в 12 часов доехал до Вереи. Остановился в центре города на Советской (бывшей Торговой) площади, возле здания городской администрации.
Одиннадцать лет назад, во время моего прошлого визита в Верею, площадь была заасфальтирована. Теперь же на ней восстановили историческое покрытие из булыжника и сделали площадь пешеходной. Но по булыжной мостовой ходить не очень удобно, поэтому на моей фотографии Советская площадь совершенной пуста.
Возможно, лучше было бы замостить площадь пиленой гранитной брусчаткой, аналогично Красной площади в Москве. Но, наверное, такая брусчатка гораздо дороже булыжника. А бюджет самого маленького города Московской области, полагаю, не очень велик.
Площадь огорожена чугунной оградой, к которой очень удобно приковывать двухколесную технику. Естественно, и мой мопед был прикован цепью с большим замком, а также накрыт тентом, прежде чем я отправился в пешую прогулку по городу.
В западной части площади находится памятник архитектуры - старинные Торговые ряды. Типичный образец каменных торговых построек XIX века. Весьма схожие торговые ряды я видел в других древних русских городах – Серпухове и Зарайске.
Напротив Торговых рядов, в восточной части площади – городская администрация. Это бывшее здание Верейского райкома КПСС, построенное в 1956 году. Ныне здесь советская символика над карнизом мирно соседствует с многоцветьем флагов внизу.
От Советской площади к историческому центру города, Городищу, ведет улица Карла Маркса.
Любопытно, что эта, находящаяся в самом центре города, улица вообще лишена какого-либо твердого дорожного покрытия. Возможно, асфальт сняли в преддверии реконструкции улицы. Опять же, не исключено, что реконструкция уже завершена и покрытие улицы (пыль и лужи) восстановлено по состоянию на момент основания города. А, может быть, эта улица и всегда такой была, все 650 лет существования Вереи. Улица тупиковая, транспорт по ней не ходит, так какой смысл тратиться на мостовую? К тому же, «грунтовка» в центре города способствует созданию неповторимой атмосферы милого русского провинциального городка.
На Городище когда-то находился деревянный кремль. Сейчас от его укреплений остались только земляные валы. Посреди городища – Рождественский собор, построенный в середине XVI века и, впоследствии, неоднократно перестраивающийся.
Любопытно, что во время моего первого визита в Верею, в 2010 году, собор стоял в строительных лесах. В 2012 году, проезжая через Верею, строительных лесов не наблюдал. По крайней мере, колокольня собора выглядела отреставрированной. Но теперь, как мы видим, строительные леса снова окружили колокольню. То ли в середине десятых годов реконструкция была прервана по какой-то причине, то ли была произведена столь некачественно, что спустя несколько лет потребовалось реконструировать совсем недавно реконструированное.
На земляном валу городища установлен памятник герою войны 1812 года, генералу Дорохову. О том, как Дорохов в конце сентября 1812 года выбил французов из Вереи, я писал в отчете, посвященном предыдущей поездке в этот город. Интересующиеся – загляните.
Кстати, во время предыдущей поездки памятник выглядел довольно неприглядно. Сабля в правой руке генерала была сильно погнута вандалами, из-за чего больше напоминала плеть. Я первоначально даже удивился, почему генерала изваяли с плетью, но без коня?
Сейчас же памятник приведен в полный порядок, в чем читатель может убедиться, взглянув на фотографию.
Кстати, за штурм Вереи Дорохов был награжден золотой саблей. (Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV - XIX веков. М., "Московский рабочий", 1955, с.75).
Рядом с памятником генералу Дорохову монумент на братской могиле погибших во время Великой Отечественной войны бойцов РККА.
Неподалеку третья могила - жертвам Гражданской войны.
Здесь лежат погибшие во время кулацкого мятежа милиционер Мазуров И.Д., красноармеец Карелов И.В., а также погибший от ран, полученных на фронтах Гражданской войны, член Верейского уисполкома Горьков Н.Д.
Четвертый из памятников, находящихся на земляных валах, авторская копия всемирно известного «Воина-освободителя» работы скульптора Е.В. Вучетича. Я неоднократно слышал, что этот, уменьшенный по сравнению с берлинским «Воин-освободитель» установлен в Верее, поскольку Е.В. Вучетич освобождал этот город в составе 33-й армии. Эту информацию мне подтвердили и в Верейском историко-краеведческом музее. Но, любопытно, что подтверждения ей в интернете я не нашел.
«Воин-освободитель» на земляном валу.
А вот так памятник, земляные валы и колокольня собора выглядят со стороны Советской площади.
Кстати, птичка, попавшая в кадр, судя по раздвоенному хвосту, ласточка или стриж.
С земляных валов городища открывается замечательный вид на северную часть города - Заречье. В частности, на расположенную в ней Богоявленскую церковь.
К Богоявленской церкви можно пройти по пешеходному мосту через Протву. Этот мост виден в нижней части следующего снимка.
Пройдя по мосту, подошел к храму и несколько разочаровался. Нет, все же с высоты земляных валов Богоявленская церковь выглядит интереснее, чем вблизи.
По краям дороги к пешеходному мосту через Протву стоят еще два памятника – фигуры солдат.
Под ними захоронений нет. Видимо, эти два монумента возвели просто в память Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Еще одна церковь, сфотографированная мною с земляных валов городища – Входоиерусалимская. Расположена она в Красной слободе на северо-востоке Вереи.
Почему именно церкви попадали в объектив моего фотоаппарата при съемках окраин города? - Ответ прост, это самые высокие здания Вереи.
После прогулки по земляным валам прошел в Сквер Памяти, находящийся рядом с Торговыми рядами.
С северной стороны сквера находится братская могила погибших воинов РККА.
Видно, что памятник на братской могиле – близнец памятника установленного на Земляных валах.
Весьма необычное решение – два одинаковых памятника, расположенных в одном городе вблизи друг от друга. Первый раз с таким сталкиваюсь. Обычно, если памятники на воинских захоронениях одинаковые, то это или простая пирамидка с красной звездой наверху или типовая фигура солдата. Здесь же продублирована композиция из двух фигур – солдат со знаменем и женщина с венком.
На другом памятнике, также находящемся в сквере, явно изображен партизан. Бородатый, в двубортном гражданском пиджаке, с автоматом ППШ.
Соответственно, можно предположить, что это могила партизан. А вот и нет! Здесь похоронены два летчика 150-го авиаполка: ст. лейтенант Смирнов и лейтенант Русов.
Погибшие партизаны, в том числе члены городской подпольной комсомольской группы (о ней я расскажу несколько позднее) похоронены под обычной каменной плитой.
Складывается впечатление, что плиту с бородатым партизаном готовили для могилы партизан, а плиту, лишенную каких-либо изображений, сделали для могилы летчиков. Но, по какой-то неведомой причине, плиты установили вопреки первоначальному замыслу. Вообще, в Верее, ситуация с памятниками несколько странная. Так, если верить интернету, Верея единственный город Московской области, где снесен памятник В.И.Ленину. В других городах ближнего и дальнего Подмосковья никто их не трогает. Чаще всего памятники стоят в неизменном виде. Иногда их перемещают, как, например,в Малоярославце. Иногда дополняют иными историческими персонажами, как в Серпухове или Дмитрове . Наиболее удачно, на мой взгляд, это получилось в Дмитрове. С одной стороны Советской площади – Владимир Ленин, с другой – Юрий Долгорукий. Оба держат правую руку на уровне пояса. Выглядит весьма гармонично. Что же, видимо в Дмитрове, в отличие от Вереи, городские власти понимают, что советский период (также как имперский, доимперский и пр.) - неотъемлемая часть истории государства российского.
К памятнику В.И.Ленину я еще вернусь, а пока кратко расскажу о посещении Верейского историко-краеведческого музея, куда я направился из Сквера Памяти. Идти было недалеко, музей находится на Советской площади, 18. Размещается он в здании бывшего уездного училища, 1788 года постройки.
Входной билет мне обошелся в 100 руб (не имеющие льгот посетители платят 150 руб), фотосъемка - 50 рублей дополнительно. Весьма гуманно!
Для начала коснемся истории Вереи. Откуда у города такое название? - В старину вереей называли столбы, на которые навешивали полотенца (створки, проще говоря) ворот.
А Верея долгие годы была одним из двух наиболее западных городов Московского княжества (второй город – Можайск), «воротами» в него. Но есть и другая версия, согласно которой название города связано с его географическим положением. По этой версии, «Верия», это искаженное «веритья» - род природного вала, который бывает на поймах. (С. Поспелов, «Верия и окрестности», М., «Московский рабочий», с.4). Видимо, первая версия («столб для ворот») имеет все же больше сторонников, ибо и на старом и на новом гербе Вереи изображены воротные столбы.
Когда-то Верея была даже удельным княжеством, чеканящим свою монету.
Пожалуй, это был период наивысшего расцвета города. В дальнейшем Верея непрерывно хирела. Если рассматривать историю города очень упрощенно, то вначале это было связано с передвижением границ государства российского на запад и потери Вереей значения пограничной крепости. Позднее с миновавшими город железными дорогами. Ближайшая железнодорожная станция, Можайск, находится в 22 километрах от Вереи.
В начало XX века Верея вступила небольшим уездным городом. При советской власти, с 1929 по 1959 годы, была райцентром. А в 1959 году, в связи с укрупнением районов, Верея потеряла статус райцентра и вошла в состав Наро-Фоминского района. Сейчас в Верее, самом маленьком городе Подмосковья, живет немногим более 5000 человек.
Перед нами некоторые экспонаты музея времен дореволюционного прошлого.
Назначение большинства из них понятно. Подскажу только, что под номером 15 не чайник, как можно было бы подумать, а умывальник. Номер 21 (бочонок с ручкой) – маслобойка.
Еще в музее собрана большая коллекция старинных утюгов.
Те, которые с трубами – угольные.
Войны 1812 года касаться не буду. Этой теме я уделил некоторое внимание в предыдущем отчете.
Отрадно, что в музее достойно представлена история города советского периода.
Внизу справа на фотографии – Верейский ревком.
А это, по-видимому, стол руководящего работника 30-х – 40-х годов прошлого века.
Все отлично: и древний телефон, и наушники для прослушивания радиопередач. Но, осмелюсь заметить, что лампа явно из другой эпохи. Тут была бы уместнее черная эбонитовая канцелярская лампа с витым шнуром. Или, с вертикально колонной и со стеклянным абажуром. Именно такая украшает мой стол, когда я пишу эти строки. Подобные раритеты можно приобрести на различных интернет-аукционах, но стоят они, естественно, недешево. Подскажу «эконом-вариант» не только для работников музея, но и для всех желающих. Можно взять книгу «Умелые руки» 50-х годов издания и сделать по приведенным в ней чертежам деревянную настольную лампу. Абажур – бумажный, на проволочном каркасе. Технология изготовления рассчитана на пионеров, так что взрослые дяди и тети, надеюсь, тоже справятся. Несколько лет постоит такое творчество, потемнеет, пропылится, будет выглядеть вполне соответствующим эпохе. Да, и еще одно замечание о лампе. В странах, где пишут слева направо, как у нас, обычно лампу ставят с левой стороны, чтобы тень от руки не закрывала написанный текст. Впрочем, можно предположить, что за этим столом работал левша. :о)
Раз уж начал отмечать недостатки, еще немного покритикую, прежде чем перейду к патетике.
На следующей фотографии замечательная реконструкция – школьный класс времен СССР.
Для нынешних школьников здесь масса интересных вещей. Доска, на которой пишут мелом, деревянные счеты, древняя парта (сам за такой сидел когда-то, только у нас их красили в коричневый цвет, а столешницу в черный), чернильница-«непроливайка»… Все просто здорово.
Но, над школьной доской портреты двух вождей: Ленина и Сталина. А между тем школьная форма, в которую одет мальчик, появилась только в середине 70-х годов прошлого века. Да и портфель у девочки достаточно современный. Для юных читателей моего отчета поясню, что портреты Иосифа Виссарионовича могли висеть в учреждениях, в том числе в школах, до 1956 – 1957 годов. Так что надо бы или вместо Сталина портрет Леонида Ильича Брежнева повесить, или мальчика переодеть в форму образца 1948 года (гимнастерка, ремень, фуражка), а девочке вручить темный дерматиновый портфельчик или хозяйственную сумку. Кстати, моя мама, по ее рассказам, в первые послевоенные годы ходила в школу именно с такой матерчатой сумкой. Конечно, оригинальная школьная форма для мальчиков середины прошлого века стоит дорого. Но ее фотографий в интернете – полно! Волне можно заказать портнихе сшить «новодел».
Уф! С товарищеской критикой завершил, дальше буду только хвалить музейную экспозицию.
На меня большое впечатление произвел материал о писателе Ф.И. Наседкине, многие годы жившем и работающем в Верее. Когда-то в журнале «Юность» я читал его повесть «Великие голодранцы». И, отдельной книгой, «Красный чернозем». Читать-то читал, но не знал, что эту повесть, также как и большинство иных своих литературных произведений, Филипп Иванович Наседкин создал будучи слепым. А ведь, после наступления слепоты, были и другие варианты жизнеустройства: безделье, депрессия, пьянство… Но Филипп Наседкин был сильным человеком и предпочел литературное творчество распаду личности.
Естественно, большое внимание в музейной экспозиции уделено Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, не обошедшей Верею. Меня в этой экспозиции, в первую очередь, интересовала информация о «Верейских молодогвардецах», как стали называть после войны, по аналогии с героями Краснодона, молодых подпольщиков Вереи.
О подпольной комсомольской организации в Верее в период оккупации я знал еще до визита в этот город из упомянутой книги С. Поспелова «Верея и окрестности». Очень кратко и конспективно можно выделить следующее. Помимо партизанского отряда, организованного Верейским райкомом ВКП(б), в городе сложилась подпольная комсомольская группа в составе Н.Нечаева, В.Скворцова, К.Ракова, Б.Захарова, Н.Конова. В квартире Н.Нечаева на Кировской улице комсомольцы собрали из отдельных деталей радиоприемник, искусно замаскировали его и стали слушать передачи Московского радио. Содержание сводок Совинформбюро юные подпольщики распространяли среди населения Вереи и района. Кроме этого, комсомольцам удалось организовать побег 50 советских военнопленных, содержащихся немцами в церкви на Кировской улице.
Среди населения города нашлись предатели, которые выдали гестапо молодых патриотов. После трехдневного заключения, сопровождающегося пытками, комсомольцев расстреляли. Садисты-гитлеровцы этим не ограничились - глумясь над трупами, размозжили им головы, выкололи штыками глаза, а у Нечаева вырвали язык.
Партизаны и комсомольцы-подпольщики Вереи.
На левой фотографии дом на Кировской улице, где находилась квартира Нечаева с замаскированным радиоприемником. На заднем плане церковь Константина и Елены. Отсюда комсомольцы организовали побег советских военнопленных.
На сайте Верейского историко-краеведческого музея есть материал «Верейские молодогвардейцы. Дом Нечаева».
В нем приведены воспоминания младшего брата Николая Нечаева, опубликованные в газете «Знамя Ильича» в сентябре 1966 года. Всем интересующимся подробностями о деятельности комсомольцев-подпольщиков, весьма рекомендую ознакомиться. Меня больше всего зацепила информация об аресте комсомольцев 13 декабря 1941 года. «Вдруг дверь с шумом распахнулась, и на пороге появилось пятеро солдат в форме эсэсовцев. Они начали обыск, но ничего не нашли. Тогда старший послал одного из солдат за свидетельницей. Ею оказалась молодая женщина, жительница Вереи, которой довелось слушать у нас радио, и она знала, где спрятана радиоаппаратура».
«Свидетельница», выдавшая подпольщиков, кто она была? Идейным врагом Советской власти, убежденной антикоммунисткой, мечтавшей о приходе Гитлера? - Что-то сомневаюсь. Будь у нее такие взгляды, вряд ли Нечаевы пригласили бы ее, свою хорошую знакомую, к себе на квартиру. А что случайным человеком для Нечаевых она не была, трудно подвергнуть сомнению. Кто бы стал приглашать слушать Московское радио во время гитлеровской оккупации незнакомых людей «с улицы»?
Конечно, это не более чем мои предположения, но мне кажется, что эсесовская «свидетельница» сродни известной «Тоньке-пулеметчице» (Антонине Макаровой-Гинзбург). Макарова была комсомолкой, добровольно вступившей в ряды РККА, а после, столь же добровольно, стала фашистским палачом. Когда военные успехи начал одерживать СССР, Макарова снова оказалась в рядах РККА, поступив санитаркой в военный госпиталь. Мировоззрение ее было простым и непритязательным. «Что модно – то и носим. Кто у власти – тому и служим».
Хотя, может быть, все гораздо проще. И на путь изменницы Родине «свидетельницу» толкнула какая-нибудь личная обида на Нечаевых, зависть или корысть.
Верея послевоенная. На фото крупнейшее предприятие города, известная на весь Советский Союз - Верейская швейная фабрика (бывшая сапоговаляльная).
Известность фабрике принесло то, что в 60-х годах прошлого века здесь стали шить очень модные в то время плащи-болонья. Правда, потом мода переменилась, и в «болонью» обмундировали милицию. Позднее, в конце 70-х годов, Верейская швейная фабрика стала выпускать джинсы. Значение этого события, возможно, непонятно молодежи. Поясню, что сейчас джинсы это не более чем удобная, практичная и, как правило, дешевая одежда. А почти полвека назад, джинсы были предметом культа у значительной части молодых людей нашей страны. И за эти «бэушные» закордонные портки желающие «модно выглядеть» платили спекулянтам рублей по 150 - 250, что составляло в те годы месячную зарплату рабочих многих специальностей. Увы, не все было благостно в СССР тех лет. «Вещизм», «погоня за тряпками», к сожалению, увлекали весьма многих.
Я спросил сотрудницу музея, существует ли сейчас Верейская швейная фабрика? Ответ был короток - нет.
В заключение рассказа о музее, немного об экспонатах, неизменно заставляющих меня вспомнить роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Это картины из семян. Не удержусь, чтобы не процитировать классиков советской сатиры: «…в город приехал новый художник, Феофан Myхин.
Первая его работа вызвала в городе большой шум. Это был портрет заведующего гостиничным трестом... Заведующий гостиничным трестом был изображен не масляными красками, не акварелью, не углем, не темперой, не пастелью, не гуашью и не свинцовым карандашом. Он был сработан из овса. И когда художник Мухин перевозил на извозчике картину в музей, лошадь беспокойно оглядывалась и ржала.
С течением времени Мухин стал употреблять также и другие злаки.
Имели громовой успех портреты из проса, пшеницы и мака, смелые наброски кукурузой и ядрицей, пейзажи из риса и натюрморты из пшена.
Сейчас он работал над групповым портретом. Большое полотно изображало заседание окрплана. Эту картину Феофан готовил из фасоли и гороха. Но в глубине души он оставался верен овсу, который сделал ему карьеру…».
Некоторые картины из семян, выставленные в музее.
Имеющиеся в музее картины из семян, безусловно, глубоко развили творчество Феофана Мухина. Здесь преобладают тыквенные семечки и разноцветное стекло. Хотя сюжеты, скажем прямо, несколько однотипные. Явно не хватает эпических полотен в духе упомянутой Бендером картины «Дед Пахом и трактор в ночном». :о) Но если серьезно, выполненные из семян картины Кореневой Зинаиды Тимофеевны выглядят довольно мило и оригинально.
Вот так, в Верейском историко-краеведческом музее, как и в жизни, «всего понемногу». Тут и подвиг Верейских молодогвардейцев, и джинсы, и картины из семян, и многое другое, о чем я не удосужился рассказать. Посещение музея однозначно рекомендую всем приезжающим в Верею с туристическими целями.
Выйдя из музейных стен, решил совершить небольшую прогулку по Кировской улице. Взглянуть на «Дом Нечаева», где комсомольцы слушали радиопередачи из Москвы. Также хотел зайти в Художественный салон (Кировская, 23). Дело в том, что в Музее, на одном из стендов, я прочитал следующее: демонтированный городской памятник В.И. Ленину частично восстановлен и находится в Художественном салоне. Интересно было увидеть, что представляет собой «частично восстановленный» памятник вождю.
На Кировской улице сохранилось немало домов, похоже еще довоенной постройки. Деревянных, с резными наличниками.
Но встречаются и каменные двухэтажные. Как, например, дом 25/30 – бывшая усадьба купцов Тарасовых.
Дом Нечаева тоже двухэтажный.
Найти его не составляет труда благодаря мемориальной табличке.
Неподалеку церковь Константина и Елены. Судя по всему, именно здесь немцы держали советских военнопленных, побег которых удалось организовать комсомольцам.
Осмотрев места действия комсомольцев-подпольщиков, прошел к Художественному салону (Кировская, 23).
К моему удивлению, тут оказался не один, а два памятника Ленину и, кроме того, пионерки, солдат с автоматом, скрипачка, семейство оленей. Вокруг не было никого, кто мог бы меня проконсультировать о происхождении всех этих памятников. Было непонятно, какой из двух памятников вождю стоял в Верее. Кроме того, откуда взялись прочие скульптуры? То ли они тоже были демонтированы с городских улиц или это «новоделы», образцы продукции, реализуемой художественным салоном? Но на свежеизготовленные, скульптуры походили мало. Следовательно, демонтированные? Допустим, Ленина и пионерок сняли по идеологическим соображениям. Но оленя-то за что? Может, в городской администрации нашелся знатный рогоносец, усмотревший в скульптуре оленя с прекрасными ветвистыми рогами злую пародию на свою персону? Повторно идти в музей, чтобы разобраться с возникшими вопросами, было поздно. Впоследствии, попытки добиться ясности с помощью интернета оказались, увы, безуспешными. В итоге, решил написать письмо директору Верейского историко-краеведческого музея Юрию Владимировичу Комаровскому. К чести Юрия Владимировича, несмотря на колоссальную занятость в преддверии празднования юбилея Вереи, он мне ответил.
Вот текст его письма:
«На территории частной галереи установлено два памятника В.Ленину. Памятник в полный рост был перенесен из закрытого в 90-е годы Дома отдыха Верея. Бюст – это верхняя часть памятника, установленного после войны в сквере Памяти. В 1996 году инициативной группой было принято решение о демонтаже памятника и строительстве на этом месте часовни, в которую планировалось занести фамилии всех верейцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Были собраны средства предприятий и жителей города, а первый директор музея, участник Великой Отечественной войны Б.И.Морозов стал архитектором, прорабом и главным организатором стройки. Памятник В.И.Ленину был демонтирован, Б.И.Морозов увёз его и закопал на своём приусадебном участке. Восемь лет назад владелец частной галереи договорился с наследниками Морозова и откопал верхнюю часть памятника. Нижняя часть попала на участок соседа, он её уничтожил еще до этих событий. Никаких решений органов власти по поводу демонтажа памятника не принималось, возражений от жителей города не было. Остальные памятники и скульптуры владелец частной галереи перенес из заброшенных пионерлагерей и Дома отдыха Верея.»
Да, интересные события происходили в Верее… Наиболее привлекательно среди их участников выглядит владелец частной художественной галереи. Человек заботливо собирает скульптуры, которым грозит уничтожение, и делает их вновь всеобщим достоянием. Что же касается «инициативной группы», то произведенные ею действия, мягко говоря, «вне правового поля». Установленный в послевоенные годы памятник Владимиру Ильичу воздвигли же не просто так, а по решению легитимных органов власти. Иного в те годы просто быть не могло. Соответственно, и должно было быть решение властных структур Вереи о демонтаже памятника. А Ю.Комаровский утверждает, что такого решения не было. Так что же, в Верее любой желающий может, что угодно сносить и что угодно воздвигать, руководствуясь исключительно собственным желанием? Далее. Непонятно, почему для увековечивая памяти погибших в годы войны жителей города была избрана часовня. Смею предположить, что среди погибших многие, если не большинство, были атеистами. Даже в царские времена для увековечивания павших на поле брани строили не только часовни, но и светские памятники. Желающие убедиться могут съездить хотя бы на Бородинское поле. И, наконец, свободного места в Сквере памяти много. Можно было любые новые памятники установить, часовню возвести, не трогая ранее установленных скульптур.
После осмотра художественной галереи отправился домой. По А-108 и Можайскому шоссе «летел» почти с максимальной для моего мопеда скоростью 40 – 45 км/час. За исключением, конечно, вечной пробки на пересечении ЦКАД и Можайского шоссе, где пришлось пробираться между стоящими или еле движущимися автомобилями. Любопытно, что шестью километрами ближе к Москве, в Жаворонках, на пересечении 2-го Успенского и Можайского шоссе недавно возвели эстакаду. Спасибо, конечно, но и при одноуровневом пересечении никто здесь подолгу не стоял. Зато на пересечении Малого бетонного кольца и Можайского шоссе пробки были, как минимум, последние лет десять. Введение в эксплуатацию участка ЦКАД, частично прошедшего по А-107 (Малое бетонное кольцо) проблему, естественно, усугубило. А транспортную развязку обещают начать строить здесь только осенью этого года. Очень трудно понять, почему нельзя было в первую очередь построить эстакаду на пересечении Можайского шоссе с ЦКАД, а не в Жаворонках.
Теперь, специально для любителей двухколесной мототехники, скажу несколько слов о мопеде. Еще с прошлого сезона стремился повысить надежность мопеда, дабы не подвел он меня в дальней поездке. В результате моя «Рига-7» с F-50 получила японскую цепь, несравненно более прочную по сравнению со штатной. Провел регламентное обслуживание, все что надо – смазал, все что надо – промыл. В том числе, систему питания. Постоянно досаждали проколы камеры заднего колеса. Чтобы свести их к минимуму, по совету «Jukl», моего бывшего товарища по мотопоездкам, перед помещением камеры в покрышку вложил ее в своеобразный чехол, сделанный из разрезанной по окружности старой камеры. Загерметизировал место соединения патрубка с выхлопной трубой. Последнее, конечно, мелочь. Но, все же мелочь приятная, позволяющая избежать загрязнения отработанным маслом как мопеда, так и собственных брюк.
Не знаю, принятые мною меры помогли или просто повезло, но в эту поездку неприятных неожиданностей с мопедом не было.
На дачу вернулся примерно в 17 часов. Состоялась еще одна мотопоездка в наиболее любимом мною формате – небольшой (163 км всего) предобеденной прогулки.
Несмотря на прозвучавшую критику, Верея мне нравилась и продолжает нравиться. Рекомендую для посещений с туристическими целями.