- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Мотопрогулки
- К озеру Глубокому
- К Озернинскому водохранилищу
- Можайск
- В верховьях Нары
- Сенежское озеро и его окрестности
- Среди скал, Васильевское
- Снова в Васильевском
- В старинный город Верею
- В окрестностях Вереи
- Подмосковная Швейцария
- Снова в Подмосковной Швейцарии
- Окрестности Можайского шоссе
- Усадьбы Крёкшино и Петровское-Алабино
- Заброшенный бункер в Вороново
- ВИВАТ-2011
- К месту гибели партизанки Веры Волошиной
- Водопад Радужный
- На Северо-Запад Подмосковья
- Карьеры в Тучково и Лызлово, заброшенная железнодорожная ветка
- Снова в Морево - ж/д станция и карьеры
- Снова в Лызлово
- Вдоль берегов Истры
- Шараповский песчаный карьер
- Снова в Шарапово
- Шарапово — южный карьер
- “Подольское море”
- Озеро Тростенское, Скирманово и Сычевское карьеры
- "Шары" под Наро-Фоминском (заброшенные позиции С-25 и А-35)
- «Шары» под Наро-Фоминском – часть 2
- Горбовская ГЭС и Городок в Рузе
- Дом-музей Пришвина в Дунино
- Саввино-Сторожевский монастырь
- Танковая площадка в Снегирях
- «Мост в никуда» и частный музей ретротехники
- Вторая поездка в Рузу
- Рузское водохранилище – старинная усадьба Осташево – заброшенная Никольская церковь в урочище Лихачево
- Родники на Протве
- Карьеры в Морево – сезон 2017
- Старинный город Боровск
- Мини-зоопарк в Троицке
- Симская трясина
- Гремучий ручей и другие достопримечательности северо-востока Калужской области
- Дорога к Дикому озеру или снова в Сычевских карьерах
- Можайское водохранилище
- Волоколамск с высоты птичьего полета
- Дикое озеро – лето 2019 года
- Подмосковная «Линия Сталина»
- Достопримечательности Вереи
- Подлодка в Подмосковье
- Иным транспортом
- Мотопрогулки
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
Саввино-Сторожевский монастырь
Первый месяц осени 2015 года не задался. Было пасмурно, прохладно, периодически накрапывал дождь. Но во второй половине сентября пришло долгожданное «бабье лето». На небе ярко засияло солнце, температура поднялась выше 20 градусов – глупо не воспользоваться подарком природы, не совершить увлекательную мотопрогулку. Посовещавшись с «Jukl», моим постоянным товарищем по турпоездкам, решили осмотреть такую достопримечательность Подмосковья, как Саввино-Сторожевский монастырь, находящийся на окраине Звенигорода.
Вообще-то, в Саввино-Сторожевском монастыре я уже бывал, но почти двадцать лет назад. А еще была поездка пятилетней давности в «Подмосковную Швейцарию». Тогда, из-за вечной нехватки времени, монастырь весьма бегло осмотрели только снаружи, на монастырскую территорию не заходили. Потускнели за прошедшие годы впечатления об этих экскурсиях, многое позабылось…
Чем же интересен Саввино-Сторожевский монастырь, почему мы выбрали его целью нашей поездки? Если Вы не планируете профессионально изучать истории древней Руси, то перед экскурсией в Саввино-Сторожевский монастырь Вам достаточно запомнить имена трех персонажей: князя Юрия Звенигородского, монаха Саввы и царя Алексея Михайловича.
Юрий Звенигородский, младший сын знаменитого Дмитрия Донского, стал удельным князем Звенигорода и некоторых других городов по завещанию своего отца в 1389 году. При Юрии Звенигородском несколько восточнее центра современного Звенигорода был построен «городок». Так в те годы называли деревянные крепости, состоящие из рва, земляного вала и бревенчатых стен с такими же бревенчатыми башнями. Иначе говоря, «городок» - это деревянный Кремль. Вокруг «городка» лежали слободы воинских людей, торговцев, ремесленников. Во время нападения противника слободские жители, бросая свое жилье, вместе с немудреным имуществом спасались за стенами «городка». Воинских людей это, конечно, не касалось. Они под началом князя вступали в битву.
Во время правления Юрия Звенигородского в «городке» был возведен белокаменный Успенский собор.
(фотография сделана во время поездки в «Подмосковную Швейцарию» летом 2010 года).
Узкие окна в верхней части собора – бойницы. Успенский собор входил в систему укреплений «городка», играя роль его каменной цитадели. (Подмосковье. Памятные места в истории русской архитектуры XIV – XIX веков. «Московский рабочий», 1955 г., с.83).
Теперь о монахе Савве. Савва, ученик Сергея Радонежского, был духовником Юрия Звенигородского. Именно Савву считают основателем расположенного несколько восточнее Звенигородского «городка» монастыря, позднее получившего название Саввино-Сторожевский. Почему «Савва» - понятно. А «Сторожевский» - так как монастырь был построен на высоком холме под названием «Сторожа». Именно здесь, в конце XIV века были воздвигнуты деревянные постройки монастыря, ставшие с самого начала оборонительным форпостом на пути к укрепленному «городку». (Ю.Н. Александров, Ю.Н. Шабуров. По Подмосковью. Путеводитель для автотуристов. М., «Профиздат», 1984, с.258 – 259.)
Третий главный герой нашего рассказа - царь Алексей Михайлович «Тишайший». В середине XVII века Звенигород становится его излюбленным местом охоты и богомолья. Именно с царской охотой связана любопытная легенда, о которой нам рассказали в Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее, находящемся в Саввино-Сторожевском монастыре. Легенда гласит, что однажды во время охоты на медведя в густом лесу царь остался один, вся царская свита отстала. То ли охрана первых лиц государства в то время была поставлена из рук вон плохо, то ли с сопровождающими царя умело «договорились». Неожиданно царь наткнулся на матерого медведя. И совсем царю пришлось бы плохо, но тут откуда не возьмись возник пожилой мужчина, отогнавший медведя. Спасенный царь спросил старца: «Как зовут тебя?» Мужчина ответил, что он инок Савва. Когда царь пришел в монастырь и стал спрашивать про инока Савву, ему ответили, что таких монахов у них нет. - А среди послушников? - И среди послушников нет. Но тут царь взглянул на икону, на которой был изображен Савва Сторожевский, и узнал старца, спасшего его! После этого Алексей Михайлович стал щедро жертвовать монастырю и деньги и драгоценности. Такие вот «особенности национальной охоты»…
Легенда эта существует во множестве вариантов. В одном случае старец просто отогнал медведя, в другом – убил мишку. На одних картинках Савва выглядит вполне материально, на других – с нимбом вокруг головы (интересно, почему по этой характерной примете царь не смог догадаться, кто перед ним?) и т.п. Но суть, конечно, не в деталях русской мифологии. И даже не в окладах из драгоценных камней, пожертвованных царем для монастырских икон. Царь Алексей Михайлович подарил монастырю рыбные ловли, соляные варницы на Волге и Каме и приписал к нему 19 монастырей в разных концах государства. Число монастырских крепостных крестьян в эти годы достигло 17,5 тыс. Монастырь подчинили Приказу тайных дел и стали именовать «лаврой». (Памятные места Московской области. «Московский рабочий», 1956, с.129).
Так Саввино-Сторожевский монастырь стал крупным хозяйственно-экономическим объектом на Руси. Другое значение монастыря, по-прежнему, было военным. И не только Саввино-Сторожевский, но и другие русские монастыри имели тогда, в основном, военное и экономическое значение. «Духовно-религиозная» роль монастырей в те годы носила явно второстепенный характер. Лидеры государства предпочитали полагаться в первую очередь на крепкие крепостные стены с орудиями в башнях, а также на пшеницу с монастырских полей, но не на чудотворные иконы.
Был значительно укреплен в военном отношении и Саввино-Сторожевский монастырь. В 1650 – 1654 годах, в преддверии войны с Польшей за западнорусские земли, обветшавшую деревянную ограду монастыря заменили кирпичной, с бойницами и сторожевыми башнями. И поныне возвышаются эти высокие каменные стены монастыря, храня вид грозной когда-то цитадели.
Шли десятилетия. Военное значение каменных крепостей постепенно падало, но экономическая мощь Саввино-Сторожевского монастыря была по-прежнему огромной. Монастырь продолжал быть крупным землевладельцем, увеличивал барщину, вводил новые оброки, которых в XVIII в. было до 33-х. Бесконечно так продолжаться не могло. Поводом к восстанию послужило следующее. В 1760 г. архимандрит Павлуцкий согнал монастырских крестьян на чистку пруда у монастыря. Пора стояла страдная и собственные крестьянские поля остались необработанными. Возмущенные крестьяне восстали, три дня держали обитель в осаде и лишь вызванная из Москвы рота гренадеров оттеснила бунтовщиков. Затем между военными и крестьянами, находившимися на уборке монастырского сена произошло вооруженное столкновение, подавленное только с помощью второй воинской команды, опять же присланной из Москвы. По челобитной крестьян провели расследование; монастырь оштрафовали, а пострадавшим разрешили возвести храм в память о погибших земляках. На средства вдов и сирот, «тщанием народным» в Саввинской Слободе была построена церковь Николая Чудотворца. А 26 февраля 1764 г. Екатерина II подписала указ, согласно которому все вотчины духовных феодалов передавались государству.
Но, оставим на время день прошлый, вернемся в день нынешний, а именно к нашей поездке. В 10.00 25 сентября, как всегда на «Риге-7» с китайским двигателем F-50, я отправился по маршруту: Жаворонки (Одинцовский район М.о.) – Звенигород – Жаворонки. А «Jukl» выехал к месту нашей встречи из своего дома, находящегося в Красногорске. Встретились мы почти у самого монастыря.
Найти Саввино-Сторожевский монастырь очень просто. Проезжаем Звенигород и по Ратехинскому шоссе движемся по направлению к Рузе. На первом светофоре после города сворачиваем направо, на указатель «Саввино-Сторожевский монастырь». Через 100 метров мы у цели! Возле монастыря есть бесплатная стоянка, где мы и оставили наши мопеды, накрыв их тентом и сковав колодезной цепью с большим замком.
Вход на территорию монастыря свободный и бесплатный. Также бесплатно можно прогуляться по части монастырской стены. Вход на стену через Провиантскую (Северо-Западную) башню.
Внутри башни находится еще один продовольственный магазин, а этажом выше – кафе. Любопытная композиция - «Бояре» трапезничают.
Из магазина малоприметная дверь ведет на монастырскую стену.
Вид со стены.
По этой лестнице можно спуститься вниз и выйти на территорию монастыря недалеко от Северо-восточной башни.
Самая древняя сохранившаяся до наших дней постройка монастыря – белокаменный Рождественский собор. Воздвигнут в 1405 году во время правления Юрия Звенигородского. (Второй собор, построенный при этом князе – Успенский собор на Городке, о котором упоминалось ранее).
По центру снимка, с часами и колоколом – звонница (1650-е годы). Чуть правее высовывается зеленый купол – церковь Преображения Господня (1650-е годы). На переднем плане желтое одноэтажное здание – Трапезная церковь Казанской иконы Богоматери.
Трапезная церковь Казанской иконы Богоматери. За ней виден шатер надвратной Троицкой церкви. Эта церковь является одной из последних в России шатровых церквей, построенных до запрещения подобных форм патриархом Никоном по причине их неканоничности. А надвратная церковь потому, что расположена над Красными воротами монастыря. Крыльцо из красного кирпича справа – как раз проход к Красным воротам. Вторая башня в центре снимка, на заднем плане - декоративная башенка на Красной башне.
Все тоже, но в несколько ином ракурсе. В центре снимка стала хорошо видна декоративная башенка на Красной башне.
На переднем плане справа крыльцо Царицыных палат. По центру – проход к Красным воротам.
Эта ротонда воздвигнута над сохранившей алтарной частью и фундаментом храма преп. Иоанна Лествичника. А сам храм был разобран в XIX веке.
Дворец царя Алексея Михайловича, 1650-е годы.
Малый келейный корпус. XIX век.
Башни и стены монастыря. Вид с территории монастыря.
На переднем плане – бывшая караульня монастыря. (XIX век). Сейчас в ней находятся кассы музея.
На территории монастыря я несколько раз видел женщин славянской внешности, но одетых по азиатски: длинная юбка, под ней – брюки. Экзотика! Сверху русская, снизу – туркменка.
Крупным планом.
Загадка подобных «кентавров» объяснилась, когда я обратил внимание на объявление: «посетители с собаками и женщины в брюках на территорию монастыря не допускаются». Но есть компромисс. Женщины, пришедшие в брюках, могут получить безразмерные юбки при входе в монастырь. Там же выдают и головные платки.
Осмотрев территорию монастыря, мы отправились в Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей. Музей расположен в «Царицыных палатах», выстроенных для Марии Ильиничны Милославской, жены царя Алексея Михайловича «Тишайшего».
Перед нами «Царицыны палаты».
В музее в настоящее время развернуты три экспозиции: «Древний Звенигород», «Покои боярыни XVII века» и «Романовы. Царское богомолье». Вход на каждую выставку отдельный, и за отдельную плату - 50 рублей. В итоге, посещение всех трех выставок обошлось мне в 150 рублей и еще 50 рублей за возможность фотографировать. Что ж, 200 рублей не так уж дорого по нынешним временам. К тому же, не обязательно ходить на все выставки. Можно выбрать наиболее интересные для себя. Мне, например, наиболее интересно было в «Покоях боярыни». По нынешним временам эти покои выглядят весьма скромно, для XVII века – роскошь невероятная.
Гостевая комната царицы Марии Милославской.
Как мы видим, стены и потолок богато декорированы тканью.
Люстра под потолком – современная. Как нам объяснили служительницы музея, на самом деле царские покои освещались восковыми свечами в настольных подсвечниках. А для челяди свечи не полагались. Только лучины. Хотя и в изящных держателях.
На столе, если приглядеться, виден так называемый «дорожный сундук». Он же, крупным планом.
Еще один дорожный сундук. «Подголовный». Надеюсь, все же, на такой сундук сверху клали еще и подушку. Иначе жестковато будет…
«Стулья из дворца».
Но подобный стул только для царицы! Для гостей предназначались лавки. На фото «Jukl» тестирует одну из них. Изображает заезжего гостя, пришедшего развлечь царицу разговорами, пока царь на охоте.
А когда нет сладкоречивых гостей, можно птичьим пением насладиться.
Перейдем в трапезную. Любопытная вещица, предшественник раскладных столов, диван-кроватей и пр. – скамья-трансформер. Сейчас спинка дивана находится в верхнем положении. Но ее можно откинуть как к столу, так и от него. В последнем положении сидят за столом и трапезничают, в первом – сидя к столу спиной ведут разговоры.
Столовая посуда тех далеких лет.
Слева – направо и сверху вниз: Братина XVIII век Миска XIX век Братина XVII век Стакан XVIII век Кружка XVII век Ендова XIX век Ендова XIX век Братина XVII - XVIII век Ендова XIX век Ендова XVIII век Кстати, из стакана пил только царь!
Главное украшение покоев царицы, это изразцовые печи.
С интересом осмотрели мы экспозиции Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, но осталось чувство некоторой неудовлетворенности. Такое впечатление, что история Звенигорода закончилась XIX веком. Где, например, героическая оборона Звенигорода в 1941 году? А ведь немецко-фашистским захватчикам, осадившим город, так и не удалось захватить его… Когда-то в музее была экспозиция, посвященная разгрому немецко-фашистских войск под Москвой. (Ю.Н. Александров, Ю.Н. Шабуров По Подмосковью. Путеводитель для автотуристов. М., «Профиздат», 1984, с.262.) Но, иные времена, иные нравы.
Прежде чем разъехаться по домам мы обошли по тропинке вокруг монастыря. Полюбовались крепостными стенами и башнями.
Красные ворота – главные ворота монастыря. Говорят, что их открывают только по большим церковным праздникам.
С монастырского холма прекрасные виды на окружающую местность.
В заключение скажу, что о поездке Саввино-Сторожевский монастырь я отнюдь не пожалел. Посещение монастыря весьма рекомендую. Если даже в музей не заходить, то просто по территории пройтись, внутри и снаружи древнюю крепость обойти, весьма увлекательно.
В 16.00 вернулся на дачу. Общий пробег – всего 56 км. А сколько интересного увидел!