- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Мотопрогулки
- К озеру Глубокому
- К Озернинскому водохранилищу
- Можайск
- В верховьях Нары
- Сенежское озеро и его окрестности
- Среди скал, Васильевское
- Снова в Васильевском
- В старинный город Верею
- В окрестностях Вереи
- Подмосковная Швейцария
- Снова в Подмосковной Швейцарии
- Окрестности Можайского шоссе
- Усадьбы Крёкшино и Петровское-Алабино
- Заброшенный бункер в Вороново
- ВИВАТ-2011
- К месту гибели партизанки Веры Волошиной
- Водопад Радужный
- На Северо-Запад Подмосковья
- Карьеры в Тучково и Лызлово, заброшенная железнодорожная ветка
- Снова в Морево - ж/д станция и карьеры
- Снова в Лызлово
- Вдоль берегов Истры
- Шараповский песчаный карьер
- Снова в Шарапово
- “Подольское море”
- Озеро Тростенское, Скирманово и Сычевское карьеры
- "Шары" под Наро-Фоминском (заброшенные позиции С-25 и А-35)
- «Шары» под Наро-Фоминском – часть 2
- Горбовская ГЭС и Городок в Рузе
- Дом-музей Пришвина в Дунино
- Саввино-Сторожевский монастырь
- Танковая площадка в Снегирях
- «Мост в никуда» и частный музей ретротехники
- Вторая поездка в Рузу
- Рузское водохранилище – старинная усадьба Осташево – заброшенная Никольская церковь в урочище Лихачево
- Родники на Протве
- Карьеры в Морево – сезон 2017
- Старинный город Боровск
- Мини-зоопарк в Троицке
- Симская трясина
- Гремучий ручей и другие достопримечательности северо-востока Калужской области
- Дорога к Дикому озеру или снова в Сычевских карьерах
- Можайское водохранилище
- Волоколамск с высоты птичьего полета
- Дикое озеро – лето 2019 года
- Подмосковная «Линия Сталина»
- Достопримечательности Вереи
- Иным транспортом
- Мотопрогулки
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
«Шары» под Наро-Фоминском (заброшенные позиции С-25 и А-35) – часть 2
Внимательный читатель моих отчетов, наверное, уже обратил внимание, что во время поездки к «шарам» летом 2015 года я осмотрел далеко не всё представляющие интерес на бывших позициях С-25 и А-35. Впрочем, и увиденного хватило, был весьма обогащен впечатлениями. Спустя год, летом 2016 года, все же решил наверстать упущенное. А именно: посетить бывший радиоцентр, «большой шар» (радиолокатор канала цели) и военный городок.
В поездку отправился утром 23 июня 2016 года.
Маршрут: Жаворонки (Одинцовский район Московской области) – Кубинка – Таширово – Плесенское – Новоникольское – поселок Восточный (он же микрорайон Восточный, он же Наро-Фоминск-10) – позиции противовоздушной и противоракетной обороны (С-25 и А-35) – по А-108 до Можайского шоссе – Дорохово – Тучково - Кубинка – Жаворонки.
Несколько дорожных фотографий.
Шоссе Кубинка – Наро-Фоминск после железнодорожного переезда у Акулово. Машин мало, асфальт обновлен в прошлом году.
Недалеко от поселка Восточный, у деревни Редькино, возле поворота на Настасьино.
Руины фермы, заброшенные поля.
Конечно, не везде так. Например, около моей дачи у села Перхушково, прошлой осенью посеяли рожь на ранее лет двадцать пустовавших полях. Но, все же, разрушенные животноводческие фермы и поля, заросшие борщевиком, встречаются в Подмосковье гораздо чаще, чем тучные стада и нивы. Да, это вам не при Советах…
Поселок Восточный
Поскольку на моем пути к позициям С-25 и А-35 лежал поселок Восточный, осмотр решил начать именно с него.
Здесь был объединенный военный городок двух воинских частей: противоракетной обороны (в/ч 28000) и полка ПВО. От казарм и других служебных зданий ПВО-шников осталась только столовая на берегу пруда.
У противоракетчиков сохранились заброшенные казармы, штабные и некоторые другие здания.
Начнем по порядку.
КПП №2.
Бывшее офицерское кафе «Звездочка».
Штаб части снаружи и внутри.
Понятно, что изнутри зданий весь металл вытащен трудолюбивыми сборщиками металлолома, но вот кому и для чего понадобились внутренние деревянные двери?
Плац и казарма с сохранившимся стихотворным лозунгом.
Теперь на плацу учатся вождению водители «ГАЗелей».
Что заброшены казармы и штабные здания – понять, отчасти, можно. Но вот почему забросили здание продовольственного магазина?
В Восточном более десятка жилых четырех- и пятиэтажек. Что, их жителям продукты не нужны?
Рядом с бывшим магазином.
Радиоцентр
В прошлую поездку в эти края, миновав по окраине поселок Восточный, я повернул направо, к бывшим позициям стартового дивизиона С-25. В этот раз повернул налево, к радиоцентру, или более точно, к РТЦ (ЦРН) ЗРК С-25.
Дорога к радиоцентру неплохо сохранилась. Хоть асфальт местами и разбит, но проехать на легком мопеде вполне возможно.
Перед нами радиоцентр и мой мопед перед ним.
Благодаря широким проемам в стенах здание напоминает гараж. Однако, это не так. За воротами в «пеналах» располагались шкафы с электроникой, дизеля и пр. Здесь же были помещения, где сидели операторы.
Наибольший объём помещения занимала аппаратура центрального радиолокатора наведения, она содержала примерно 13 тысяч электронных ламп. Такое оборудование при работе выделяло много тепла, поэтому в помещении станции была сделана мощная система вентиляции, а по бокам станции располагались четыре вентиляционные шахты.
Вот они эти шахты, перед нами.
Внутри бункера. Все вывезено, остались только бетонные фундаменты для аппаратуры.
Снаружи полузаглубленный железобетонный бункер радиоцентра обвалован землей. Целые поля ромашек выросли на бункере.
Кстати, если верить интернету, обвалованный землей полузаглубленный железобетонный бункер радиоцентра был рассчитан на попадание 1000 килограммовой фугасной авиабомбы.
На крыше бункера – дот.
Дот предназначался, видимо, для визуальной оценки воздушной обстановки и для наблюдения за стартами ракет.
Один мой знакомый, проходивший на этом радиоцентре срочную службу в середине 70-х годов, рассказывал, что кроме дота на крыше бункера была позиция крупнокалиберного пулемета ДШК (впрочем, может быть, ДШКМ) – для обороны от низколетящих воздушных целей.
Неподалеку от дота, на крыше бункера, вот такие развалины.
Судя по всему, именно тут и была пулеметная позиция. Как рассказывал опять-таки мой товарищ, во время учений рядом с пулеметом на треноге устанавливали морской 20-ти кратный бинокль.
Бункер радиоцентра с юго-западной стороны.
На бетонной площадке рядом с бункером раньше располагался антенный павильон с двумя антеннами визирования целей и четырьмя антеннами передачи команд. Сейчас от антенного павильона ничего не осталось.
Отмечу, что именно из радиоцентра осуществлялся пуск ракет ПВО. Норматив – 4 ракеты для уничтожения цели. Реально учебную цель сбивали 1 – 2 ракетами.
За бункером радиоцентра, с юго-западной стороны, развалины насосной станции. По крайней мере, так утверждает Викимапия.
Железобетонные фундаменты от демонтированного оборудования, люки в полу.
С правой стороны довольно протяженный туннель. С помощью жигулевской фары (в первой части отчета подробно описана осветительная система, которую я брал в прошлый и нынешний раз в поездку к «шарам») прошел туннель до конца. Увы, ничего интересного не обнаружив, вскоре уткнулся в кирпичную стенку с обрезками труб.
Конденсат на потолке туннеля.
Туннель. Вид изнутри - наружу.
Еще раз напомню, что туннель я осветил автомобильной фарой. А так в нем тьма кромешная.
Побродив внутри насосной станции, взобрался на ее обвалованную землей крышу. Под теплым июньским солнышком, любуясь окружающей природой, подумал, что любит молодежь про военные «заброшенки» страхи нагнетать, призывать к осторожности. А ведь здесь, по крайне мере снаружи объектов, совершенно безопасно! Не успел я это подумать, как увидел под ногами открытый люк.
М-да, на подобных объектах бдительность терять, все же, не стоит…
Неподалеку от люка какая-то труба.
Даже с собственным номером на крышке.
В заключение, несколько слов об окружающей природе. Леса вокруг радиоцентра весьма красивы.
Специально для тех, кому по душе не пастораль средней полосы России, а более тревожные виды – снимок против света.
Единственное, что портит окружающий пейзаж, это свалка, устроенная перед радиоцентром каким-то автосервисом.
Из живности в окрестностях радиоцентра обнаружил только ящерицу. Сидела на бетонной стене.
Да, чуть не забыл, о находках! Казалось бы, никаких сувениров здесь найти невозможно, все представляющее хоть какой-нибудь интерес давно вывезено, однако рядом с бункером радиоцентра нашел армейскую пуговицу советского образца!
Может быть, как раз мой знакомый, который служил здесь срочную службу, эту пуговку потерял? :о)
Позиции стартового дивизиона С-25
От радиоцентра поехал по тому же, как в прошлом году маршруту, к позициям стартового дивизиона С-25.
В ППР (пункте подготовки ракет) год назад я обследовал только первый этаж, который, как наверное помнит читатель, оказался весьма обжитым. В этом году решил подняться на второй этаж.
Туда вела самодельная лестница.
На втором этаже.
Второй этаж оказался не менее обжитым, чем первый. В одном месте я обнаружил даже прикрепленный к стене наполовину полный мешок для мусора! Вот какие аккуратные обитатели ППР! Мусор в мешок собирают.
А около въезда в ППР валялась нижняя часть манекена с не совсем понятной для меня надписью. Что за «Монолит»? Рок-группа, что ли, какая-то? Хотя, скорее всего, это «Монолит» из игры в сталкеров.
Похоже, что здание ППР стало своеобразным большим клубом. Одни компании проводят свой досуг на первом этаже, другие – на втором.
Поскольку я посетил ППР, как и в первую мою поездку, в первую половину буднего дня, никто из его обитателей мне не встретился. Впрочем, об этом особо не жалею. Спорный вопрос, насколько сильно радовалась бы местная молодежь при встрече с туристом из Москвы… :о)
Теперь немного о стартовых позициях и пусковых столах. В прошлую мою поездку я не обратил внимание на бетонные столбики, встречающиеся вдоль дорог к стартовым позициям. Подумал, что установлены они для обозначения опасных участков дорог. А вот и нет! Оказывается, эти столбики обозначали заезд к стартовым площадкам.
Заезд к стартовым площадкам.
Бетонное основание стартовой площадки.
Кабельный вход.
Как была устроена стартовая позиция?
- Стартовые площадки предназначались, естественно, для старта ракет. На каждой стартовой площадке находилось подъёмно-пусковое устройство, состоящее из подъёмника СМ-102А и пускового стола СМ-82, а также силовой шкаф и переходная клеммная коробка кабель-мачты. Подъёмно-пусковое устройство вместе с силовым шкафом и клеммной коробкой с кабель-мачтой устанавливалось на цементно-бетонном фундаменте стартовой площадки. Фундамент стартовой площадки прилегал к боковой части подъездной дороги. Кабели от силового шкафа к переходной клеммной коробке, электродвигателю лебёдки и подъёмному устройству проходили по трубам, забетонированным в фундаменте. На фундаменте имелись фундаментные болты для крепления пускового стола, переходной клеммной коробки, силового шкафа и подъёмного устройства.
Ракета транспортировалась к стартовой площадке на автополуприцепе тягачом по специальным дорогам огневой позиции. На каждой стартовой площадке от поперечного проезда был предусмотрен специальный заезд с бетонными направляющими высотой 15-20 см, по которому тягач подавал задним ходом автополуприцеп с ракетой и устанавливал его над подъёмным устройством.
"Большой шар"
С позиций С-25 на позиции А-35 я направился пешком точно тем же путем, что и в прошлом году. И также предварительно запрятал мопед среди леса.
В «малый шар» (радиолокаторную станцию канала противоракеты) я решил в этот раз не заходить. Однако, сделал по дороге несколько новых снимков заваренной шахты баллистической ракеты ПРО и «малого шара».
Заваренная крышка шахты.
"Малый шар".
«Малый шар» с северной стороны. Сюда я в 2015 году не добрался.
Если «малый шар» отлично виден еще от остатков проволочных заграждений, разделяющих позиции С-25 и А-35, то в поисках «большого шара» пришлось немного поплутать. Почти заросшую тропку, ведущую к «большому шару» от «малого» я сразу не нашел. Поэтому, пришлось идти по бетонным дорогам, проложенным через позиции А-35.
Вот, что я увидел по дороге.
В отличии от позиций С-25, дороги на позициях А-35 освещались фонарями. Некоторые из них уже сильно повреждены. Дожди, морозы и солнце сделали свое дело – бетон местами выкрошился.
Непонятные железобетонные сооружения, встретившиеся по дороге. Викимапия идентифицировать их не помогла.
Армейские деревянные ящики, брошенные посреди дороги.
Минут десять бродил я по зарастающим травой и кустарником железобетонным дорогам, после чего, вышел наконец к «большому шару». Напомню, что «большие шары» - это углепластиковые колпаки радиолокаторных станций канала цели (т.е., баллистической ракеты противника).
Вход в «большой шар».
Внутри.
Местами даже осветительная аппаратура сохранилась.
Поднялся в шар.
Не споткнитесь, заглядевшись на купол шара. Пол не везде ровный.
Посредине шара располагается антенный фундамент – весьма внушительное сооружение, размером с двухэтажный дом.
Позабавила лестница на стене антенного фундамента. В верхней части эта лестница имеет существенный отрицательный наклон. Не понимаю, как можно было по ней лазить.
Внутри антенного фундамента – комната с обшитыми листами металла стенами. Сохранились остатки оборудования и, даже, канцелярский стол.
Кабели, как ни странно, еще не срезали.
Тут же на стене симпатичное граффити, отставленное кем-то из посетителей антенного фундамента.
Выход на крышу. Это отнюдь не «кошачий лаз». Человек проходит спокойно.
На дверцах, ведущих на крышу, даже специальные задвижки кое-где еще остались.
На крыше.
Чтобы сфотографировать «шар» пришлось отойти к самому краю крыши. Иначе не влезал «шар» в кадр.
Я бы рекомендовал, при наличии возможности, посетить «большой шар» даже людям, не интересующимися военными «заброшенками». Слишком уж это необычное сооружение, шар диаметром 24 метра. Когда находишься внутри – испытываешь фантастические ощущения. Огромная полость шара, мягкий свет, струящийся с потолка, посредине шара – «монстр» антенного фундамента… А акустика! Как будто говоришь в микрофон, подключенный к мощному усилителю.
Насладившись шаром, отправился в обратный путь. Впечатлениями был перенасыщен, поэтому тщательно осматривать еще что-либо, например трансформаторную подстанцию неподалеку от «большого шара», уже никакого желания не было.
Трансформаторная подстанция.
Для тех, кого интересует более детальное устройство «большого шара» - где какая служба размещалась, как что работало – могу рекомендовать следующий сайт.
Немного о живой природе. На первом этаже «большого шара», как и ППР (см. отчет 2105 года) живут голуби–сизари. Не пугайтесь, когда за вашей спиной вдруг раздастся хлопанье крыльев.
А по дороге к границе позиций А-35 и С-25 наткнулся на весенние опята.
Перед тем как отправиться в обратный путь, имело смысл немного отдохнуть, попить чаю из термоса, слегка перекусить. На позициях С-25, почему-то, обитает несметное количество комаров и слепней. Непонятно, на кого они набрасываются, когда нет туристов. Но, так или иначе, бывшие позиции С-25 показались мне малоподходящим местом для пикника. Устроился на обочине дороги, ведущей от бывшего КПП к А-108 (Большому бетонному кольцу), возле пожарной части. Хорошо, ветерок обдувает, никаких кровососущих насекомых…
Надо сказать, что мой «обеденный перерыв» несколько затянулся. Дело в том, что еще на позициях С-25 из трансмиссии стали доноситься щелчки, а временами повизгивание и поскрипывание. Поэтому, попив чайку, около часа потратил на выяснение источника посторонних звуков. Как оказалось, виноват был выжимной палец муфты сцепления. Дело в том, что в конце прошлого лета, когда поломки установленного на моем мопеде китайского двигателя F-50 участились, я заменил двигатель на новый, такой же марки. Полную ревизию двигателя, включая разборку всех его узлов, не проводил. И, вот теперь, выяснилось, что китайцы поставили палец и шарик сцепления без смазки или с минимальным количеством оной. Я смазал упомянутые детали литолом и посторонние звуки исчезли.
Любопытно, что второй двигатель я покупал на той же фирме, что и в первый раз. И китайский поставщик, как меня уверяли, не менялся. Однако, если у купленного в 2008 году двигателя не было выявлено никаких дефектов, то покупка 2015 года оказалась некомплектной (недовложили детали ручки газа), с раковинами в ребрах охлаждения цилиндра и, как теперь выяснилось, без смазки там, где она должна быть. Правильно говорят, что покупка китайского мотора – всегда лотерея. Наверное, если «руки откуда надо растут» лучше свежекупленный мотор полностью разобрать и устранить все дефекты, которые будут выявлены.
После «перерыва на обед» и ковыряния в двигателе, поехал на дачу по несколько измененному по сравнению с 2015 годом маршруту – не через Любаново, Обухово, Акулово, а по А-108 до Можайского шоссе. Далее через Дорохово, Тучково, Кубинку до Жаворонок.
Немного о дорожных встречах. Еще утром, в начале моей поездки к «шарам», меня нагнал легковой автомобиль. Некоторое время он двигался рядом. Когда мы остановились у светофора, приоткрылась задняя дверь и я дважды услышал про мой мопед: «Отличная вещь!». Да, вряд ли владельцы современных скутеров часто слышат подобные комплименты. А я – почти каждую поездку. Вот что значит ездить на «Риге-7» 1975 года выпуска!
А уже возвращаясь на дачу, опять-таки на Можайском шоссе, повстречался с двумя мотобатовцами. И в прошлом году во время поездки к «шарам» я на Можайском шоссе мотобат встречал и, вот теперь, снова. Постоянно они, что ли дежурят между Кубинкой и Большими Вяземами? Впрочем, как и в прошлом году мотобатовцы не обратили на мой мопед, тарахтящий вдоль обочины на скорости, немногим больше 40 км/час, никакого внимания.
Вернулся на дачу в 18.35. А выехал в 8.10 утра. Общий пробег – 155 км. Это немного больше, чем в прошлом году. Что и неудивительно – я заезжал в военный городок и радиоцентр. Да и дорога по А-108 и Можайскому шоссе чуть-чуть длиннее, чем через Любаново – Акулово, хотя и более комфортабельна. Асфальт в лучшем состоянии, перекрестков и поворотов меньше.
Удачных всем мотопоездок!
P.S. Для интересующихся заброшенными (недостроенными) военными объектами могут также рекомендовать отчеты:
Заброшенный военный бункер в Хлюпино
И, конечно, Подмосковная «Линия Сталина»