- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
НА КРАЙ СВЕТА (И ОБРАТНО) ИЛИ АВТОПРОБЕГ МОСКВА – МУРМАНСК
Началось все с постановления, предписывающего владельцам малокубатурных видов двухколесного транспорта обзавестись правами, на общих с прочими участниками дорожного движения основаниях. Надо сказать, до последнего времени я жил без намерения приобщаться к обитателям дорожных пробок. В своих путешествиях на велосипеде с подвесным моторчиком обходился без всяких разрешительных документов и прекрасно себя чувствовал. Первый звоночек пропел еще в 2011 году. Тогда разговоры о грядущих изменениях в ПДД обрели некоторую конкретность. Решив действовать на опережение мы с коллегой, известным как Зигмунд Коллосовский (далее З.К.), записались в автошколу на предмет получения прав категории А. Курс мною был успешно прослушан, теория сдана, но с практическим экзаменом произошел конфуз. Оказалось, что управлять даже легким мотоциклом это совершенно не то, что привычным моторизованным велосипедом.
З.К. проявил настойчивость и экзамен сдал, а я, по врожденному разгильдяйству, оставил все на потом. “Потом” тянулось довольно долго. Сперва закон принимали, затем обсуждали и утверждали соответствующие программы подготовки для желающих получить права категории “М” (образец чиновничьего идиотизма). Все это время, т.е. до 2015 г ездил я совершенно беспрепятственно. Но всему на свете приходит конец и в конце 2015 года гайцы получили команду “фас!”. Бодаться с полицией желания не было, и я решил, что пора обзаводиться разрешительными документами.
Но тут встал резонный вопрос: как и какими. Можно было научиться таки управлять мотоциклом, взяв известное количество платных занятий. Но права категории А(А1) по большому счету для меня бесполезны – мотоцикл я никогда и ни при каких обстоятельствах покупать не собирался. С другой стороны, рекламная акция автошколы “Он-Лайн” предлагала бесплатный теоретический курс (на самом деле просто его отсутствие с тренировкой по билетам на компьютере) и солидную скидку на практическое обучение по категории “В”.
Решив, что коль скоро автомобиль, в отличие от непокорного мотоцикла, на бок не завалится, то и экзамен я как-нибудь сдам и в результате получу искомые права, но не бесполезную во всех смыслах категорию “М”, а полноценные “В” с перспективой при каких-нибудь обстоятельствах поуправлять и автомобилем.
Итак зимой 2015 я стал укрощать автомобиль. Дело вышло вовсе не таким простым, как казалось, льготных часов занятий разумеется не хватило, но тут уж я уперся, нашел инструкторов и, в конце концов, к маю 2016 заветные права оказались у меня в бумажнике. Можно было на этом успокоится, но как известно “… каждый имеющий автомобиль, мечтает его продать, каждый не имеющий – купить.” (несколько измененная фраза из бессмертного фильма “Берегись автомобиля”).
Здесь в дело вступил другой мой товарищ – Сергей Г. Обычно каждый август я в его компании провожу отпуск в байдарочном походе по Карелии, однако раз в несколько лет он ездит на автомобиле в Мурманск – город его юности – на встречи с одноклассниками и пройтись по родным местам. В этом году он как раз собирался совершить такой хадж. Его приглашение ехать вместе оказалось той соломинкой, что сломала хребет моего застарелого неприятия автомобилизации. Дело было за малым – подобрать необходимое средство передвижения.
Поскольку мои ресурсы были ограничены, то решено было покупать подержанную отечественную машину, а так как велико было желание проехать не только по автострадам но и по проселкам, то выбор пал на полноприводный джип Шевроле-Ниву. Присутствие пониженных передач и блокировки дифференциала делало ее прекрасным выбором для любителей залезть в грязь и выбраться оттуда.
На этом я завершаю затянувшееся вступление и перехожу к описанию путешествия.
Этап первый. Москва – Тверь (180 км)
В предполагаемое путешествие со мной навязались дочь со своим бойфрендом Данилой.
Поскольку совместное движение предполагалось от Твери (Сергей – тверич), а перевозить пассажиров, тем более несовершеннолетних, я, как начинающий водитель, права не имел, то молодая пара была отправлена на электричке, а сам я бодро покатил навстречу приключениям. Подмосковный участок Ленинградского шоссе с его безумными пробками был благоразумно обойден по платной магистрали М11. которая всего за 450 р предоставляет возможность почувствовать себя на европейском автобане. Мимо меня, с моим практическим потолком 100 – 110 км/ч, со свистом проносились другие участники дорожного движения, торопящиеся на собственные похороны со скоростью от 160 и более км/ч. Счастливого им пути!
Но всему хорошему скоро приходит конец. Автобан закончился не доходя до Солнечногорска, а впереди был еще Клин, с движением через центр города и самая Тверь, тоже не обойденная автомобилизацией. Начав путь в 2 часа дня я только к 8 вечера добрался до цели. Переночевав в объятиях гостеприимного семейства Г. мы уже небольшим караваном отправились с утра в Господин Великий Новгород. Хихикающих детишек разместили в машине Сергея, а мне за это выдали несколько баулов с грузом на заднее сидение. Автопробег стартовал!
Этап второй. Тверь – Новгород (360 км)
Выезд из Твери на трассу Москва – Ленинград, равно как и тверская объездная дорога – пример того, как благими намерениями пути в ад мощены. Прекрасное решение устроить современные развязки и расширить дорожное полотно в руках росийских чиновников превратилось в проклятие для проезжей публики. Вместо того, чтобы сосредоточить силы и средства на каждом объекте поочереди и быстро все сделать, ремонт начали повсеместно. Результат очевиден. Дороги перегорожены, автомобильное стадо протискивается чрез игольные уши заграждений, а на объектах лениво ковыряются 3 – 4 строителя. Деньги, размазанные тонким слоем по всем объектам, быстро заканчиваются и стройки замирают.
Но все неприятное рано или поздно заканчивается и мы весело покатили по трассе, еще не тронутой карающей рукой Росавтодора.
Первая остановка была в деревне вскоре после съезда на Медное. Сергей подвел нас к любопытному подворью, известному ему по прошлым поездкам.
Надо сказать, любят московские интеллектуалы изображать русского селянина погрязшим в алкоголизме дебилом, обожающим жить в дерьме, но вот как обустроили свой двор жители этой деревни. И это не атракцион для туристов. Просто людям нравится так жить.
Насладившись народным творчеством (приветливая хозяйка зазвала и во двор), мы поехали дальше.
Путь наш лежал в древний Господин Великий Новгород. Кстати, попытка вбить в навигатор слово Новгород потерпела неудачу. Прибор признавал только Великий Новгород. Там у Сергея жил старый друг. Первоначально мы все планировали остановиться в гостинице и даже бронировали номер, но Вячеслав слышать ничего не захотел и в результате все остались у него. Путешествие на дачу к его матери привело к появлению в нашей поклаже здоровенного ведра свежих огурчиков, молодой картошки, лука, двух трехлитровых банок малосольных огурцов и еще чего-то. Отказываться было опасно. Такие обиды здесь смывают только кровью.
Вечером мы все отправились осматривать новгородские достопримечательности.
Полностью такая задача решалась месяца за два, поэтому мы сразу отправились в Новгородский кремль к самому интересному.
Крепостные стены
И башни.
Памятник тысячелетия Руси.
Показательно, что немцы во время оккупации памятник взорвали, а фигуры пытались вывезти на цветной металл. Сразу же после освобождения, в 1944 году, когда город лежал еще в развалинах, памятник был восстановлен и открыт при большом стечении народа. Фигуры на памятнике выполнены с портретным сходством и легко узнаются.
Это мы деятельно обсуждаем кто есть кто на ленте барельефа.
Колокола новгородской звоницы.
Среди них есть и стопудовый «царь-колокол»
Храм Святой Софии во всех видах и ракурсах. Это один из древнейших храмов России. Конечно и его немецкие захватчики старательно сравняли с землей, но реставраторы подняли камни и храм стоит как новый.
Новгородская звоница.
Вид с колокольни на Ильмень-озеро и старые торговые ряды
Разбогатевшие купцы считали своим долгом построить церковь. Видно рассчитывали прикупить себе местечко в царствии небесном. Поэтому церквей у старого торга видимо-невидимо.
Вечером на мосту через Волхов Здесь стояли лавки новгородских купцов.
Этап третий. Новгород – Белое озеро (420 КМ)
На следующее утро наш караван тронулся дальше. Теперь его путь лежал на север в карельские просторы. Но в начале мы посетили еще один центр росской государственности – город Старая Ладога. Сейчас это небольшое село близ Ладожского озера, но в VI – VII веках там была столица россов или балто-славян.
Развитие российского государства в современном понимании, шло с IV – V веков. Тогда на просторах Восточной Европы образовалась империя остготов. Как и всякое племенное объединение, связанное силой оружия, она оказалась недолговечной и быстро распалась на враждующие осколки. Одним из таковых и стало юго-восточное побережье Балтики и Приладожья. Традиция военной демократии в городских поселениях той поры требовала кроме народного собрания – веча еще и военноначальника – князя, которого, как правило, призывали при необходимости со стороны. В VIII веке новгородцы призвали из Старой Ладоги Рюрика, четырьмя столетиями позднее точно так же был призван из Переславля Александр, которые за свои победы над шведами у устья Невы и Тевтонским орденом на Чудском озере был в последствие признан святым. От младшего сына Александра Невского – Даниила, получившего в удел маленький городок Москву, и пошла династия Рюриковичей, правившая Русью-Россией до начала XVII века.
Но прежде чем окунуться в раннее средневековье, мы побывали близ первенца Советского ГОЭЛРО Волховской ГЭС. Картины до сих пор работающей станции следуют ниже.
Полюбовавшись плотиной Волховской ГЭС и проехав по мосту через Волхов мы попали в колыбель русской государственности.
На въезде в поселение расположился вполне себе действующий Свято-Успенский девичий монастырь. М-да, бедные девицы, нужно уж совсем крест на себе поставить, чтобы с отрочества уходить в монастырь. Все-таки в женские монастыри шли обычно вдовы.
Неподалеку памятник Рюрику и Олегу Вещему. (Как ныне сбирается вещий Олег…) Вещий означало знающий, ученый, поэтому Олег изображен со свитком в руке. Его прародитель был скорее всего малограмотен и полагался больше на острый меч, на который и опирается.
Рядом памятник… вороне? Что он означает мы добиться не смогли.
Стены древней цитадели. Понятно, новодел.
Остатки древней стены выглядят вот так:
Вот так выглядела Старая ладога в средневековье (реконструкция).
Крепостная башня. Бойницы пушечного боя внизу указывают на позднее средневековье.
Погребальная камера. В ней война похоронили вместе с его любимым конем (скелет конский).
На боевой галерее крепостной стены. Как видно, стена была не тоненькая.
Внутри крепости стоит небольшой, но очень симпатичный храм (к сожалению закрыт, внутрь попасть не удалось)
и действующая деревянная церковь, часть которой занимает музейная экспозиция.
А это то самое «Не ого, а ключ от церкви». И замок соответствующих размеров.
И напоследок, нечто вроде старого погреба с земляной крышей, наверное тоже исторического, поскольку размещен в пределах крепостной стены. Наверное там хранили съестное и запас пива для поддержания бодрости духа защитников города.
Далее путь наш лежал по федеральной трассе «Кола» (не Кока Кола) Р-21. Много мне приходилось видеть российских дорог, но лучше этой найти можно разве в Москве. Идеальное покрытие без следов ямочного ремонта. В дальнейшем мы убедились, что в таком состоянии вся дорога до самого Мурманска. Умеют же у нас, если хотят. И никаких ссылок на температурный режим и вредный климат. Желающие могут проверить собственными колесами.
Миновав Сясьстрой мы вьехали в Лодейное Поле, замечательное своей замысловатой развязкой. (На обратном пути мы там покрутились). Далее дорога вела мимо Олонца. Между тем окружающие пейзажи потихоньку менялись на карельские. Вскоре нас приветствовала и арка с указателем: Республика Карелия.
Повышение статуса от АО до республики произошло в 1991 году, когда суверенитет брали столько, сколько могли проглотить даже если застревало в горле.
Остановившись, мы сделали несколько снимков на которых присутствуют совершенно карельские мхи и грибы.
Между тем, погода, постепенно хмурящаяся еще со Старой Ладоги, окончательно испортилась. Пошел мелкий надоедливый дождь, иногда сменяющийся приступами хорошего ливня. Начало темнеть. Пора было подумать и о ночлеге.
Точкой для такового Сергей всегда выбирал живописный берег Белого озера.Туда мы и свернули, предварительно слегка поплутав по лесным проселкам. Поляна для отдыха нашлась быстро, но в темноте костра развести не удалось. Видно дождь тут лил не первый час – даже нижние ветки елок, обычно сухие в любую погоду, источали влагу. Искать по темноте топлива было лень, поэтому перекусив в сухомятку все расползлись по спальным мешкам.
Наутро мы были вознаграждены чистым небом и ласковым солнышком.
Не смотря на то, что собрались мы относительно быстро Даня успел забросить удочку в озеро и извлек оттуда колючее страшилище, объявленное окуньком. Делать с ним было нечего, поэтому сфотографировав, его пустили обратно в родное озеро.
Этап четвертый. Белое озеро – Беломорск (410 КМ)
Трасса Кола Р-21 проложена так, чтобы максимально не затрагивать населенные пункты и, соответственно, не требовать от водителей сбрасывать в последних скорость. Поэтому Петрозаводск мы объехали стороной. Но проехать мимо знаменитого водопада Кивач мы конечно не могли. Вот виды этого самого большого в Европе равнинного водопада. Раньше он выглядел еще эффектнее, но плотина в Гирвасе, регулирующая сток Суны, сильно убавила его великолепие. Но все равно, есть еще на что посмотреть.
Территория вокруг водопада объявлена «музеем природы под открытым небом» и за посещение оного требуют немалую сумму. Видно пример Остапа Бендера, собиравшего мзду за посещение Пятигорского Провала оказался слишком уж заразителен. Не знаю на что идут собранные деньги. Бендер уверял что на ремонт Провала, чтобы не слишком проваливался, в данном случае, возможно что на ремонт водопада, «чтобы не падал далеко».
Впрочем, я здорово сэкономил, продемонстрировав свое пенсионное удостоверение и объявив Асю несовершеннолетней.
Попытка выбросить “персиянскую княжну” за борт не увенчалась успехом.
Первая ступень водопада
И его вторая ступень
Вдоволь облазив окрестности водопада и нафотографировавшись, мы вернулись к машинам.
Двигаясь по той же замечательной трассе Р-21 Кола мы могли поддерживать скорость около 100 км/ч, поэтому достаточно быстро миновали Медвежьегорск и Сегежу, впрочем даже не заезжая в них. После Надвоиц стало смеркаться и мы начали подыскивать подходящее место для ночевки. Таковым нам показалось окрестность озера Шуезеро.
У поселка Пушной мы свернули на местную дорогу и километров через 7 обнаружили съезд, который вел к очаровательной поляне на берегу озера. Лучшего места для привала придумать было невозможно. Но не тут то было!
Только мы начали распаковываться и устанавливать палатки, как на берег подъехала раздолбанная «девятка» из которой частями начала вываливаться совершенно пьяная компания. Хуже всего было то, что местные любители отдыха на природе поголовно были вооружены охотничьими ружьями. Нельзя сказать, что пришельцы были настроены злобно, скорее наоборот, они нас весело приветствовали и сходу предложили пострелять в цель. Но слишком хорошо представляли мы возможное дальнейшее развитие событий, когда любой ответ, включая отказ от навязчивых предложений выпить с ними, вызовет всплеск агрессивности. Получить же, даже случайно, заряд дроби в живот не хотелось никому. Поэтому мы соблюдая максимальную вежливость сообщили нашим новым соседям, что заехали мол только поужинать, быстро собрались и отчалили искать более безопасный ночлег.
Между тем окончательно стемнело. Было высказано предложение ехать в близлежащий Беломорск и там искать мест в гостинице. Мы свернули на дорогу, ведущую к городу, расположенному километрах в 30 от трассы. Однако довольно скоро увидели съезд, приводящий на площадку-накопитель строительных материалов для дорожно-ремонтных работ. В даном случае это было ровное место, частично заасфальтированное, с кучами песка и гравия. Тут же были остатки разгромленных бытовок и какой-то строительный мусор. Поскольку никто точно не знал, есть ли в Беломорске гостиницы, а в оных свободные номера, решено было не искушать судьбу и остановиться где есть.
Опять обойдясь без ужина мы установили палатки и расползлись по спальникам.
Этап пятый. Беломорск – Мурманск (620 км)
Утром погода оставляла желать лучшего, однако в руинах бытовки мы нашли довольно сухого топлива, чтобы развести огонь и позавтракать. Вскоре наш импровизированный лагерь был свернут и как оказалось очень своевременно. На площадку подъехал автобус со строительными рабочими, которые что-то тут должны были делать. Но мы уже погрузились в машины и отправились восвояси.
Первой нашей остановкой в пути был живописный мост через реку Кемь в районе Подужемского водохранилища. Мы побродили по окрестностям, размялись и сфотографировали гидроузел.
На следующей остановке (технической) у мосточка через ручей едва не вышел конфуз. Едва мы разбрелись по своим надобностям, как раздался крик. Молодые люди обнаружили у воды парочку симпатичных гадюк. Несмотря на проявленную гадами скромность и категорическое нежеление позировать, нам все же удалось запечатлеть одну из симпатичных аборигенш во всей ее красе.
Обед мы решили устроить у берегов хорошо знакомого нам озера Кереть. Не поехав в бухту Ногтева, мы нашли съезд, который привел нас к воде гораздо быстрее. На берегу нас ожидали живописный сосновый лес, прекрасный вид на озеро и изобилие грибов.
Наш фанатичный рыбак Данила и тут закинул в воду свои снасти. Удача ему сопутствовала и несколько колючих окуньков вскоре затрепетали на берегу. Поскольку чистить их было лень, а есть в них нечего, то после фотосессии незадачливые рыбки вернулись в лоно родного озера.
Впоследствие Данила еще не раз с тоской вспоминал живописные берега Керети, поскольку в кольских водах успех ему не сопутствовал.
Вскоре, двигаясь на север, мы пересекли полярный круг, о чем свидетельствовала установленная около дороги бетонная стелла. Избежать фотосессии тут было совершенно невозможно.
Основание стеллы, куда только можно было дотянуться, было густо заляпано всевозможными наклейками, а рядом торчало нечто вроде майского дерева, увешанного ленточками, привязанными «на счастье».
Но нас ждал уже Кандалакшский залив и просторы Кольского полуострова. Дорога пересекала губу Канда, где нас ожидали очаровательные виды на морские просторы и красивые кучевые облака.
Проезжая город Кандалакшу мы решили пополнить запас горючего и заехали на местную АЗС. Она произвела немного странное впечатление неисправностью своих колонок – пистолет все время самопроизвольно отщелкивался,– так или иначе мне удалось залить полный бак, а Сергей выцедил себе едва 7 – 8 литров. Но так как у него оставалось еще полбака, то он не особенно расстраивался. Как оказалось в дальнейшем, я с кандалакшским бензином зачерпнул себе пригоршню неприятностей.
Впереди нас ожидали Хибины, макушки которых укутывали дождевые облака. Нас же они попотчевали моросящим дождем и неожиданно сгустившимся туманом.
Но таких мачо, как мы, это не смутило и наши моторизованные повозки продолжали мчать к Северному Ледовитому океану
("Два вождя после дождя")
На горизонте апатитовый комбинат в Оленегорске.
Лучи солнца, прорывая завесу туч, создавали совершенно фантастическую картину.
С Хибинами соперничали горы рукотворные – терриконы апатитового производства.
В гостиницу в Мурманске мы приехали далеко заполночь, поставив собственный рекорд дневного передвижения. Там нас ожидал уже друг Сергея, Владимир, с которым была договоренность о походе в кольские тундры.
Холл гостиницы «69 Паралель» украшали искусно сделанные модели древних и современных судов, а фасад –советские глубоководные исследовательские аппараты.
Этап шестой. Путешествие по кольской тундре (245 км)
На другой день мы собрались, перепаковали вещи и отправились в кольские тундры. Наши рыбаки собирались дойти до отдаленных от города озер, где, по их мнению, нас ожидал богатый улов редких рыб. Для этого мы поехали по дороге на Териберку километров 65, а дальше должны были оставить машины на стоянке у небольшой турбазы и двинуться в пеший поход километров на 25 – 30.
Поскольку у нас с собой была байдарка “Лагуна” решено было разделиться. Тяжелые рюкзаки погрузить на байдарку, которую поведут двое, а троих пешеходов отправить налегке. Задача как будто бы не сложная, но в первый день нам отправится не удалось. Как сказал опытный в этих делах Владимир, «Тундра нас не приняла, Надо было жертву духам принести».
Реально, конечно не духи были виноваты, а наша собственная глупость.
Доехав по дороге на Териберку до протоки на 52-м километре трассы мы решили выгрузиться у берега озера метрах в 800-х от шоссе. Туда вела колея, которую в средних широтах назвали бы разбитым проселком. Таскать вещи почти километр было лень и я решил блеснуть вездеходными качествами Шнивы. Переключившись на пониженную передачу, я нырнул в грязную лужу у обочины и гордо покатил по ухабам к озерному берегу. Самый берег от проселка отделяло крохотное болотце метров 7 длиной. Вместо того, чтобы остановиться у его края, я свернул к берегу и проехав лужу тормознул на взгорке. Мы выгрузили вещи, и тут я совершил роковую ошибку. Надо было развернуться на пригорке и проехать болотце обратно, а я дал задний ход.
Результат был получен немедленно. Колесо прорезало торфяной слой и забуксовало. Попытка блокировать дифференциал и выехать конечно ни к чему не привела, машина опустилась на брюхо.
Дело было в особенностях тундровых болот. Если наши лужи имеют сверху слой грязи, а внизу твердый грунт, то здесь болото – это заполненная водой трещина в камне, заросшая сверху плотным торфом. Как только этот слой прорезан, под колесом разверзается бездна.
Тут мы совершили ошибку номер два. Мы стали вытаскивать машину своими силами. С 4 часов дня мы рубили ветки, подводили под машину ваги и заталкивали камни. Извозились как черти, устали и, разумеется, не преуспели. И камни и ветки погружались в болото, не давая колесам шанс зацепиться.
Часам к 9 вечера стало очевидна бессмысленность этой работы. Надо было делать то, с чего следовало начать – ехать за помощью. Но теперь ситуация сильно осложнилась. Поздний вечер, да еще день Военно-Морского флота, который в Мурманске празднуют широко и обильно, оставляли мало шансов быстро найти подходящий тягач, который извлек бы Шниву из грязи.
Сергей с Владимиром укатили за помощью, а мы втроем забрались в осевшую машину и задремали. Становилось холодно, накрапывал дождь. Периодически я включал печку и подогревал кабину.
Наконец раздался шум сильного мотора. К нам подъехал УАЗ-болотоход на широченных бочкообразных колесах, оснащенный лебедкой. Зацепив тросом бедную Шниву, он выдернул ее на сухое место как редьку из грядки.
Сергей потом рассказал где они раздобыли такую технику. Их метания по трассе были разумеется бесполезны. Тогда они поехали в Североморск-2 (закрытая в/ч). У шлагбаума стоял часовой. На просьбы подсказать, нельзя ли найти кого-нибудь живого и трезвого в окрестностях, он неожиданно предложил следовать в запретную зону военного аэродрома и поискать таковых самим. Вскоре у каких-то взлетных полей были обнаружены мужики, ковыряющиеся в брюхе болотохода. На Севере принято выручать попавших в трудное положение и наши спасители покатили нас вытаскивать.
Несмотря на полярный день, о ночевке в тундре речь вести не хотелось. Все устали, извозились и мечтали отмыться и отдохнуть, поэтому мы отправились в покинутую нами утром гостиницу. Там нас встретили с удивлением и сочувствием, а кстати вручили Сергею забытый им в номере планшет. так что все закончилось ко всеобщему удовольствию.
На следующий день была предпринята попытка номер два.
В болотную западню мы не полезли, разгрузились и попрощавшись с пешеходами (Владимир, Ася и Данила) стали надувать байдарку и укладывать веши. Погода нам благоприятствовала. Ласковое солнце, легкий ветерок, отгоняющий комаров – чего еще желать больше!
К сожалению фотоаппарат остался у пешеходной группы, поэтому далее последуют рассказы без фотографий и фотографии без комментариев. Про свою часть маршрута могу сказать, что озера и протоки были заполнены чистейшей (и довольно холодной) водой, по берегам большей частью шли заросли каменной березы, которые здорово напоминали ботанический сад МГУ – деревце от деревца метрах в 5-и и все перекручены как карликовые яблони.
Промежутки между березками занимали лишайники и грибы. Грибов было не просто много, а непосильно много и все как один - чистейшие подосиновики без единой червоточинки. Но собирать их нам было некогда, да и незачем.
Через протоку в Кошкъявр мы провели байдарку против течение, окунувшись в воду по самые некуда. Окунался я, так как предусмотрительно надел непромокаемые штаны на голое тело и пластиковые сапоги на босу ногу. После холодной ванны оставалось только стряхнуть воду со штанов и вылить ее из сапог. Ветерок и солнце быстро подсушили все остальное. На северном берегу Кошкъявра мы заметили дымок костра – там нас поджидала уже группа пешеходов.
Ну, а теперь несколько фотографий, сделанных ими.
Фродо и Сэм идут за кольцом всевластия
У брода
Привал
Грибы, голубика, кулик, хвалящий свое болото…
Перекусив у костерка, в котором тлели веточки каменной березки, мы стали перетаскивать вещи и лодку к озеру Нижнее Жульозеро. Волок занял порядочно времени, поскольку надо было форсировать тридцать три ручья, не считая мелких брызг и болот. Тем временем, как это крайне характерно для тундры, погода быстро испортилась. Надвинулись дождевые облака и полило.
Впрочем такая непогода - дело недолгое и за день может несколько раз смениться солнцем и наоборот.
Наконец, еще пара волоков и мы в озере Верхний Жульявр. Там на взгорке мы и разбили лагерь. К сожалению малоопытная молодежь не упаковала спальники в гермы и достала их из рюкзака совершенно мокрыми. Вина была моя – не проследил, поэтому со словами «Солдату все равно подыхать» я отдал Асе свой сухой мешок и коврик, а сам заполз в мокрый. За ночь он чудесным образом вокруг меня совершенно высох, а лучи утреннего солнца довершили процесс.
Распаковав все рюкзаки мы с удивлением обнаружили на дне одного из них пластиковое ведро с огурцами. Как оно попала в снаряжение для похода – Бог весть. Несомненно это был первый случай, когда в это место завезли свежие огурцы в таком количестве. Попадись нам какой-нибудь абориген, мы могли бы совершить недурную сделку, а так пришлось обрадовать местных леммингов, которым такие тропические фрукты достались в первый раз.
Кольев и деревьев натянуть тент конечно нет, даже колышки в камень не лезут. Тент придавили камнями. Душновато, но надежно.
Обустроив лагерь, наши рыбаки разбрелись по берегу и стали закидывать разнообразные блесны. Но рыба не клевала. Может ее вообще не было, может слишком теплое лето отбило ей аппетит, но результатом всех усилий стала лишь одна неосторожная щучка, которую подцепил Сергей. Ее сварили и съели.
Зато прогулка по сопкам принесла замечательные виды природных красот.
Впрочем тундра - место на любителя. Затеряные голые пейзажи, оживляемые только расбросанными камнями, буро-зеленый цвет, вызывает странное чувство. Марс какой-то. Только марсохода Кюриосити на холмах не хватает.
7 августа мы свернули лагерь и отправились обратно. 8 числа должна была приехать поездом Лена и нам надо было ее встретить.
Обратная дорога прошла без приключений и тем же способом, трое шли пешком, а мы с Сергеем плыли на байдарке.
На привале в кольском "лесу"
В гостинице "69 Паралель" нас уже встретили как родных
Этап седьмой. Мурманск и Полярный
На следующее утро я озаботился состоянием своей машины. После злосчастной заправки в Кандалакше что-то в ней изменилось. На мурманские сопки она стала въезжать без энтузиазма, зачастую на 3-й скорости. Мощность явно пропала. Пришлось отогнать ее в ближайшую СТО, где был поставлен диагноз – потеря компрессии. Некачественный бензин, возраст и происхождение привели к закоксовыванию поршневых колец и клапанов. Разборка, промывка и притирка заняли 2 дня. А тем временем мы гуляли по Мурманску и посетили порт, где на вечном приколе стоит атомный ледокол Ленин, превращенный в музей.
Мурманский «Алеша» памятник солдатам, отстоявшим город в великую войну.
У памятника иностранным морякам, доставлявшим грузы в воюющий Мурманск.
У Дома Культуры железнодорожников
Утром 10 августа мы съездили в Полярный, точнее в его окрестности.
Сам город является закрытой военной зоной и посещение его требует оформления специальных пропусков.
В районе Полярного тундра частично приобретает вид арктической пустыни, хотя по лощинам в местах закрытых от ветра растет каменная березка. С холмов в окрестностях Полярного открывается великолепный вид на Кольский залив, губу Оленью и собственно Баренцово море. Сам город Полярный – основное место базирование Северного флота – в 90-е годы подвергся полному погрому. Сейчас флот и его базы медленно приходят в себя, однако половина Полярного – это заброшенные дома, зияющие выбитыми проемами окон. Многочисленные мачты энергопередач стоят без проводов, срезанных на цветной металл.
На горизонте Северный Ледовитый океан
Вход в Кольский залив
За нами база Северного флота России
Вид на губу Оленья - место базирования АПЛ (атомных подводных лодок). Один залп отсюда превратит всю планету в такие каменные пустоши.
Камнеломки. Жизнь цветет даже там, где ей казалось бы и взяться неоткуда
Геодезический знак и знак эпохи - мачта электропередачи со срезанными проводами
Сторожевик возвращается на базу
За нами до полюса только море
Сейды - "летучие камни", память недавнего оледенения
Возвращение
Вечером 10 августа Ася и Данила были посажены в поезд и поехали домой. Для них поход по северным окраинам страны завершился. А мне еще предстояло вернуться своим ходом. Положение осложнялось тем, что Сергей с Леной намеревались провести в Мурманске и его окрестностях по меньшей мере еще неделю. Меня же дела призывали в Москву. В одиночку преодолевать 2000 км - занятие довольно рискованное, в пути мало ли что может случиться! Поэтому заблаговременно я договорился со своим знакомым Андреем что он приедет в Мурманск, а оттуда мы вернемся вдвоем. Так и получилось.Утром 11 августа я встретил его на вокзале, мы сели в машину и покатили на юг.
Два водителя в машине позволяли чередоваться за рулем и ехать практически весь световой день, поэтому обратный путь занял всего 38 часов.
Мы быстро проскочили Кольский полуостров то под дождем, то под лучами солнца и вьехали в Карелию. Тут произошло вот что: Заправлялась машина в Мурманске, причем еще до ремонта. Поэтому, когда на горизонте замаячила Кандалакша указатель уровня топлива уже трепыхался около нуля. Но у нас была канистра на 10 л и горький опыт заправки в этом месте. Кандалакшу мы проехали не останавливаясь и покатили к Лоухам, где, судя по карте, должны было быть целых три АЗС.
Вот тут мы оказались в положении неосторожных путешественников, сперва долго выбирающих гостиницу (В этой нет жимолости, а у этой стоит уродливый рыжий человек), и в конце концов оставшихся без ночлега.
Первые две АЗС были в стороне от дороги и около них не было кафе, а мы собирались заодно и поужинать. Впереди должна была быть еще заправка Shell. Наконец показалась и она, но когда мы подъехали, выяснилось, что там идет ремонт и все закрыто.
К этому месту мобильная связь кончилась и наши навигаторы стали бесполезны. По слухам вперед была еще одна заправка, поэтому мы не стали возвращаться и на последнем запасе бензина поехали вперед. Смеркалось, вокруг разворачивались совсем уж дикие пейзажи болот и тайги. Попутный и встречный транспорт практически исчез, а мы все катили и катили. На указателе топлива загорелся предупреждающий сигнал. Что делать? Следующий центр цивилизации ожидался только в Кеми, но до нее еще больше 100 км.
Уже без всякой надежды мы ехали вперед. Наконец снова включилась мобильная связь. Навигатор утверждал, что АЗС в 10 км. Но мотор высасывал из пустого бака последние капли бензина. И все-таки нам повезло. Буквально на последнем стакане топлива мы все же подъехали к действующей автозаправке.
Залив бензобаки «по горло» мы двинулись в темноте дальше, но оказалось, что фары Шнивы слабоваты и ехать так опасно. В конце концов мы доехали до Сегежи, где с комфортом переночевали в приличной гостинице.
Оттуда утром мы ехали уже не останавливаясь до самой Москвы. В районе Старой Ладоги произошел небольшой конфуз. Р-21 в этом месте сворачивает к Ленинграду, нам же надо было выбираться на трассу М-10. Задав навигатору промежуточный пункт Новая Ладога мы неожиданно оказались в деревне. Пришлось развернуться, но дальше прибор не подвел и через Волхов – Кириши мы выехали на искомую магистраль.
Перед самой трассой Ленинград – Москва обнаружен был неприятный участок-ловушка. Дорога от Киришей, хотя и обычная двухполоска, но прямая, ровная и позволяла гнать со скоростью 100 – 110 км/ч, что я и делал. Неожиданно, уже перед самым переездом железной дороги в Зуево, я заметил, что идущая метрах в 300 впереди машина тормозит и скрывается в клубах пыли. Резкая остановка спасла наши колеса. Последний километр шоссе видимо был «ничей». Стремительное превращение ровной дороги в танкодром, для неосторожного водителя чревато тяжелой аварией. Осторожно, на первой скорости, мы переползли эту ловушку и выехали на трассу.
Далее, хотя уже темнело, большая часть дороги освещалась и ехать можно было спокойно. У Валдая мы свернули на платный объезд. Удивительно, как в нашем человеке вбито представление, что дороги обязательно должны быть бесплатны. 50 км объезда стоят всего 200 рублей. При цене заправки около полутора – двух тысяч, потери времени и топлива в пробках у светофоров стоят не меньше, но по шикарному автобану мы мчались в гордом одиночестве. Картина было апокалиптической. Вокруг – ни огонька, на трассе ни попутчиков, ни встречных машин, как будто едем мы по вымершему в результате ядерной катастрофа миру. Вдруг фантастичекой пейзаж нарушил стоящий у обочины Ленед Ровер у которого махали нам руками два мужика. Мы остановились, ну да, наш случай. Не смотря на то, что по шоссе М-10 заправка на заправке, эти двое сунулись на объездную трассу на последних каплях. Конечно же на ней вообще ничего не было и автомобиль остановился среди дороги. Канистра наша была уже пуста и все что мы могли сделать – это взять одного из них с собой до АЗС на выезде. Там он рассчитывал купить топливо и на другой попутке (долго же ему прийдется ждать таковую) вернуться к своему товарищу.
После этого приключения нас оставили и к 2 часам ночи мы подкатили к родному подъезду.
Путешествие завершилось!
Всего пройдено 4250 км
https://yandex.ru/maps/?clid=2063711&ll=35.329718%2C56.966860&z=9&whatshere%5Bpoint%5D=33.311759%2C61.459989&whatshere%5Bzoom%5D=15&rtext=55.815160%2C37.367993~56.817557%2C35.826181~58.534227%2C31.279374~68.945670%2C33.113872&rtt=auto&via=1~2