Перейти к основному содержанию

Турист на мопеде

Страничка Зигмунда Колоссовского

  • Cтраничка Зигмунда Колоссовского
  • ТУРИЗМ
    • Мотопрогулки
    • Иным транспортом
      • Музей ретроавтомобилей на Рогожском валу
      • Рязанский Кремль
      • Усадьба Покровское-Стрешнево
      • Мотопарк 2012
      • В Дрезну, за ягодами!
      • Автострада 2012 (Калуга)
      • Заброшенный военный бункер в Хлюпино
      • Автострада-2013
      • «Горы» под Воскресенском
      • Достопримечательности Подольска
      • Вдоль Москвы-реки от Курьяново до Печатников
      • Усадьба Быково
      • Прогулка по Лобне
      • Поездка в Серпухов
      • В Дмитрове
      • По Калужской области вдоль Протвы
      • Люберецкие карьеры
      • День Московского трамвая
      • Новый Иерусалим
      • Усадьба Середниково и киногород Piligrim Porto
      • Путешествие в прошлое – станция Подмосковная
      • Кимры, или первая поездка в Верхневолжье
      • Северный речной вокзал и прогулка по Химкинскому водохранилищу
      • Старинная усадьба и водопад в Пущино-на-Оке
      • Переславль-Залесский, часть I - Переславский железнодорожный музей
      • Переславль-Залесский, часть II - Успенский Горицкий монастырь
      • Переславль-Залесский, часть III – Переславский кремль
      • Переславль-Залесский, часть IV Александрова гора и Синий камень
      • Парк «Патриот». Часть I. Поле Победы (Разгром немецко-фашистской группировки в подмосковной деревне Юшково)
      • Парк «Патриот». Часть II. Моторы войны.
      • Парк «Патриот». Часть III. «Партизанская деревня»
      • Парк «Патриот». Часть IV. «Выставка трофеев из Сирии»
      • Парк «Патриот». Часть V. «По пути от «Партизанской деревни» к «Моторам войны»»
      • Тульский мотомузей Леонида Зякина. Часть I. Мопеды.
      • Часть II. Мотороллеры.
      • Часть III. Мотоциклы
      • Бронепоезд № 13 «Тульский рабочий»
      • Зарайск
      • Серпуховские «заброшенки»: железнодорожная ветка на Протвино и усадьба Пущино-на-Наре
      • На ретротеплоходе по рекам Трубеж и Ока
      • Суздаль
      • Орехово-Зуево
      • Чертов мост в Василево и другие достопримечательности Верхневолжья
      • Действующая узкоколейная железная дорога в Подмосковье
      • Усадьба Суханово
      • Незавершенная поездка в Клин
  • Встречи с настоящими путешественниками
  • Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
  • Товарищи по туризму
  • История отечественных мопедов
  • Мопед и экипировка
  • Мотогараж за 5000 рублей
  • Дача и окрестности
  • В стиле "ретро"
  • Ретроавтомобили на улицах
  • Продам коллекцию автомобильных значков
  • Продаю коллекцию мото значков
  • новости сайта

По Калужской области вдоль Протвы

Есть у меня товарищ с сетевым ником «Lake». Также как и я, он любитель туризма, в том числе и однодневного туризма по интересным местам Подмосковья. Правда, в отличие от меня осматривать достопримечательности «Lake» ездит на автомобиле, а не на мопеде. Ну что поделаешь, нет у товарища мопеда!  :о)

Так получилось, что в конце июля 2017 года «Lake» должен был поехать на автомобиле по служебным делам в подмосковный город Чехов. Договорились, что после завершения деловой программы в Чехове мы совместно отправимся в небольшую турпоездку по югу Московской области. Были намечены для осмотра три расположенных неподалеку друг от друга объекта: памятник промышленной архитектуры конца XIX века Юрятинская мельница, Кислинский водопад и руины усадьбы Дашковой.

 

Ранним утром 25  июля 2017 года мы выехали из Москвы. Точный маршрут движения я привести затрудняюсь, так как за рулем был «Lake», который руководствовался указаниями навигатора. Но могу сообщить координаты всех запланированных к осмотру мест:

Юрятинская мельница - N54° 51.151′, E37° 11.075′

Кислинский водопад - N 54° 51.146′, E 37° 8.898′

Руины усадьбы Екатерины Дашковой (Воронцовой) - N 54° 875443′, E 37°115024′

 

Красная гора в Серпухове

Довольно быстро завершив деловую часть поездки в Чехове, по Старому Симферопольскому шоссе мы направились в сторону Серпухова. Как оказалось, Симферопольское шоссе, перейдя в черте города Серпухова в Московское шоссе, а затем в 1-ю Московскую улицу, проходит мимо Красной горы, исторического центра города.

В Серпухове, в том числе и на Красной горе я был с туристическими целями совсем недавно - в феврале этого года. Но как не воспользоваться возможностью еще раз подняться на Красную (Соборную) гору, взглянуть теперь уже на летний Серпухов?

 

Перед Вами фотографии, сделанные нами на Красной горе.

Вид на бывший городской посад. Слева - направо: Успенская церковь, Церковь Илии-пророка, Троицкая церковь.

 

Успенская церковь более крупным планом.

 

Церковь Илии-пророка и Троицкая церковь.

 

Крестовоздвиженская церковь.

 

Сохранившиеся фрагменты стен Серпуховского кремля.

 

 На Красной горе. Прямо сельская идиллия! Не поверишь, что это центр города.

 

Юрятинская мельница

Спустившись с Красной горы, по довольно живописной дороге Серпухов – Калуга, вдоль Оки, мы направились в Юрятино.

 

Проезжая через Юрятино обратили внимание на "Победу". Вот какие раритеты можно встретить в Калужской области!

 

Оставив наш автомобиль в деревне, спустились пешком по тропе к берегу Протвы.

Вскоре показалась Юрятинская мельница, точнее, ее руины.

 

В двухэтажной пристройке.

 

В основном пятиэтажном здании.

 

Кое-где сохранились даже оконные переплеты.

 

По этой фотографии удобно оценить толщину стен мельницы.

 

На этой стене хорошо видны пробоины от снарядов - память о сражениях Великой Отечественной войны.

 

На первом этаже.

На последней фотографии оконные проемы, из-за огромной толщины стен, больше напоминают альковы (углубления в стенах для кроватей). Впрочем, на таком широченном подоконнике, действительно, можно спасть. И отнюдь не в одиночку. 

 

Когда-то здесь была лестница.

 

Вид на Протву.

 

Добавим увеличения.

 

Около мельницы через Протву переброшен пешеходный мост.

 

С моста хорошо видны сваи бывшей мельничной плотины.

 

А на левом берегу Протвы сохранились участки выложенной камнем старинной дороги, которая вела к Юрятинской мельнице.

 

И, напоследок, еще несколько фотографий Протвы - красивой подмосковной реки - около Юрятинской мельницы.

 

Об истории Юрятинской мельницы есть прекрасный материал на этом сайте.    Приведу краткие выжимки.

Строительство мельницы было начато в 1885 году. Мельница выстроена в кирпичном стиле. (“Кирпичный стиль” — своеобразное архитектурное направление, выразившееся в полной замене лепных украшений более рациональным кирпичным декором.). Высота каждого этажа - 4 метра, толщина стен — 130 см на первом этаже. Вместо цемента использовалась гашеная известь, смешанная с яичным белком. Такой кладочный раствор обеспечивает очень высокую прочность стен мельницы. Рядом с мельницей, на реке Протве была плотина. И водяное колесо? – Ничего подобного. Турбина!

Теперь о военной истории мельницы. Осенью 1941 года немецко-фашистским войскам переправится через Протву в этих местах не удалось. Левобережье реки оставалось под нашим контролем. Но Юрятино было захвачено фашистами. Мельницу немцы превратили в огромный ДОТ. Во время декабрьского контрнаступления Советских войск мельницу штурмовал 1-ый батальон 470 стрелкового полка 194 стрелковой дивизии 49-ой Армии. Нелегко, видимо,  было нашим бойцам брать штурмом ДОТ со стенами почти полуметровой толщины…  Схоже с  укреплениями  «Линии Маннергейма» или Кенингсберга. Отличаясь, конечно,  большими оконными проемами и отсутствием бронестворок.

Готовясь к поездке,  я сильно сомневался, имеет ли смысл посещать  руины Юрятинской мельницы?  Ну, кто из нас не видел полуразрушенной кирпичной коробки жилого или промышленного здания? Однако, «коробка» «коробке» рознь. Стены более чем метровой толщины, «кирпичный» архитектурный стиль, следы от снарядов тяжелых орудий – все это делает мельницу исторической достопримечательностью, достойной посещения.

 

Кислинский водопад

Закончив осмотр Юрятинской мельницы, отправились к Кислинскому водопаду. Это самый большой водопад в Калужской области! Поток воды падает с высоты около 4 – 5 метров.

К водопаду можно подъехать только по проселочным дорогам.

 

На мой взгляд, вполне приличная грунтовка, но «Lake», боясь повредить подвеску своего «Рено-Логан», ехал очень осторожно. Конечно, по проселкам лучше ехать на внедорожниках, но, как говорится, «за неимением гербовой пишем на простой».

 

Перед нами Кислинский водопад.

 

Собственно, Кислинский водопад - это ручей, протекающий по оврагу.

На дне оврага.

 

Чтобы к водопаду было удобнее спускаться, чьи-то заботливые руки сделали ступени в глинистых стенах оврага.

 

«Lake» выразил сомнение, что Кислинский водопад заслуживает посещения. А мне понравилось! Нет в Подмосковье Ниагары, что поделаешь, приходится довольствоваться  Радужным и Кислинским водопадами  :о)

 

Усадьба княгини Дашковой

Последним пунктом нашей поездки были руины усадьбы княгини Екатерины Дашковой.

Вначале пару слов о Дашковой. Очень незаурядная личность! Екатерина Романовна Дашкова - единственная женщина в мире, возглавлявшая две Академии наук, участница дворцового переворота, в результате которого к власти пришла Екатерина II, и прочая, прочая…

Вот сайт о Дашковой. Загляните, не пожалеете. Биография княгини читается как увлекательный детектив.

В 1796 году сменивший на троне Екатерину II Павел I лишил Дашкову орденов и должностей,  и она поселилась в Троицком, где с небольшими перерывами прожила до 1810 года.

По информации из Википедии, центром обустроенного с деятельным участием Екатерины Дашковой поместья являлся большой усадебный дом (не сохранился), по бокам которого стояли флигеля и многочисленные службы: крепостной театр, школа верховой езды, конюшня, гостевой дом, дом для слуг, оранжерея, лечебница, дом управляющего. Перед главным домом располагался парадный двор, замыкавшийся изящными каменными воротами. Именно они — наиболее запоминающаяся часть из того, что сохранилось от ансамбля поместья. Существует версия, что ворота проектировал известный русский архитектор В.И. Баженов.

Наследники княгини устроили в усадьбе суконную, а потом бумажную и картонажную фабрику, просуществовавшую до 1941 г., затем она была заброшена, здание стало разрушаться.

 

Осмотр усадьбы мы начали с Троицкой церкви, или, более торжественно, храма Святой Живоначальной Троицы.

усадьба дашковой

усадьба дашковой

Вот, даже церкви Дашкова проектировала. Весьма разносторонними талантами обладала эта женщина!

 

Довольно неплохо сохранившиеся руины здания, которое в разное время служило то театром, то мельницей, то крахмальным заводом.

усадьба дашковой

усадьба дашковой

 

Внутри здания. Судя по выросшим здесь деревьям, крыша обрушена довольно давно.

усадьба дашковой

 

Вид на правый флигель.

усадьба дашковой

 

Правый флигель - одна из наиболее сохранившихся построек усадьбы.

усадьба дашковой

 

А левому флигелю повезло гораздо меньше. Одни руины. Правда, весьма живописные.

усадьба дашковой

усадьба дашковой

усадьба дашковой

усадьба дашковой

усадьба дашковой

усадьба дашковой

усадьба дашковой

усадьба дашковой

 

Большой усадебный дом полностью разрушен. Сохранился только фундамент и, местами, обломки стен.

усадьба дашковой

усадьба дашковой

 

Главный дом именовался как «дом на погребах».

Видимо, эти отверстия как раз входы в погреба. Желающие могут проверить. Вдруг там запрятаны несметные сокровища?  :о)

Я же во внутрь не полез. И оборудования специального (как минимум, троса и фонаря) не было, и одежда была не совсем подходящей.

усадьба дашковой

усадьба дашковой

 

За главным домом, на берегу Протвы, когда-то был парк. Теперь здесь подмосковные "джунгли".

усадьба дашковой

усадьба дашковой

усадьба дашковой

 

В завершение рассказа об усадьбе несколько фотографий надворотной арки, предположительно, работы знаменитого Баженова.

усадьба дашковой

усадьба дашковой

усадьба дашковой

 

После осмотра усадьбы Дашковой, перекусив на берегу Протвы, по Симферопольскому шоссе мы вернулись в Москву. По моему, весьма содержательная поездка получилась, хоть и не на мопедах ездили!  :о)

 

Яндекс.Метрика