- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Мотопрогулки
- К озеру Глубокому
- К Озернинскому водохранилищу
- Можайск
- В верховьях Нары
- Сенежское озеро и его окрестности
- Среди скал, Васильевское
- Снова в Васильевском
- В старинный город Верею
- В окрестностях Вереи
- Подмосковная Швейцария
- Снова в Подмосковной Швейцарии
- Окрестности Можайского шоссе
- Усадьбы Крёкшино и Петровское-Алабино
- Заброшенный бункер в Вороново
- ВИВАТ-2011
- К месту гибели партизанки Веры Волошиной
- Водопад Радужный
- На Северо-Запад Подмосковья
- Карьеры в Тучково и Лызлово, заброшенная железнодорожная ветка
- Снова в Морево - ж/д станция и карьеры
- Снова в Лызлово
- Вдоль берегов Истры
- Шараповский песчаный карьер
- Снова в Шарапово
- Шарапово — южный карьер
- “Подольское море”
- Озеро Тростенское, Скирманово и Сычевское карьеры
- "Шары" под Наро-Фоминском (заброшенные позиции С-25 и А-35)
- «Шары» под Наро-Фоминском – часть 2
- Горбовская ГЭС и Городок в Рузе
- Дом-музей Пришвина в Дунино
- Саввино-Сторожевский монастырь
- Танковая площадка в Снегирях
- «Мост в никуда» и частный музей ретротехники
- Вторая поездка в Рузу
- Рузское водохранилище – старинная усадьба Осташево – заброшенная Никольская церковь в урочище Лихачево
- Родники на Протве
- Карьеры в Морево – сезон 2017
- Старинный город Боровск
- Мини-зоопарк в Троицке
- Симская трясина
- Гремучий ручей и другие достопримечательности северо-востока Калужской области
- Дорога к Дикому озеру или снова в Сычевских карьерах
- Можайское водохранилище
- Волоколамск с высоты птичьего полета
- Дикое озеро – лето 2019 года
- Подмосковная «Линия Сталина»
- Достопримечательности Вереи
- Подлодка в Подмосковье
- Иным транспортом
- Мотопрогулки
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
Окрестности Можайского шоссе
Маршрут: Жаворонки – Большие Вяземы – Захарово – озеро Палецкое – Петрищево – Бородино.
Планируя дальнейшие маршруты наших прогулок, как-то мы с «Jukl» задумались, а хорошо ли мы знаем окрестности Можайского шоссе, по которому не раз проезжали? Ведь, например, ни разу нам не довелось побывать в старинных усадьбах-музеях, здесь расположенных. Сказано – сделано! «Jukl» составил подробный план нашей мотопрогулки и рано утром 14 сентября 2010 года мы выехали из неизменных Жаворонок в сторону Можайска.
Большие Вяземы
Первая остановка на нашем пути – усадьба Большие Вяземы, известная с XVI века. Во времена Ивана Грозного (1547 – 1584гг) усадьба была сторожевым оборонным пунктом западного направления. В последствии Вяземы стали вотчиной Бориса Годунова. При нем была построена церковь Преображения – самое древнее здание усадьбы, сохранившееся до наших дней и каменный мост через реку Вяземку.
Звонница церкви.
Звонницы были важным элементом древнерусского зодчества XIV - XVII веков. Более привычные для нашего взгляда колокольни при церквях появились позднее. А до звонниц, собирая паству к молитвам, использовали «била» и «клепала», представляющие собой металлические или деревянные доски, в которые били специальным молотком. Чтобы звук был достаточно громким, барабанить молотком приходилось из всей силы. Появление колоколов значительно облегчило труд звонарей.
Каменная стенка-звонница в Больших Вяземах относится к очень редкому новгородско-псковскому типу. (Памятники Отечества, Подмосковье, Иллюстрированный альманах, N 31, (1-2) 1994г., 100с.).
Кто только не бывал в Больших Вяземах! И Лжедмитрий I с «невестой всех Лжедмитриев» Мариной Мнишек, и воспитатель Петра I князь Борис Голицын, и сам Петр I.
В 1812 году, при отступлении русской армии, здесь останавливался М.И. Кутузов. Сохранилось несколько распоряжений Кутузова, помеченных Вяземами. (Подмосковье. Туристские маршруты, «Профиздат», 1953).
После Кутузова усадьбу не миновал и Наполеон.
В память этих событий в усадьбе установлен вот такой камень с соответствующей надписью.
Шли годы. Развивалась промышленность. Вокруг Больших Вязем появились кирпичные заводы. В 1878 году на одном из них состоялась крупная забастовка рабочих, требовавших улучшения условий труда.
У Больших Вязем славные революционные традиции. В 1905 году здесь действовала подпольная революционная группа и была оборудована нелегальная типография Московского комитета большевиков.
Но, особое место в истории Больших Вязем занимает имя А.С. Пушкина. Неподалеку от Вязем, в деревне Захарово, будущий великий поэт проводил летние месяцы в 1805 – 1810 годах и регулярно бывал в Вяземах.
Сейчас в этих усадьбах - Захарово и Большие Вяземы – Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина.
С пушкинских времен, помимо церкви Преображения, в усадьбе сохранился дворец и флигели конца XVIII века,
регулярный парк и пруд.
Памятников Пушкину в усадьбе даже два.
Большие Вяземы оказали существенное влияние на творчество поэта. Работая уже в зрелом возрасте над «Борисом Годуновым», поэт вспоминал об этой усадьбе и о тех исторических событиях, которые проходили в ней.
Отметим, что Вяземы, помимо Годунова, связаны с пребыванием здесь еще одного из пушкинских прототипов – Натальи Петровны Голицыной, «Пиковой дамы». Дожила она до 97 лет. Жизнь нескольких поколений прошла у нее на глазах. 7 апреля 1834 года Пушкин записывает в своем дневнике: «Моя Пиковая дама в большой моде... При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной». (Подмосковье. Туристские маршруты, «Профиздат», 1953).
После выхода в свет этого творения Пушкина, местные жители именовали усадебный дом в Больших Вяземах не иначе как «дом Пиковой дамы».
(В.И. Новиков, Большие Вяземы, «Московский рабочий», 1988).
Ну а теперь, вернемся от высокого искусства к прозе жизни. Всегда, приехав куда-либо, отправившись на экскурсию и вынужденно оставив на время своих «железных коней», перед нами вставал вопрос, какие меры предпринять, чтобы не расстаться с мопедами навеки. Обычно мы с «Jukl» просто сковываем наши мопеды здоровенной цепью с не менее здоровенным замком и считаем это достаточным. Но у входа в усадьбу шаталась молодежь, видимо прогуливая школьные уроки, хотя, может быть, пришедшая приобщиться к Пушкину. Так или иначе, оставлять мопеды в окружении юных оболтусов не хотелось. Угнать-то, может быть, и не угонят, а вот если снимут что-нибудь на память, например крышку бензобака, - пустячок, а неприятно! Проблему мы решили, оставив мопеды под наблюдением бабушки – служительницы общественного туалета в музее.
Мопеды дождались нас в целости и сохранности, а добрая старушка была весьма рада полученному скромному материальному вознаграждению.
Дальше мы продолжили поездку по пушкинским местам Подмосковья, проехав пару километров по Звенигородскому шоссе до Захарова.
Захарово
Как известно, Пушкин родился в Москве и прожил в ней до 11 лет, когда его, в 1811 году отвезли в северную столицу и отдали в лицей. В годы московской жизни поэта–«дошкольника» увозили летом на дачу к бабушке в Захарово.
В те годы, всякий московский барин или барыня средней руки по традиции должны были иметь подмосковное, пусть даже самое скромное, имение. Здесь было принято проводить летние месяцы. Вот и бабушка поэта – Мария Алексеевна Ганнибал - в ноябре 1804 года купила в 12 верстах от Звенигорода сельцо Захарово. (С. Белов, А. Бутуров «Пушкинское Подмосковье», М., 2003).
Пребывание в Захарово имело громадное значение в творчестве поэта. Здесь он впервые увидел народную жизнь, наблюдал хороводы, слушал песни крестьян, сказки и поверья.
Шли годы, но мысли А.С. Пушкина не раз обращались к этой тихой усадьбе. В «Послании к Юдину» - своему лицейскому товарищу – 16-ти летний поэт пишет:
Смотрю с улыбкой сожаленья
На пышность бедных богачей...
Дворцам и роскоши он противопоставляет этот «мирный уголок»:
Мне видится мое селенье,
Мое Захарово: оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
(Подмосковье. Туристские маршруты, «Профиздат», 1953).
«Зерцало вод» – это пруд, образованный плотиной на реке Шараповке.
Впрочем, не для всех жизнь в Захарово была идиллией. Тяжелая жизнь крепостных крестьян вызывала у поэта горькие слова:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
(Памятники Отечества. Подмосковье, Иллюстрированный альманах, N 31, (1-2) 1994г., с.101).
В отличие от Больших Вязем в Захарово не сохранилось построек времен Пушкина. Еще при жизни поэта усадьба была продана, обветшавшие постройки разрушены. Уже в зрелые годы, в 1830 году, объехав в последний раз любимые места, поэт грустно сказал дочери своей няни, Арины Родионовны: «Все наше разрушено, Мария, все поломано, все заросло...» (там же).
Имеющийся в настоящее время в Захарово усадебный дом - «новодел», воссозданный в 1999 году.
Хотя, смотрится очень неплохо. А со времен Пушкина сохранились только холм, на котором стоит дом, парк и усадебный пруд.
Как и в Больших Вяземах, в Захарово два памятника поэту. Только изображен здесь он маленьким мальчиком.
Вместе с бабушкой – М.А. Ганнибал.
Полецкое (Палецкое) озеро
Приобщившись к пушкинским местам, отправились на «дикую природу», любоваться Полецким озером, дающим начало реке Наре. Собственно, инициатором этой поездки был я, потянуло посмотреть озеро торфяного типа. «Jukl» же – опытный турист-водник, и по озерам и по рекам наплавался. Чего только не насмотрелся в многодневных походах на байдарках. Но, пришлось ему составить мне компанию.
Вернувшись на Можайское шоссе, поехали дальше на запад. Проехав Кубинку, за Наро-Осановым повернули направо на указатель «озеро Полецкое». Дальше, примерно через километр, уткнулись в забор, через решетчатые ворота которого была видна бытовка с надписью «дежурный по озеру». Оригинальная надпись нас не удивила. Мы знали, что на озере обосновалось общество «Охотников и рыболовов» (или как-то иначе оно правильно называется?). И заплатив дежурному этого общества, можно взять лодку ловить рыбу или просто покататься. Дежурный, добродушного вида старичок, на наш вопрос о лодке для катания по озеру, с условием, что рыбы ловить мы не собираемся, ласково улыбнувшись, сказал: «500 рублей в час». Однако! Или сейчас везде такие цены? Поистине драгоценную лодку брать не стали, отправились к озеру бесплатно, по весьма экзотичной тропе, проложенной сквозь торфяные болота и многочисленные протоки. Тропа представляла собой доски, положенные на брошенные в болото автомобильные покрышки. Плохо закрепленные доски постоянно стремились разойтись, отправив нас в торфяную жижу.
Примерно так мы шли.
Через протоки переброшены мостики, довольно высокие (до 2 метров над уровнем воды), без перил, узкие и, вдобавок, раскачивающиеся.
«Jukl» преодолевал подобные препятствия довольно браво, не сгибаясь,
что нельзя сказать обо мне. :о)
Собственно, ради подобных колоритных пейзажей мы и шли:
После пешей прогулки по озеру (звучит-то как!) устроили привал на обед.
Дополнительных впечатлений придало, что и когда ходили по озеру, и когда обедали, над нами все время на низкой высоте проносились истребители. Иногда по двое или по трое. Видимо, на близ расположенном Кубинском военном аэродроме шли тренировки.
Существует легенда, что, отступая из Москвы, Наполеон утопил в Полецком озере награбленные сокровища. Но мы нырять не стали. Пусть лежат себе сокровища! Поехали дальше, в Петрищево.
Петрищево
В районе Дорохово, купив букет цветов, свернули налево, на Большое бетонное кольцо (А-108), пересекли Минское шоссе и, вот она, совершенно пустая в этот вечерний час, дорога к месту подвига и гибели легендарной комсомолки-диверсантки Зои Космодемьянской.
В Петрищево мы хотели посетить музей юной героини, но, увы, приехали слишком поздно. Музей был уже закрыт. Кстати, если кто планирует посещение подмосковных музеев – знайте, что абсолютное большинство музеев закрывается довольно рано, в 16 – 17 часов. Понедельник и вторник, как правило, - выходные дни. Лучше всего, разузнав телефон, заранее созваниваться, предупреждать о своем приезде.
Пришлось нам ограничиться возложением цветов к памятнику Зое. У известного путешественника по Подмосковью, Михаила Гризли, цветы к памятнику Ленину под Дубной возлагал «самый достойный». Ну а нам трудно было выбрать самого достойного, выбрали самого фотогеничного. :о)
Вернувшись на Можайское шоссе, направились к месту предполагаемой ночевки, в Можайск. И вот тут, после Дорохова, как оказалось, нас подстерегала неприятность. За поворотом шоссе, на обочине, уютно расположились работники ДПС. Обычно ДПС-цы меня с «Jukl» «в упор не замечают», но тут старший лейтенант, едва завидев нас, радостно замахал жезлом. Как я понял, мне попался любитель ретромототехники, хотя и не очень квалифицированный. Первые пять минут разговор шел только о том, что это за мопед такой интересный, какого года и т.п. Впрочем, и «Комета» тоже была ему интересна. Удовлетворив свое любопытство, старлей, видимо, решил, что негоже тратить рабочее время на посторонние разговоры, и потребовал у меня документы на мопед. Между нами состоялся примерно вот такой диалог.
- Мопед не является механическим транспортным средством. Я не обязан иметь при себе и предъявлять сотруднику ДПС документы на право владения мопедом.
- Как не обязаны? А если Вы его похитили?
- Закон есть закон. Не обязан. Точно также как не обязан иметь при себе документы, скажем, на куртку или часы. Хотя, в принципе, можно предположить, что я их тоже у кого-то похитил.
- Где это записано, что мопед не является механическим транспортным средством?
- В ПДД РФ, в самом начале, где говориться об обязанностях водителях механических транспортных средств и о том, что является механическим транспортным средством.
- Покажите, где это?
С этими словами старлей дал мне книжечку ПДД, но с вырванными начальными страницами! Когда я сказал, что нужные страницы вырваны, ДПС-ник, отдадим ему должное, не стал упорствовать, утверждать, что «все так и должно быть», а взял другой экземпляр «Правил», на это раз не рваный, у своего коллеги. Углубившись в чтение, через некоторое время он сказал: «Да, Вы правы». Но недолго я торжествовал победу. Разговор плавно перешел на отсутствие у меня шлема... Вообще-то, шлем у меня есть. Легкий пенопластовый велошлем. В жару в нем хорошо, а в прохладную погоду голова мерзнет. Вот и поехал я в эту поездку в теплой шерстяной шапке, оставив шлем дома.
В итоге, выписали мне квитанцию на штраф в 200 рублей. Прощаясь, старлей сказал мне: «Приятно было пообщаться». «А уж мне как "приятно"!» – подумал я, но благоразумно промолчал. Конечно, оштрафовали меня в полном соответствии с законом. Обидно только, что большинство водителей скутеров, которых я встречал этим летом на «Можайке», было как раз без шлема. И, видимо, их никто не останавливает. Что со скутериста взять? А встретившегося мне ДПС-ца заинтересовала необычная по нынешним временам техника. Вот она, оборотная сторона славы! Приятно, когда окружающие проявляют заинтересованность, спрашивают, что за мопед, где такой раритет можно купить и прочее. Менее приятно нарваться на любителя мотоантиквариата с поста ДПС. Впрочем, после этой истории купил я себе еще один шлем. Полузакрытый мотошлем, с поролоном внутри и стеклом снаружи. Если еще надеть шерстяной подшлемник (а то и два!) - ни в какой мороз не замерзнешь. И всего за 1200 рублей.
Но, вернемся к нашей мотопрогулке. Ночевали под Можайском снова, как при поездке в Верею, на даче «Давида Шухера». Еще раз спасибо ему за предоставленный кров!
Вот такие виды открываются из мансарды дачи "Давида Шухера".
Бородино
Выехали из Можайска рано утром и вскоре были на Бородинском поле.
Бородинское поле место всемирно известно. Немало и книг ему посвящено и интернет-сайтов. Поэтому, не стремясь перечислить все многочисленные памятники этого музея-заповедника и, тем более, пересказать ход Бородинской битвы, расскажу только о том, что нам встретилось по пути, во время нашей непродолжительной экскурсии.
Первая остановка – Горки, командный пункт Кутузова. Мимо проехать трудно, Горки расположены прямо на шоссе, ведущем от Можайска.
Далее, по пути нашего движения к центральному монументу, чередовались памятники в честь различных полков русской армии, принимавших участие в Бородинском сражении. Некоторые из них:
Удивило значительное количество железобетонных дотов, память о другой войне, 1941 – 1945 годов.
За пару дней такие серьезные сооружения не воздвигнешь. Видимо, Советское командование допускало, что рубежи, расположенные западнее Вязьмы, могут быть прорваны, и загодя весьма серьезно готовило Можайскую линию обороны.
Свернув налево, на мост через реку Колочь, подъехали к «Главному монументу русским воинам, героям Бородинского сражения, на батарее Раевского».
Весьма рекомендую не миновать этого места всем, кто приезжает на Бородинское поле, особенно ненадолго, и не имеет возможности осмотреть весь музей-заповедник.
На самом монументе масса интересных сведений. Например, о численности войск вторгшихся в Россию и покинувших ее. О дате оставления Москвы и о дате вступления в Париж.
О союзных Франции державах, участвовавших во вторжении.
О численности русских войск, сражавшихся на Бородинском поле.
о потерях неприятеля.
Рядом могила Багратиона.
Здесь стояла батарея Раевского. На переднем плане окопы и ходы сообщения 1941года.
Слева от Главного монумента – памятник воинам 5-й армии, шесть дней, с 12 по 18 октября 1941 года, сдерживавших натиск фашистских войск, рвущихся к Москве.
И, наконец, с холма, на котором расположен Главный монумент, отличный вид на Бородинское поле!
Экскурсию по Бородинскому полю мы закончили около 12 часов утра. Погода стояла хорошая, солнечная, можно было отправиться дальше, скажем на Можайское водохранилище. Или, поехать к родникам под Мерчалово – по мнению «Михаила Гризли» одному из самых красивых мест Подмосковья. Еще один вариант поездки – через Рузу, с осмотром Рузского краеведческого музея и заброшенной Горбовской ГЭС между Рузой и Дорохово. Но, честно говоря, мы к этому времени уже «объелись» впечатлениями. Поэтому «Jukl» из Можайска отправился на электричке в Москву, а я своим ходом на дачу, в Жаворонки, преодолев 75 километров за два часа.
Общий пробег в этой поездке составил около 200 км. Конечно, получилось «галопом по Европам». Во всех местах, где мы были, можно задержаться на гораздо большее время. Особенно это касается Бородинского поля. Когда-то в Бородино даже существовала турбаза. Приезжающие туристы жили на ней и в течение нескольких дней (!) совершали экскурсии по Бородинскому полю. А мы всего несколько часов тут провели... Но, мы, собственно, и планировали «обзорную», заведомо поверхностную мотоэкскурсию. А в полюбившихся местах, надеюсь, удастся еще не раз побывать, изучить их более детально.
В заключение, немного о наших «железных конях». И за этот сезон, и за все время эксплуатации – езжу на «Риге-7» с «КД» третий год, общий пробег около 2500 км – никаких поломок не было. Весьма надежный двигатель сделали китайцы, а советская экипажная часть еще лучше, с 1975 года служит. У «Jukl» на велосипеде с «Кометой» пробег поменьше – около 700 км, но, что любопытно, приводной ремень цел. Так что, не столь уж быстро они рвутся! По своему, очень неплохой двигатель эта «Комета».
Удачных всем мотопоездок!
Комментарии
Палецкое озеро
30 июля 2018 года вновь прокатился к озеру Палецкому. Туда и обратно – всего 83 км от моей дачи.
Как оказалось, за прошедшие восемь лет многое изменилось. Во-первых, озеро сильно заросло. Во-вторых, Одинцовское общество охотников и рыболовов потеряло к озеру интерес и закрыло на озере лодочную станцию. Также исчезла бытовка «дежурного по озеру». Тропа через заросшую часть озера сохранилась, но ликвидированы высокие мостки через протоки. Это из-за того, что из-за зарастания прибрежной части озера исчезли и сами протоки, по которым ходили лодки.
Напомню, как проехать к озеру. За Наро-Осановым поворачиваем направо, по указателю Озерная улица. Доезжаем почти до самого конца улицы. Справа за забором из сетки будут полузаброшенные постройки Одинцовского общества охотников и рыболовов. Здесь сворачиваем направо на проселочную дорогу.
Дорога заканчивается небольшой полянкой.
От этой полянки и начинается пешеходная тропа к озеру. Или «по озеру», если считать торфяное болото тоже частью озера.
Мопед по тропе через озеро я, естественно, не потащил. Там и без мопеда местами пройти трудно. Оставил «Ригу-7» дожидаться меня в кустах. Как обычно, использовал «народное противоугонное средство» - цепь с замком, а также накрыл мопед тентом.
Впрочем, как я убедился впоследствии, местные подростки-велосипедисты подобными изысками себя не утруждают, а просто бросают велосипеды у начала тропы. Приезжие здесь, видимо, бывают редко, а свои друг у друга не воруют.
Заросшая часть озера.
В эту поездку дошел по тропе до чистой воды.
День был жарким и на деревянном мини-причале в конце тропы я встретил нескольких отдыхающих.
Кто-то отдыхал на берегу, а кто-то купался, как вот этот дедушка, заплывший довольно далеко.
Каким будет Палецкое озеро еще лет через восемь - десять? – Скорее всего, прибрежная часть зарастет еще сильнее. Впрочем, поживем – увидим.