- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Мотопрогулки
- К озеру Глубокому
- К Озернинскому водохранилищу
- Можайск
- В верховьях Нары
- Сенежское озеро и его окрестности
- Среди скал, Васильевское
- Снова в Васильевском
- В старинный город Верею
- В окрестностях Вереи
- Подмосковная Швейцария
- Снова в Подмосковной Швейцарии
- Окрестности Можайского шоссе
- Усадьбы Крёкшино и Петровское-Алабино
- Заброшенный бункер в Вороново
- ВИВАТ-2011
- К месту гибели партизанки Веры Волошиной
- Водопад Радужный
- На Северо-Запад Подмосковья
- Карьеры в Тучково и Лызлово, заброшенная железнодорожная ветка
- Снова в Морево - ж/д станция и карьеры
- Снова в Лызлово
- Вдоль берегов Истры
- Шараповский песчаный карьер
- Снова в Шарапово
- Шарапово — южный карьер
- “Подольское море”
- Озеро Тростенское, Скирманово и Сычевское карьеры
- "Шары" под Наро-Фоминском (заброшенные позиции С-25 и А-35)
- «Шары» под Наро-Фоминском – часть 2
- Горбовская ГЭС и Городок в Рузе
- Дом-музей Пришвина в Дунино
- Саввино-Сторожевский монастырь
- Танковая площадка в Снегирях
- «Мост в никуда» и частный музей ретротехники
- Вторая поездка в Рузу
- Рузское водохранилище – старинная усадьба Осташево – заброшенная Никольская церковь в урочище Лихачево
- Родники на Протве
- Карьеры в Морево – сезон 2017
- Старинный город Боровск
- Мини-зоопарк в Троицке
- Симская трясина
- Гремучий ручей и другие достопримечательности северо-востока Калужской области
- Дорога к Дикому озеру или снова в Сычевских карьерах
- Можайское водохранилище
- Волоколамск с высоты птичьего полета
- Дикое озеро – лето 2019 года
- Подмосковная «Линия Сталина»
- Достопримечательности Вереи
- Подлодка в Подмосковье
- Иным транспортом
- Мотопрогулки
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
Усадьбы Крёкшино и Петровское-Алабино
Мотосезон 2011 года был открыт небольшой поездкой (60 км) по юго-западу Московской области. Ездили вдвоем - я и “Jukl”. Я, как всегда, на «Риге-7» с «китайской дэшкой», “Jukl” - на велосипеде с двигателем «Комета».
Маршрут: Жаворонки (Одинцовский район Московской области) – Крёкшино – Петровское-Алабино – Голицино – Жаворонки.
Ездили 30 мая 2011 года. Свободного времени было мало, а прокатиться хотелось, поэтому и выбрали такой короткий маршрут.
УСАДЬБА КРЁКШИНО
Выехав из Жаворонок, по Митькинскому шоссе (кстати, место покушения на Чубайса в 2005 году!) ехали по направлению к Киевскому шоссе до Крекшино, далее повернули направо перед заправкой, затем - налево перед гаражами. Усадьба стоит прямо у дороги, справа, после небольшой поляны. От Кокошино до усадьбы примерно 1,5 км.
«Усадьба Крёкшино сменила множество хозяев. Считается, что дошедший до нас кирпичный дом был выстроен В.Г. Чертковым - лидером толстовства, близким другом Л. Н. Толстого, редактором и издателем его произведений.
Кирпичный двухэтажный усадебный дом был выстроен в стиле английских романтических особняков XIX века с украшениями из камня и дерева в готическом стиле. При строительстве дом был оборудован по последнему слову техники — устроены водопровод, канализация, телефон, электричество, ванная комната с подогревом и тёплыми полами.
После революции дом был и жилым, и общежитием. Здесь размещалась столовая, в войну — госпиталь и родильный дом, радиоузел.
30 апреля 1977 года Наро-Фоминский горисполком поставил усадьбу под государственную охрану как памятник истории местного значения. В доме планировалось организовать совхозный музей на общественных началах и выделить помещение под мемориальный музей Л. Н. Толстого.
В 1990-е годы дом был заброшен, неоднократно горел, растаскивался на стройматериалы.
Постепенно дом превратился в руины, крыша и перекрытия давно отсутствуют. Зато сохранилось множество кирпичных труб, которые сегодня формируют общий силуэт здания.» - повествует сайт altertravel.ru.
Действительно, печные трубы – наиболее живописная часть крекшинских руин.
Лестница в «никуда».
Видимо, остатки упомянутых полов с подогревом в ванной.
Проявив некоторую ловкость, можно забраться на второй этаж.
Общий вид здания.
А вот так усадьба выглядела до пожара, в далекие 50-е годы прошлого века... (фото из книги: Памятные места Московской области, М., "Московский рабочий", 1956, с.168.)
Более свежий снимок (из книги: По Подмосковью. Путеводитель для автомобилистов, М., "Профиздат", 1984, с.241.)
Приятно отметить, что степень загаженности усадьбы весьма умеренная. Конечно, встречаются и пустые бутылки, и прочий мусор, а также «настенная живопись». Но все это в небольших дозах. Любителям полазить по живописным развалинам вполне можно рекомендовать поездку в Крёкшино.
УСАДЬБА ПЕТРОВСКОЕ-АЛАБИНО-РОСКОШНОЕ
Выехав из Крекшино, едем по Киевскому шоссе в направлении Апрелевки, затем сворачиваем направо на Малое Бетонное кольцо (трасса А-107). Проехав железнодорожный переезд, через пару километров попадаем в Петровское. В Петровском поворачиваем на первый асфальтовый съезд направо (он среди деревенских домиков, в самом его начале справа – продуктовый магазин). Усадьба будет примерно через 500 метров.
Прежде чем перейти к описанию Петровского-Алабино, сделаю небольшое лирическое отступление и расскажу о случившейся во время нашей поездки встрече “Jukl” с пламенными поклонниками мотовелосипедов. Надо сказать, что по пути в Петровское “Jukl” отстал от меня, а я не сразу заметил потери «ведомого». Как он потом рассказывал, решив, что «Комета» перегрелась, остановился на пять минут охладить двигатель. В это время, проезжавший него мимо навороченный «Мерседес-внедорожник», остановился метрах в 50 и задним ходом подкатил к моему товарищу. Из машины вышли упитанные дядьки с лицами «авторитетов». Вытащив из карманов фотоаппараты, они стали снимать мотовелосипед со всех сторон, выражая свое восхищение всеми доступными способами. Наконец, попросив у “Jukl” номер его телефона, любители мотовелосипедов умчались в даль. Как потом говорил “Jukl” - на какой-то момент он ощутил на своем челе лавровый венок славы...
Рассказал я Вам про этот забавный эпизод и подумал, что как-то не очень «ложиться» он в мое, может быть несколько суховатое, но сугубо реалистичное повествование. Не быль, а какой-то сценарий рекламного телеролика «Ездите на мопедах!» в духе всем известного «Шок – это по нашему!». Но не склонен мой товарищ врать. По-видимому, это тот самый случай, когда жизнь преподносит нам удивительные сюрпризы.
Что ж, пожелаем владельцу «Мерседеса» с товарищами поскорее пересесть из опостылевшего автомобиля на полюбившиеся им мотовелосипеды, а сами вернемся к усадьбе Петровское-Алабино, куда мы наконец добрались.
«Петровское – Алабино – Роскошное в прошлом поместье (последняя четверть XVIII в.) Н.А. Демидова. Н. А. Демидов был внуком тульского кузнеца Никиты Демидова, отличившегося изготовлением русских ружей. Пётр I во время шведской войны сделал Демидова поставщиком оружия, в 1701 г. дал ему заводы и земли под Тулой, в 1702 г. - заводы на Урале с правом приписывать к ним крестьян. Так было положено основание колоссальным богатствам фамилии Демидовых.
Усадебный комплекс был построен по проекту знаменитого архитектора Михаила Казакова, в стиле классицизма. Кирпичный двухэтажный дом (1776-1780 гг.), украшенный пилястрами, усилиями природы и человека обращён в руины. В прошлом это помпезное здание имело четыре одинаковых фасада, с двухколонными портиками с балконами у дверей - окон верхнего этажа. Завешался дом невысоким барабаном с куполом, вершину которого венчала статуя Аполлона. На парадной лестнице красовались чугунные сфинксы - продукция Демидовских заводов. Из четырёх флигелей, окружающих дом, по настоящему сохранился лишь один. Въезд в усадьбу обозначен полуразрушенными обелисками.
Следует заметить, что упадок усадьбы начался ещё с 50-х гг. XIX в., когда Петровское-Алабино купили Мещерские, не сумевшие должным образом оценить всё художественное значение своего владения.» - так описывают историю усадьбы.
Главный дом усадьбы.
Хотя здание имело всего два этажа, но, по высоте, пожалуй, немногим меньше Большого театра. Чтобы читателям отчета было легче определить истинные масштабы здания – специально снялся у подножия колонны.
Внутри руин.
Остатки былой роскоши.
Обелиски у въезда в усадьбу.
Два из четырех флигелей усадьбы. Заброшенный и жилой.
Общее впечатление: сравнительно чистенько, тихо, несколько напоминает древнегреческие развалины (хотя в Греции никогда не бывал и видел их исторические руины только на картинках). :о)
Вот такая крохотная (для «самых маленьких»), но по-своему увлекательная поездка получилась. Наверное, мало кто (если только не живет рядом) специально поедет в Крекшино и Петровское-Алабино, но, проезжающим мимо этих усадеб, рекомендую заглянуть.
Комментарии
Усадьба Крёкшино 12 лет спустя
12 лет не был в Крёкшино. Мимо по Митькинскому шоссе проезжал неоднократно, а к руинам дома Черткова заглянуть как-то не удосужился. Вновь прокатиться в эти места решил 23 июля 2023 года. Выехал на китайской «Дельте».
Вторая половина июля в этом году выдалась дождливой. Вот и утром этого дня шел мелкий дождь. Тем не менее, мотовылазку откладывать не стал. Как оказалось, поступил правильно. После пересечения Минского шоссе дождь прекратился, хотя небо по прежнему было затянуто тучами.
До Крекшино от моей дачи всего 10 км, так что до руин добрался очень быстро.
Вот они, перед вами. Из-за пасмурной погоду снимки получились, конечно, хуже, чем в 2011 году. Но представление о состоянии усадьбы получить можно. Фотографии сделаны по ходу часовой стрелки, начиная с южного фасада здания.
Видно, что сами по себе руины eсадьбs Крёкшино изменились мало. Вот только зелени на стенах добавилось. Как видно на некоторых снимках, вокруг дома воздвигли сплошной забор, видимо, для защиты от вандалов. С этой же целью, полагаю, установили вот такую мачту, если не ошибаюсь, с камерами видеонаблюдения.
Что же, защита исторических развалин от любителей граффити дело хорошее. Вот только из-за забора и осматривать и фотографировать здание стало труднее. Впрочем, качественная фототехника с хорошим зумом может скомпенсировать возникшие неудобства. Только приезжайте в солнечную погоду, на фоне голубого неба краснокирпичные печные трубы будут более эффектно выглядеть.