- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Мотопрогулки
- К озеру Глубокому
- К Озернинскому водохранилищу
- Можайск
- В верховьях Нары
- Сенежское озеро и его окрестности
- Среди скал, Васильевское
- Снова в Васильевском
- В старинный город Верею
- В окрестностях Вереи
- Подмосковная Швейцария
- Снова в Подмосковной Швейцарии
- Окрестности Можайского шоссе
- Усадьбы Крёкшино и Петровское-Алабино
- Заброшенный бункер в Вороново
- ВИВАТ-2011
- К месту гибели партизанки Веры Волошиной
- Водопад Радужный
- На Северо-Запад Подмосковья
- Карьеры в Тучково и Лызлово, заброшенная железнодорожная ветка
- Снова в Морево - ж/д станция и карьеры
- Снова в Лызлово
- Вдоль берегов Истры
- Шараповский песчаный карьер
- Снова в Шарапово
- Шарапово — южный карьер
- “Подольское море”
- Озеро Тростенское, Скирманово и Сычевское карьеры
- "Шары" под Наро-Фоминском (заброшенные позиции С-25 и А-35)
- «Шары» под Наро-Фоминском – часть 2
- Горбовская ГЭС и Городок в Рузе
- Дом-музей Пришвина в Дунино
- Саввино-Сторожевский монастырь
- Танковая площадка в Снегирях
- «Мост в никуда» и частный музей ретротехники
- Вторая поездка в Рузу
- Рузское водохранилище – старинная усадьба Осташево – заброшенная Никольская церковь в урочище Лихачево
- Родники на Протве
- Карьеры в Морево – сезон 2017
- Старинный город Боровск
- Мини-зоопарк в Троицке
- Симская трясина
- Гремучий ручей и другие достопримечательности северо-востока Калужской области
- Дорога к Дикому озеру или снова в Сычевских карьерах
- Можайское водохранилище
- Волоколамск с высоты птичьего полета
- Дикое озеро – лето 2019 года
- Подмосковная «Линия Сталина»
- Достопримечательности Вереи
- Подлодка в Подмосковье
- Иным транспортом
- Мотопрогулки
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
Водопад Радужный
Еще с прошлого лета я и “Jukl” планировали эту поездку и, наконец, 8 августа 2011 года выбрались! Как всегда, “Jukl” отправился в путь на велосипеде с «Кометой», я – на неизменной «Риге-7» с «китайской дэшкой».
Маршрут: село Жаворонки Одинцовского района Московской области – Крекшино – Троицк (Калужское шоссе) – Папино (Варшавское шоссе) – Чернишня – Тарутино – Воробьи - Папино – Троицк – Жаворонки.
До водопада добрались довольно быстро – расстояние от Жаворонок до Папино всего около 80 км. И найти водопад Радужный оказалось легко – в путеводителе (А.А. Мезенцев «Москва – Малоярославец – Юхнов», М., «Научный мир», 2010), маршрут указан весьма точно и подробно. Итак, на 85 км Варшавского шоссе, немного не доезжая до моста через Нару, делаем правый поворот на узкую асфальтированную дорогу непосредственно перед «бензозаправкой». Проехав около 50 метров, сворачиваем налево на первую грунтовую дорогу, ведущую через поле к крутому берегу Нары, поросшему лесом. Этот проселок вскоре раздваивается, но проблема выбора не стоит, так довольно быстро оба проселка снова сливаются вместе. Остановиться нужно, когда слева будет лес, справа – заросшее поле, а впереди покажется несколько коттеджей. Слева от дороги, среди деревьев, есть тропинки, спускающиеся вниз, к водопаду. Тропинок несколько, выбираем из них самую натоптанную, она выведет прямо к водопаду Радужному.
Цель поездки достигнута. Вот он, водопад Радужный, низвергающий свои струи с высоты несколько метров...
...чтобы обрушить их на каменистый берег Нары.
Неплохо омыть сапоги в Индийском океане, но, за неимением океана, можно и руки помыть в водопаде Радужном...
На протяжении 30 - 50 метров от Радужного есть еще несколько «водопадов» поменьше. Чтобы увидеть их, надо пройти по тропе вдоль берега Нары вверх по течению.
Собственно, все эти «водопады» представляют собой ключи, бьющие из высокого берега Нары. Но, согласитесь, красиво!
Вот так выглядит сама река Нара в этих местах. Тихая, красивая подмосковная речка.
Крутой склон, ведущий к Радужному, несколько напоминает предгорный пейзаж.
Часто встречающиеся обломки известняка также способствуют иллюзии, что находимся в предгорье.
Шлемы сверху специально положили, чтобы можно было оценить размеры камня.
Впрочем, кого интересуют подмосковные скалы, рекомендую ехать в Васильевское. Там скалы гораздо «скалистее».
А водопад «водопадистей» как раз в Папино, если не считать водопад искусственного происхождения недалеко от Васильевского, в Григорово.
Кстати, хотя в интернете встречается информация, что в последнее время Радужный стал безумно популярным, мы встретили только двух туристов, да и то, их палатка была на другом берегу реки. Впрочем, возможно, так малолюдно было из-за того, что мы ездили в будний день.
Тем, кто соберется в эти места, необходимо помнить, что тропа к Радужному довольно крута. После дождя здесь, видимо, очень скользко. Учтите, кто поедет в сырую погоду.
Мопеды к Радужному, вниз по тропе, естественно, мы не тащили. Оставили, замаскировав, их наверху, среди подлеска. Здесь же, под сенью дубов, после того, как вдоволь налюбовались водопадами, пообедали. Затем снова выехали на Варшавское шоссе.
В 1941 году в этих местах держали оборону войска 43-й армии Западного фронта, прикрывая стратегически важные дороги – Варшавское и Киевское шоссе.
Мемориальная доска в честь 43-й армии у старого моста через Нару около Папино.
Фашистам хотя и удалось на данном участке фронта форсировать Нару, но далеко они не продвинулись. В нескольких километрах восточнее Папино враг был остановлен.
А юго-западнее Папино, всего в 12 километрах, расположено село Тарутино, место завершения знаменитого Тарутинского маневра фельдмаршала Кутузова. Как известно, 14 сентября 1812 года русская армия покинула Москву. На второй день после оставления столицы войска, пройдя 30 км по Рязанской дороге, были повернуты Кутузовым на запад. 3 октября войска остановились в Тарутино.
В период пребывания русской армии в Тарутинском лагере была организована «малая война», поступали пополнения, увеличилось число легкой кавалерии, произошла реорганизация частей, значительно улучшилось продовольственное снабжение, удалось поднять дисциплину и подготовить войска к дальнейшим боевым действиям.
Войско же Наполеона, напротив, с каждым днем теряло свою боеспособность.
6 ( 18 ) октября уже русские части атаковали противника в нескольких километрах от Тарутино, на реке Чернишне и нанесли ему чувствительный урон.
В память о событиях 1812 года рядом с Тарутино установлена внушительная черная колонна. Местный помещик граф С.П. Румянцев в 1829 году освободил 745 крепостных при условии, что они установят этот монумент.
В 1834 году памятник установили. На постаменте надпись: «На сем месте российское воинство под предводительством фельдмаршала Кутузова, укрепясь, спасло Россию и Европу». (А.А. Мезенцев «Москва – Малоярославец – Юхнов», М., «Научный мир», 2010, с.63-64).
Последние годы монумент находится в строительных лесах, что, на мой взгляд, несколько снижает его величественность.
В селе Тарутино имеется Военно-исторический музей Отечественной войны 1812 года. Но на его посещение мы изначально не рассчитывали, так как добрались до Тарутино весьма поздно – в 17 часов. В это время большинство подмосковных музеев уже закрыто. Кроме того, был понедельник – выходной день в музеях.
Рядом с мемориалом героям 1812 года воздвигнут памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Теперь о том, как мы ехали в Тарутино.
Имеющийся у нас путеводитель (см. выше) рекомендует приезжать в Тарутино через Большое бетонное кольцо (А-108). Мы же, выбрав более короткий маршрут, отправились по дороге от Папино через Никольское и Корсаково. Вскоре об этом сильно пожалели – дорога была в очень плохом состоянии. Раздолбанные бетонные плиты и с большими щелями между ними. Скорость приходилось держать не выше 25 км/час. Кое-где, даже ехали по обочинам, предпочитая укатанный грунт разбитому бетону. Нормальный асфальт начался только в районе Корсаково. Возвращаться обратно, этим же путем, естественно, не стали. Выехали на «бетонку», затем свернули на Варшавское шоссе. Через Воробьи направились обратно к Папино и, далее, к Троицку. Утренний путь, только в обратном порядке.
Куда бы мы еще могли заехать, если бы располагали большим количеством времени?
В деревне Воробьи (93 км Варшавского шоссе) расположен Парк птиц – около 1500 обитателей, 250 видов и пород птиц. Режим работы: понедельник – воскресенье с 10.00 до темноты. Всех птиц можно кормить, а некоторых даже гладить.
В Каменке (84 км Варшавского шоссе) – место гибели Героя Советского Союза, летчика-истребителя В. Талалихина. На шоссе, со стороны Москвы, стоит указатель, как проехать к мемориалу, посвященному этому траурному событию. Так что, если кто захочет посетить – заблудиться не удастся.
В Бунчихе (80 км Варшавского шоссе), опять-таки со стороны Москвы, есть указатель проезда к мемориалу в Кузовлево. Здесь были остановлены немецко-фашистские войска в 1941 году. А осенью 1812 года русской армией тут был разгромлен корпус Мюрата. Войска Наполеона понесли чувствительно поражение, что явилось одной из причин исхода французской армии из Москвы.
Еще о некоторых «достопримечательностях» (в кавычках!) Варшавского и Калужского шоссе. В последние годы в этих местах развернулось весьма интенсивное коттеджное строительство. Например, вот такие домики строят.
Как метко выразился “Jukl”, некий "новый русский" которому богатство
ударило в голову, вспомнил, что в детстве не наигрался в кубики,
и отгрохал не просто коттедж, а настоящий феодальный замок с башнями, стеной, рвом и прочими архитектурными излишествами.
С Калужского шоссе наш путь лежал через Троицк в Жаворонки. На мой взгляд, дорога от Троицка до Жаворонок по-своему живописна. Вьется она среди холмов и равнин. Огромное закатное темно-красное солнце светило сквозь дымку облаков то прямо в лицо, то появлялось где-то сзади.
Но весьма узко это шоссе, асфальт плохой, в «час пик» машин очень много. Ехать вечером было малокомфортно. В качестве альтернативы можно использовать Малое бетонное кольцо (А-107) с выездом на Можайское шоссе в районе Малых Вязем. Тоже, конечно, узкая «двухполоска», забитая фурами, но, все же, асфальт получше, а бесконечных поворотов и развилок поменьше. Как говориться, «ездили – знаем».
Общий пробег за день составил ровно 200 км. (У “Jukl” – 230, так как он ехал из Москвы частично на «электричке», частично – своим ходом.) Отмечу, что в отличии от двухсоткилометровой поездки, совершенной мною два года назад на Озернинское водохранилище, я совершенно не устал. Подножки вместо педалей гораздо удобнее в поездках на средние дистанции – несколько сот километров. Кроме того, весьма комфортно правильно отрегулированное седло-«лягушка».
Удачных всем мотопоездок!
Комментарии
Киносъемки у водопада Радужный
Не думал, что снова доведется побывать у водопада Радужного. Однако, в конце августа 2014 года я получил письмо с телевидения. Мне предложили принять участие в передаче об интересных местах Подмосковья. Съемки вела программа "Доброе утро" Первого канала TV.
3 сентября 2014 года мы отправились к водопаду Радужному.
Съемки у водопада.
В начале октября передача вышла в эфир.