- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Затерянный штаб Черняховского
- Православный дальнобой
- Рубилово на рокадной дороге
- «ИНДУС» В СРЕДНЕРУССКОЙ ПОЛОСЕ
- Вельветовый джип
- «ФАЗЕР» МОЖЕТ!
- Услада пенсионера или уксусный вопрос
- В СТРАНУ СОВЕТОВ!
- Озерные развлечения
- Экстрим в среднерусской полосе
- Забытый юбилей
- Прикаспийская пескоструйка. Часть 1
- Прикаспийская пескоструйка. Часть 2
- Прикаспийская пескоструйка. Часть 3
- Полвека союзу мотора и педалей. Часть 1.
- Полвека союзу мотора и педалей Часть 2.
- Полвека союзу мотора и педалей. Часть 3.
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
В СТРАНУ СОВЕТОВ!
Вот уж не думал, что по прошествии почти двух десятков лет после распада СССР вновь окажусь в Стране Советов!
На самом деле, испытывая естественную долю ностальгии по дням минувшим, оказаться в настоящей Стране Советов не испытывал ни малейшего желания. Но побывать в деревеньке с таким названием, затерянной где-то в недрах Тверской области – чем не цель путешествия?
Но сначала предстоял дальнобой – ведь по карте путь до Страны Советов немалый – более трех сотен километров. Для скутера-«полтинника», согласитесь, это расстояние. Но самое главное, был элемент неожиданности: вообще возможно ли проехать к этой деревушке? На карте показана какая-то невнятная дорога через сплошные болота, подозрительно прямая. Поискал в Интернете, нашел упоминание на сайте геокешеров. Там люди ехали к этой точке на джипах, и охарактеризовали дорогу, как крайне разбитую лесовозами, правда, сообщалось, что лебедку они не разматывали… Последнее звучало успокаивающе, и я засобирался в путь, прихватив на всякий случай весь походный скарб. Как то: штурмовую палатку, спальник, коврик, газ и котелок, дождевую одежду и пищевой НЗ на два дня. И еще карту, GPS и, конечно, фотоаппарат. Ну, а для «Паучка» (ехал я на Spider’е от Huatian) прихватил ремень, камеру, насос и расширенный комплект инструмента. В общем, все то, что, по моему мнению, желательно иметь в пути, если едешь дальше околицы родного города.
Первый прогон, для экономии времени, совершил по Новой Риге. Конечно, по Волоколамскому шоссе было бы интереснее, один Новоиерусалимский монастырь чего стоит. Но не стал размениваться по мелочам, до него какие-то 45 км, всегда можно заскочить в выходной. Но все же решил отдать дань памятникам старины. Примерно на 98-ом километре свернул со скоростной трассы и через 26 км попал в Теряево, где расположился один из красивейших монастырей Подмосковья – Иосифо-Волоцкий. Я был здесь лет 15 назад, причем тогда тестировал первый в державе «Урал-Соло». Помню в «Мото» была фотография как раз на фоне древних стен на берегу озера. И сейчас ничего не изменилось, озеро на месте, а монастырь, ранее малоизвестный и зачуханный, расцвел. Очень советую посмотреть, ведь до него из Москвы каких-то 125 км…
Иосифо-Волоцкий монастырь.
Волоколамск совсем рядом – надо заехать. Сколько раз приезжал по Новой Риге мимо, и только видел издалека белеющий шпиль кремля. А тут городок оказался по пути в Страну Советов. В центре своеобразным знамением попался на глаза бюст Ленина, бывшего вождя бывшей страны. С ним выделывали что-то непонятное: то ли строили мавзолей, то ли собирались уcтроить рядом небольшой крытый рынок.
В центре Волоколамска чистенько и опрятненько.
С Лениным проделывают что-то непонятное…
Дорога оказалась на удивление приятной: широкая, машин немного, асфальт хороший, просто мечта скутериста. Вскоре стало еще лучше – придорожный щит извещал, что я въехал в самый экологически чистый район Подмосковья. Немного понимая, что к чему, и учитывая географической расположение (до столицы 150 км) на человеческий язык это переводится так: руководству района удалось побороть всяческую промышленность и полностью загубить сельское хозяйство, переведя население на обслуживание отдыхающих москвичей. Подтверждение тому – заросшие бурьяном поля и отсутствие грузовиков. Что же, порадуемся на пути в Страну Советов, которой это никак не удавалось до конца.
Без комментариев…
В Лотошино заправился первый раз за дорогу. Неплохо – проехал почти 200 км и дополнил бак до краев за 100 рублей. Так начнешь любить моторы 4Т!
Вскоре, за Афанасово, встал вопрос – куда ехать? По картам какие-то дороги в расположенный в Тверской губернии городок Старица шли, но их состояние и достоверность источника были неясны. В прошлом году, тоже на скутере, пытался проехать по одному из маршрутов, но в селе с характерным названием Холопово Городище все дороги кончились, и я уперся в реку.
Дело в том, что у нас в стране в деле дорожного строительства действует центростремительный принцип: чем ближе к центру области, тем дороги лучше. И наоборот… А что творится на границе областей – никому до того дела нет, если конечно там не проходит трасса государственного масштаба. Часто бывает, что между двумя деревнями два километра, но они расположены в разных областях, и люди вообще не знают, что там, у соседей.
Только благодаря карте отыскал нужный отвороток по указателю «Раменье 4». И начался тряский грейдер, очень даже навязчиво напоминая, для чего созданы скутеры, какого размера на них колеса и какие гады китайцы, что не делают нормальных подвесок… Впрочем, с последним я погорячился – грех было ругать подвески «Паука», ведь у него сзади стояли «типа газовые» амортизаторы, которые делали все, что могли. (Как в том анекдоте «Не стреляйте в пианиста, он играет, как может»). Просто дорога случилась очень тряская…
Мучимый сомнениями, туда ли еду, вдруг увидел заветный указатель «Старица». Еще одно напоминание, что «совок жив!» – нет было поставить указатель на съезде с основной дороги!
Межобластная граница одновременно являла собой границу между «дорожьем» и бездорожьем. О том, что это все же «дорожье» (а то я было засомневался), подсказал невесть откуда взявшийся рейсовый автобус «Старица-Москва». Да не просто автобус, а «агромаднейший», где люди сидят вверху. Наверное, такие автобусы пустили здесь для того, что если он (не дай Бог) слетит в болото, то в нем можно спокойно сидеть и ждать вертолета МЧС.
«Дорожье» на межобластной границе.
Настроившись ехать по такой дороги оставшиеся до Старицы 60 км часа четыре (максималка не превышала 20 км/ч), вдруг в селе Гурьево начался асфальт. Как же я забыл о центростремительном принципе!
А знаете, чем село отличается от деревни? Я сам не знал, но меня просветил подвыпивший пастух, когда я спросил:
– «Здрасьте, а что это за деревня?».
От обиды он даже выронил бычок (кажется, это был легендарный «Беломор-канал»): «Сам ты деревня. Это же село – вон храм стоит. Село Гурьево».
Храм являл крайне живописную степень разрухи, именно в таком состоянии в Стране Советов поддерживали культовые заведения. Впрочем, не только их, музей (уж не знаю чего) в другом селе Степурино выглядел не менее антично…
Храм в селе Гурьево.
Музей в Степурино.
В том же Степурино наблюдалось некоторое оживление. На главной площади – ярмарка под лозунгом «Эх, веселись народ!». Помню, как любили лозунги в Стране Советов, но они больше были сексуального плана, о Большой и Взаимной любви … Советского народа и КПСС. Впрочем, тут все чисто, без извращений: народ был Он, а партия – Она. Кстати, это сейчас молодежь (да и не только) начинает хихикать, при малейших намеках на сексуальные отклонения. У меня, например, жена работает в школе, так там невозможно на уроках алгебры рассказывать про многочлены. А как веселятся на физике, когда им объясняют закон Гей-Люсака. Зачем, говорят учителю, нам знать о сексуальных наклонностях Люсака!
Но вернемся в Степурино. Там, как и в Советские времена, лозунг висел, а веселья особого не было …
Ярмарка в Степурино.
И еще один привет из прошлого: все магазины по пути назывались одинаково: «ТПС». Нет, эта не новая «сеть» типа Ашана или Меги, все проще, если сами не догадались. ТПС – это Товары Повседневного Спроса. То есть спички, водка, презервативы и хлеб, все в одном супермаркете размером с гараж.
Еще один привет из прошлого.
А вот и Старица, старый город на Волге, и на автотрассе Тверь-Ржев. Через реку переброшен уникальной высоты мост, не сфотографироваться на фоне которого невозможно. Рядом – небольшой, но живописно расположенный Успенский монастырь, мимо него шла булыжная дорога к переправе. Здесь, почти в центре города мостовую не трогают. А в других местах копатели уничтожают старые дороги – все на продажу. Такого в Стране Советов не было, там старые дороги не трогали, на всякий случай. Да и кому были нужны камни, для чего? Тогда с таким боем отвоевывали шесть соток на болотах под дачные скворечники из бросовых материалов. А чтобы забабахать фундамент с опалубкой и несметным числом мешков цемента (который в частные руки не продавали) нужно было быть как минимум третьим секретарем Обкома. Это даже покруче, чем сегодня депутат Госдумы.
Шедевр мостостроения в Старице.
Вид на Успенский монастырь на берегу Волги.
Старая дорога на переправу.
Дорога – на продажу.
В Старице начался второй «пампасный» участок, собственно который и должен привести в Страну Советов. В городе была АЗС, но не заправился, привыкнув к частому расположению АЗС. Забыл, старый пень, как в Стране Советов отправляясь куда-нибудь из родного города везли максимальное количество горючего, как ночевали по дороге с Югов на АЗС в ожидании бензина или получали желанную десятку литров по звонку из Райкома, если там удавалось разжалобить ответственного работника… Забыл, расслабился, и вот результат – бензина, если дороги к Стране Советов нет, никуда уже не хватит. Поэтому в Луковниково, последнем селе, откуда нормальная дорога отворачивает в Торжок, озаботился опросом местных жителей. А то вдруг джиперы соврали, и лебедку все-таки разматывали – тогда мне точно «ловить» нечего.
Сведения оказались противоречивыми. Молодой парень, будучи довольно навеселе, подробно, но сбивчиво объяснял, как проехать. Однако его состояние, а главное то, что он попросил 20 рублей «за консультацию», внушало сомнения. Остановил байкера на крайне ушатанном «оппозите», без глушителей и генератора (вместо него был привязан веревкой позади сиденья автомобильный аккумулятор). Тот сказал, что дорога такая хреновая, что я вряд ли проеду, и лучше двигать сразу в Торжок. Оставалось третье, решающее мнение, его спросил у водителя «Газели». Хотя мужчина не очень внушал доверие своим цыганским видом (да и по деревне полно шастало цыган), но денег он не попросил сказав, что дорога есть, и по ней он сам ездил. Аргумент оказался решающим, вперед, в Страну Советов!
«Луковки» в Луковниково.
Напевая «Как хорошо в стране Советской жить… (правда, из этой песни знал еще только вторую строчку «как хорошо стране родной служить…), незаметно глотал километры. Асфальт пошел старый, обочины заросли полуметровой травой, ни знаков, ни машин, даже жутковато. Вдруг там, как в фантастических фильмах, аномальная зона и работает машина времени?
В деревне Бабино встретил пацанов на скутере Honling Boomerang, но они ни про Страну Советов, ни про дорогу в нее ничего не слышали. Через 7 км встретился мост, перед ним отвороток без указателей. Интуиция, подкрепленная GPS посоветовала свернуть. Свернул, и попал на ту самую дорогу на карте, проложенную стрелой через болота. Она оказалась на удивление в неплохом состоянии. Уж не знаю, когда здесь были джиперы, но сейчас проехать возможно, даже на любой машине. Красивейший участок, дорога изредка выскакивает из густого болотистого леса на всхолмленную местность.
Такая дорога ведет в Страну Советов.
Вот и река Большая Коша, до цели путешествия совсем недалеко. Остановился у моста, неподалеку – развалины старого моста, по нему и ездили в Страну Советов. Кстати, очень показательно, что деревню расположили не в красивом и благодатном месте, а за несколько километров, посреди чистого поля. Это чтобы неповадно было Советскому человеку расслабляться и предаваться лени. Так было принято, чтобы держать народ в форме: то Целину поднимать, то БАМ обустраивать, то на Север всех гнать. Только бы не жить так, где хорошо и привольно.
Живописная Большая Коша.
По этому мосту ездили в Страну Советов.
Лес кормит…
Сюрприз на дороге.
А вот и Страна Советов. Ее охраняют покруче Железного занавеса – автобусы не ходят, легковые машины тоже не в любую погоду пройдут. Да и вообще, что тут делать – так искренне удивилась встреченная женщина. А раньше было по другому. Еще два десятилетия назад жили шумно, весело, почти двести человек всех возрастов. Все было: магазинчик, аптека, клуб. Сейчас же жилые четыре избы, главная улица покрыта травяным ковром – ездить некому, да и не на чем. …
Вот она, Страна Советов!
Весь автопарк стоит на виду: 401-й «Москвич» и «Запорожец». Есть еще конная косилка, совершенно исправная, да вот незадача: коня недавно сперли. Как это по Советски!
Кстати, в настоящей Стране Советов было туговато с машинами, да и деньгами на них. Вспоминается анекдот, как еврей покупает автомобиль, и его тут же вызывают к следователю.
– Гражданин Рабинович, откуда у вас, простого Советского человека, деньги на новый «Запорожец»?
– Това’ищч начальник, я мотоцикл с коляской п’одал, накопил, занял и вот купил…
– Хорошо, а откуда у вас взялись деньги на мотоцикл с коляской?
– Това’ищч начальник, я мопед п’одал, накопил, занял и вот купил…
– Хорошо, а откуда у вас взялись деньги на мопед?
– Това’ищч начальник, я велосипед п’одал, накопил, занял и вот купил…
– Хорошо, а откуда у вас взялись деньги на велосипед?
Рабинович вскакивает и гневно кричит:
– А вот не надо г’ажданин следователь, за велосипед я уже отсидел!!!
Автопарк на приколе.
И уж никогда было не встретить брошенные машины или кузова. Если кому удавалось, на зависть всем окружающим, завести автомобиль, то он его бережно хранил, латал, понимая, что другого может не быть, и передавал по наследству.
А еще в Стране Советов есть новенький телефон, только людям этой Страны забыли рассказать, как по нему звонить. Может, буренка, лежащая рядом, и знает, но молчит, зараза…
Центральный проспект.
Кому бы позвонить?
Бывший магазин.
Да, раньше все было по-другому, но ни в прошлую Страну Советов, ни в эту как-то не тянет (да и никто не приглашает), надо ехать дальше.
Собственно, на этом можно было бы и завершить ностальгический рассказ. Но маршрут не закончен, ведь из Страны Советов надо еще выбраться «к людям», на нормальную дорогу. А пока трясся еще 20 км до поселка Ранцево, что на железнодорожной ветке Лихославль – Торжок – Соблаго, соединяющая октябрьский и бологое-полоцкий хода. И здесь я увидел жуткий раритет – действующий семафор!
Мало кто из современных людей улавливает разницу между светофором и семафором, думая, что это одно и тоже. Семафор – это вертикальная мачта, на которой установлены одно или два поворачивающихся крыла, и никаких световых устройств на нем нет. Горизонтальное положение запрещает движение (соответствует красному свету), а наклонное под углом 135 градусов – разрешает (зеленый свет). Комбинация из положений двух крыльев позволяет подавать поезду дополнительные сигналы, аналогичные например двум желтым огням светофора. Семафоров осталось очень мало, примерно на 10 из 1500 станций РЖД, и вот я вижу один из них! Любопытен и привод – посредством длинного троса, который проходит по блокам к будке стрелочника. Трос закреплен на барабане с ручкой, которую вращает стрелочник. Кстати рядом другой раритет – ручная стрелка.
Действующий семафор – большая редкость.
А еще в Ранцево получил последний в этот день привет из Страны Советов. На стене большого по сельским меркам Дома культуры изображены одухотворенные Советские люди, рабочие и колхозницы, мужественные строители Коммунизма. Только вот получать порцию культуры пришли … козы. Больше желающих не нашлось!
Культуру – в массы!
Эпилог. Выехав на нормальную трассу в Кувшиново, взял курс на Селигер, куда благополучно прибыл глубокой ночью. Кому интересно, всего за день (15,5 часов) пройдено 520 км, чем улучшил собственный рекорд суточного пробега на «полтиннике». А на бензин потрачено 280 рублей – в свое время, в Стране Советов работая инженером, это была моя двухмесячная зарплата. А литр бензина тогда стоил, сколько семь коробков спичек – 7 копеек. Такие вот дела…
Благодарю Ярославскую компанию «Бизнес-Инвест» (www.yarmoto.ru ) за предоставленный для ностальгического путешествия скутер.
Комментарии
Очень интересный маршрут
Очень интересный маршрут для любителей малокубатурной мототехники! Впрочем, и не только для них.
Когда еще на Скутердайджесте впервые прочитал отчет «В страну Советов!», стал мечтать проехать по этим местам. Но, трезво оценивая свои возможности, а также возможности мопеда, боюсь, не потяну. Пока же на пройденном автором пути: Москва – Волоколамск – Лотошино – Гурьево – Степурино – Старица – Страна Советов – Ранцево, сподобился добраться на мопеде только до Волоколамска.
Короче, все, что касается туристической составляющее поездки – просто великолепно. Но некоторые экскурсы автора в историю родной страны вызвали недоумение. Дело в том, что я сам если и моложе Ивана Валентиновича, то не на много, и о жизни в СССР могу судить на основе своего опыта, а не по чьим бы то ни было рассказам.
Процитирую такой абзац из отчета: «Забыл, старый пень, как в Стране Советов отправляясь куда-нибудь из родного города, везли максимальное количество горючего, как ночевали по дороге с Югов на АЗС в ожидании бензина или получали желанную десятку литров по звонку из Райкома, если там удавалось разжалобить ответственного работника…». Что АЗС на трассах в 70-е годы прошлого века было в разы меньше, чем сейчас – это бесспорно. И машин было много меньше и АЗС соответственно. Но, и по своему опыту, и по опыту товарищей, могу сказать, что заправить мопед бензином никакого труда не составляло независимо, есть ли рядом АЗС или нет. Бензин стоил копейки и водители как личного, так и государственного транспорта, как правило, готовы были отлить несколько литров. Если водитель оказывался уж очень жадным, можно было заплатить 30 - 40 копеек за 5 литров. Но такое случалось крайне редко. Хорошо помню, что некоторые мопедисты вообще никогда не заезжали на АЗС, а заправлялись в ближайших гаражах. Полагаю, что и легкие и средние мотоциклы, отличающиеся не столь большой прожорливостью по сравнению с мопедами, заправить аналогичным образом не составляло труда. Конечно, когда бензин сливал водитель государственной машины, формально, это было расхищение государственной собственности. Но, учитывая смехотворно низкую стоимость бензина, 7 копеек за литр, это всего 70 копеек за упомянутую Иваном Ксенофонтовым «десятку литров». Уж как-нибудь такую «огромную сумму» фанатично честный человек мог вернуть родной стране, например, ударно потрудившись на субботнике. :о)
Я не ставлю под сомнение, что эпизод, описанный автором, мог быть. Но, видимо, это произошло в весьма экзотических обстоятельствах. Перед мысленным взором встает какая-то глушь, где часами не встретишь ни одного грузовика, не говоря уж об отсутствии АЗС. И опрометчиво забравшийся в эти дебри мотоциклист звонит за помощью в райком партии. В общем, примерно как-то так. Других вариантов смоделировать не могу. Но, в любом случае, это что-то из ряда вон выходящее. И если юный читатель решит, что во времена моей молодости, пришедшей на 70-е – 80-е годы прошлого века, мототехнику заправляли только по разрешению райкома КПСС, смею заверить, что это не так.
Далее, про Страну Советов. Опять же процитирую: «Кстати, очень показательно, что деревню расположили не в красивом и благодатном месте, а за несколько километров, посреди чистого поля. Это чтобы неповадно было Советскому человеку расслабляться и предаваться лени». Вот какой ужас описан! Вот как угнетали советского человека коммунистические власти! Но, только, давайте разберемся, кто и когда тут деревню расположил. Дело в том, что появление новых деревень в советское время в Нечерноземье в общем и в Тверской (Калининской) области в частности, если и было, то носило исключительный характер. Да, кстати, и не только в советское. Начавшийся в России в конце XIX века подъем промышленного производства, потребовал рабочей силы для промышленных предприятий. Этой силой становились бывшие крестьяне, уезжающие в город. Правда, во времена столыпинской реформы, появились так называемые «переселенческие» деревни. Но возникали они в Сибири и других отдаленных местах Российской империи, а никак не в средней полосе. При советской власти, с началом индустриализации, отток сельского населения в города еще более усилился. Новые населенные пункты возникали, но, как правило, это были города или рабочие поселки в местах либо «великих строек социализма» либо сельские поселки на освоенной целине. Но только не деревни в Тверской глубинке.
Конечно, все рассуждения общего плана. А, может быть, деревня «Страна Советов» представляет собой исключение? Давайте разберемся. Викимапия утверждает, что раньше «Страна Советов» называлась Первое Морозово. Если верить Викимапии, то версия о злых коммунистах, повелевших выстроить деревню с название Страна Советов «посреди чистого поля, чтобы неповадно было Советскому человеку расслабляться и предаваться лени» начинает разваливаться. Появление деревни Первое Морозово, видимо, связано с дорогой Луковниково - Сокольники - Кувшиново. Выстроили для проезжающих трактир, постоялый двор, вокруг еще несколько изб появилось – вот вам и крохотная деревенька Первое Морозово. Точных сведений, когда Первое Морозово переименовали в Страну Советов я не нашел. За такими сведениями, скорее всего, надо ехать в Старицу, днями, а то и неделями копаться в архивах Старицкого уезда (района). Но, по-видимому, переименование произошло в 20-х годах прошлого века. Тогда, причем по инициативе «снизу», немало новых названий на карте появилось. Например, в 2011 году мне довелось побывать на Марсе!
Откуда такое необычное название подмосковной деревни? В 20-е годы прошлого века наиболее передовая молодежь Страны Советов стремилась в небо. И не только покорять на аэропланах и дирижаблях «пятый океан», но и лететь в космос, к другим планетам. Подобным стремлениям способствовали и широко популяризируемые труды К. Циолковского, и художественные романы, вроде «Аэлиты» А. Толстого. Вот и предложила в 1927 году комсомолка Токарева назвать только что образованную в Рузском уезде коммуну Марсом. Все согласились — а что, красная коммуна, "красная планета". Судя по всему, и Первое Морозово какой-то местный активист предложил переименовать в Страну Советов. Деревушка крохотная, так хоть пусть название солидное будет. Что инициатива шла «сверху», например, от районных властей, выглядит менее вероятным. Они бы скорее райцентр предложили переименовать.
Итак, завершим, «Страну Советов», отнюдь не выстроили по приказу коммунистической власти «посреди чистого поля. Это чтобы неповадно было Советскому человеку расслабляться и предаваться лени», а переименовали, дав созвучное эпохе название, ранее здесь существовавшую деревню Первое Морозово.
Да, а все же, в красивом месте эта деревня расположена или нет? По-видимому, это дело вкуса. Понятие красоты весьма субъективно. Мой бывший товарищ по мотопоездкам имеющий ник Jukl – заядлый турист-водник. Во время байдарочного похода по реке Большая Коша он в 2016 году побывал и в «Стране Советов». На мою просьбу дать оценку расположения деревни он написал следующее: «Вот фотографии начала похода 2016 г. р. Большая Коша, от моста у д. Страна Советов.
Как видишь, ничего необычного, Один дом прямо у воды. Не жилой, остальные за пригорком, ясно, что на заболоченной речной пойме жить было неудобно. Деревня около переезда и перекрестка дорог на Морозово и на Сокольники.
Жителей не было, но огороды были видны. Летом наверное кто-нибудь приезжает.
Расположение деревни вполне логично. Каких-то угодий там нет и никогда не было, но перекресток и переправа давали какой-то заработок. Ну и огороды, скотина, какая-никакая. В лучшие, советские времена, наверное, был колхоз, картошку сажали, может ферма, но скорее в Морозово. Потом народ разъехался».
Теперь о «гражданине Рабиновиче», купившем новый Запорожец. И о следователе, вопрошавшем: «…а откуда у вас взялись деньги на мопед?» Из анекдота следует, что мопед или, даже велосипед, можно было только украсть. Как вариант - украсть деньги на их покупку.
Каковы же были цены в 1975 году, когда я обзавелся мопедом, на всю перечисленную в анекдоте технику? Да, новый Запорожец стоил дорого - 3500 рублей. И, к тому же, он, как и другие автомобили, продавался только по предварительной записи. Цены на мототехнику, особенно легкую, были существенно ниже. Например, мотоцикл «Минск» стоил 330 рублей, «Восход-2» с «лобовиком», если не ошибусь, 426 рублей, мотороллер «Электрон» - 270 рублей. Тяжелый мопед «Рига-12» - 186 рублей, легкая «Рига-7» - 112 рублей. Для сравнения сообщу, сколько зарабатывали трудящиеся. Моя мать, будучи старшим научным сотрудником, кандидатом наук, получала 285 рублей в месяц. В 1976 году я кончил школу, пошел работать в НИИ лаборантом и получал 75 рублей. Мой одноклассник, устроившийся на АЗЛК (автозавод, выпускавший «Москвичи») после завершения месячного ученичества получал 200 рублей. Так что, по крайней мере, легкая и средняя мототехника для трудящимся была вполне доступна по цене. И дефицитным товарам она не была. Совершенно свободно стояли мопеды и легкие мотоциклы в московских магазинах.
Лично я свой мопед «Рига-7» купил еще будучи школьником, после окончания 9 класса. Деньги на него честно заработал, потрудившись в течение месяца грузчиком в продовольственном магазине.
Последняя цитата из отчета: «…чтобы забабахать фундамент с опалубкой и несметным числом мешков цемента (который в частные руки не продавали)». Отлично помню, как в середине 70-х годов мой дед на садовом участке задумал поставить новый забор. Для этого вполне официально на лесоторговой базе (так, кажется, эта контора называлась) был куплен штакетник и, заодно, мешок цемента. Так что продавали цемент в частные руки, продавали. Не знаю, может быть в Тверской (в те годы Калининской) области с покупкой цемента проблемы были, а в Подмосковье продавали.
Итак, изучать жизнь в СССР по отчетам Ивана Ксенофонтова я бы не рекомендовал. Да они и не для этого тут размещены. А для того, чтобы познакомиться с увлекательными мотопутешествиями и тест-драйвами Ксенофонтова Ивана Валентиновича - прославленного мототуриста, мастера спорта. Чемпиона СССР и России по мототуризму. Руководителя и участника мотопутешествий, отмеченных книгой рекордов России и книгой Гиннесса, в том числе участника и организатора мотовосхождения на Эльбрус. Председателя комиссии автомототуризма Туристско-спортивного союза России. Автора многих книг по мототуризму, устройству и эксплуатации мототехники. Тест-пилота и обозревателя журнала "Мото".
реплика Ивана Ксенофонтова
К слову, хочу высказать свой комментарий к Вашему к материалу про Страну Советов. Вы усомнились в моих словах о трудностях на АЗС. Во-первых, я тогда катался не на мопедах, а на Явах с расходом около 5 л/100 км. И речь шла о дальних поездках, на несколько тысяч км. Так вот, за пределами Московской области, особенно в период уборочной кампании с бензином было туго, и «настрелять» по пол-литра на путь на мотоцикле было проблематично. В 1988 или 89 мы с товарищем возвращались на 2 явах из Армавира. В городе бензина не было, и пришлось мне идти в райком, где весомым аргументом была туристская маршрутная книжка. В то время туризмом занимался ВЦСПС, и у них были указания органам власти и турбазам оказывать содействие туристам. Тогда позвонили на АЗС, и нам заправили баки на госколонках (талоны у нас предусмотрительно были). Ещё в Арамвире мы купили книг, которых в Москве не было, товарищ поехал на почту, чтобы отправить посылкой и должен был меня догнать. Но не догнал и приехал на 2 суток позже. Дело в том, что у меня стоял бак в 34 литра и я дотянул до Московской области, а он со штатным 17 литров быстро обсох и не мог заправиться, «стрелял» по 5 литров, сколько-то ехал и опять вставал у колонок. Так что я своём материале вовсе не выдумал ситуацию…