- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Затерянный штаб Черняховского
- Православный дальнобой
- Рубилово на рокадной дороге
- «ИНДУС» В СРЕДНЕРУССКОЙ ПОЛОСЕ
- Вельветовый джип
- «ФАЗЕР» МОЖЕТ!
- Услада пенсионера или уксусный вопрос
- В СТРАНУ СОВЕТОВ!
- Озерные развлечения
- Экстрим в среднерусской полосе
- Забытый юбилей
- Прикаспийская пескоструйка. Часть 1
- Прикаспийская пескоструйка. Часть 2
- Прикаспийская пескоструйка. Часть 3
- Полвека союзу мотора и педалей. Часть 1.
- Полвека союзу мотора и педалей Часть 2.
- Полвека союзу мотора и педалей. Часть 3.
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
Экстрим в среднерусской полосе
Часть 1
Кого-то тянет на дальнобойные подвиги к южным морям или европейскому комфорту, другие ищут приключений в горах или пустынях. Мы же выбрали самый бюджетный вариант и на самой бюджетной технике…
В одной из статей я писал, за что люблю «китайцев»: к ним продавцы салонов относятся не так трепетно, как к «фирме» и дают на пробеги. Отчасти из-за того, что им самим интересно, насколько надежны изделия их партнеров, а если ответ получится отрицательный – это повод сменить компанию, благо в Поднебесной их – как грязи у нас.
Итак, едем на скутерах «Хаатьянах» (Huatian). Поехали три скутера: макси Enos 125 HT125T-27 и два «полтинника»: Spider2 HT50QT-25 с мотором 4Т и его двухтактный близнец. В компанию к нам попала скутеретта Yinxiang YX125-J, замаскированная наклейкой под «полтинник» ( чтобы не было проблем с ГИБДД) и легкий эндурик Kawasaki KMX125. Ну, а в качестве «технички» пошел квадр Jianshe Puma 200.
О людях: командор пробега Аркадий Попов из Рыбинска до последнего времени перемещался вне дорог исключительно на снегоходах, и лишь второй год, как открыл для себя скутеры и квадры. Сейчас он едет на «Еносе» с 11-летним сыном Егором. Его земляк Николай, тоже снегоходный фанат, для лета купил «Пуму», а 15-летнему сыну Ивану скутеретту. Еще один рыбинчанин Захар управляет двухтактным «Хаатьяном», а мне и 13-летней дочери Настасье предоставили «Паука» (Spider2). И, наконец, еще один москвич Артур едет на своей осьмушечной «Каве». Вот такая разновозрастная вышла компания.
Подготовку скутеров провел Аркадий, она свелась к изготовлению суперобъемных багажников, поскольку штатные были пригодны, в лучшем случае, для установки на них кофров, а в них много не положишь.
|
|
Еще для эксперимента поставили на два скутера задние газонаполненные амортизаторы «Плаза». Взяли запасные ремни, расширенный набор инструмента, камеру, насос, скотч. Последний окажется самым востребованным.
|
По маршруту была выработана лишь концепция: едем, причем преимущественно пампасами к истоку «матери Русской» Волге, и возвращаемся другим путем. Такая установка всех устраивала: по трассам опасно и нудно ехать, и к тому же там посты ГАИ. А встречи с доблестными работниками жезла и свистка нежелательна: квадр не зарегистрирован и не предназначен для езды по дорогам, водителю скутеретты чуть не хватает до 16 лет, да и скутеретта на мопед не похожа, скутер командора тоже по кубам требует регистрации, а мой «Паук» хоть и мопед, но осуществляет незаконную перевозку пассажира старше 7 лет. В общем, если покопаться, то неуемные коллекционеры чужих денег найдут к чему придраться.
Выезжаем из спящего Рыбинска и по петляющей по берегу Волги дороге добираемся к переправе в районе города Мышкина. Может, рано встающим, Бог что-то и дает, но чаще люди спросонья что-нибудь забывают. У нас двое оставили дома паспорта, и быстроколесной «Каве» пришлось удвоить пробег. А все мы в итоге опоздали на паром, просидев на берегу лишний час и наблюдая, как мимо плывут огромные круизные теплоходы.
|
Мышкин уникален единственным в мире музее Мыши. Нет, не компьютерным атрибутом, а четвероногим млекопитающим. По преданию, когда-то мышь спасла поместье от пожара, разбудив людей. Можно увидеть в отдельной избе необычные экспонаты, рисунки, аппликации, куклы, присланные детьми (и не только) со всей страны. Рядом краеведческий музей с явно техническим уклоном: паровой локомобиль, первые грузовики и тракторы, мотоциклы.
|
|
|
Неподалеку от города, на ровной прямой и пустой дороге знакомимся со вторым негативным явлением, сопутствующим раннему подъему – Захар, закимарив, улетел в кювет. Наблюдая за использованием скотча для фиксации разлетевшегося пластика, прихожу к выводу что его (скотч) надо включать в список обязательного снаряжения.
|
|
В Рождествено руины большого храма, который восстанавливают местные жители. И это при том, что их зарплата в совхозе составляет полторы тысячи рублей. Да, жителям больших городов не понять принципы выживания селян…
|
Вскоре асфальт кончается, и становится понятно, почему автомобилисты предпочитают сделать крюк в 35 км через Новый Некоуз, чем ехать по разбитой грунтовке.
В районе поселка Октябрь запомнилась усадьба брошенного совхоза: непаханые поля, заросшие травой фермы и безжизненный поселок из двухэтажных коттеджей. А у дороги – подземные погреба, как будто здесь поселение переживших ядерную бомбардировку.
|
|
В Сонково сонная тишина, на центральной площади вялая торговля происходит под печальным взором бывшего вождя мирового пролетариата. Очень замысловатым оказался заезд на АЗС, которую как будто специально прятали от назойливых автомобилистов – пришлось несколько раз спрашивать путь.
|
|
А дорога все улучшается, машин немного, а крейсерская скорость 55 км/ч позволяет любоваться окружающими видами. Самый живописный участок – вдоль реки Волчины. Быстрая река с хрустальной родниковой водой течет в высоких обрывистых берегах, покрытых боровым лесом. Местность холмистая, с хвойным лесом и озерами, в распадках много маленьких речушек. Красота!
|
|
Бежецк – спокойный провинциальный городок разочаровал закрытый именно в день нашего приезда столовой, а Максатиха оказалась где-то в стороне. Уже скоро должен быть Вышний Волочек, что на питерской трассе М10. В стародавние времена, большая часть товаров в Питер завозилась по рекам. Одним из маршрутов был: Волга - Тверца - Мста - Волхов - Нева. Тверца и Мста вместе не соединяются, суда вместе с грузом раньше перетаскивали через водораздел волоком. Отсюда и пошло название поселения – Волочек. Петр Первый водную дорогу модернизировал, понастроил каналов и шлюзов. Назывался этот водный путь Вышневолоцкой системой. Большим недостатком всей системы была ее односторонняя проплываемость – в сторону Питера.
|
Конечно, хотелось посмотреть древние гранитные набережные и сеть каналов, но отпугивала трасса и суровый пост ГАИ. Поэтому спонтанный вариант объезда через Удомлю был одобрен единогласно. Дорога сменила направление на Север, и ветер стал дуть в спину, разгоняя скутеры до 65-70 км/ч. Асфальт прекрасный, дорога с поворотами, дающими почувствовать кайф двухколесной езды.
Город Удомля, в котором раньше никто не был, удивил размахом – прямо окраинные микрорайоны Москвы. Только вот безлюдно и безмашинно, в девятиэтажках много пустующих квартир. Размах строительства объясняется просто – здесь расположена Калининская АЭС, а в советские годы таким объектам давали «зеленую улицу».
|
|
|
Видно, что сегодня здесь не лучшие времена: асфальт в выбоинах, нет рекламы, но кусочек былого величия мы ощутили … в виде открытой столовой. Представьте – государственный праздник (12 июня), седьмой час вечера – и открыт бюджетный общепит! Как будто переместились лет на 25 назад, разве что коньяк в то время в столовых не продавали.
|
А еще меня «вычислил» читатель «Мото», который принес журналы 1992 и 2000 года, где я засветился на обложке, и попросил с ним сфотографироваться. Не скрою, было приятно…
|
После Удомли хорошая дорога закончилась, начался тряский пыльный грейдер. Видно, что места здесь знатные – часто попадались дачные поселки и деревни, и так до поселка Мста на берегу одноименной реки. Отсюда совсем недалеко до города Боровичи (почему-то эта дорога не показана в атласах), а вот показанная дорога вдоль реки на юг оказалось очень стремной.
|
|
Повезло – было сухо и семь километров до границы районов проехали легко. В одном месте в лесу заплутали, но тут как будто специально нас ждали, появились два рыбака на китайском мопеде и указали дорогу. Кстати, «китайцев» в глубинке много, где дороги получше, это скутеры, а где пампасы – мопеды с «кабовскими» моторами. Наши же «Карпаты» и «Риги» вымерли: за всю дорогу встретили лишь пару этих дымящих динозавров. На ночь встали на живописном берегу (комаров оказалось на удивление мало), пройдя за день 390 км. Для группы с 50-кубовыми машинами очень достойный пробег!
|
Первая ночевка на Мсте |
|
Следующим утром ждал сюрприз – прямо из ниоткуда у деревни Гирино начался асфальт, по которому легко катились вдоль Мсты. Выскочив на трассу М10 проехали по ней метров 200 и ушли на юго-запад в поселке Красномайском, известным своим стекольным комбинатом. Сейчас поделки продают у дороги, а в первые годы Советской власти здесь изготавливались звезды для Московских Кремлевских башен. Дорога с прекрасным асфальтом шла берегом Цны, машин мало, кругом сосновые боры, воздух потрясающий.
|
|
В поселке Великооктябрьский встретился указатель «Осташков 78 км». Кому интересно – это еще один путь к Селигеру (там около 40 км грейдера), но мы собрались разведать более экзотический путь, намеченный на карте. Правда было неясно, есть ли он на самом деле. В Фирово, крайней точке цивилизованной дороги, заправились под завязку. Тут нас ждал сюрприз в виде куска стекла в шине «Пумы». Шиномонтажа в поселке не оказалось, пришлось разбортовывать шину и клеить ее изнутри самим. Самым невероятным оказалось то, что удалось посадить борта бескамерной шины, накачивая воздух ручным насосом.
|
|
Пока возились, остановилось несколько машин и на наш вопрос о возможности добраться в Новгородчину, мнения разделились пополам: одни говорили, что не знают дороги туда, другие утверждали, что дорога есть, но мы не проедем. Оптимистичное начало неизведанного пути! Началась песчаная дорога, положенная поверх старого булыжного полотна. Проехали несколько деревень, последней оказалась Ходуново. Следующие поселения уже на Новгородской земле, а переходы из области в область всегда самые проблематичные.
Дорога стала совсем узкой, да и не дорога вовсе, а накатанные песчаные колеи. Там где лес расступался, и начинались поля, раньше были деревни, но от них остались, в лучшем случае, стены кирпичных домов. Дома бревенчатые раскатали и вывезли в более «хлебные» места. Было несколько перекрестков без указателей, и тут помогал GPS-навигатор.
|
|
У самой границы дорога совсем захирела, видно, что ездят по ней очень редко. О том, что дорого очень старая, говорили кюветы по бокам и насыпка, а ее ширина позволяла с трудом разъехаться двум телегам. Если сейчас тут встретятся два лесовоза, то одному придется съезжать. Про лесовозы упомянул не просто так – встретились огромные штабеля заготовленных к вывозу бревен.
|
Кстати, тем, кто собирается на Новгородчину: многие показанные дороги, на деле являются старыми, построенными еще при царе, покрытые булыжником и оканавленные. Они прекрасно сохранились, полузанесенные песком, если только аборигены не выковыряли из них булыжники с целью продажи. Наконец выехали к характерному перекрестку с экзотическим дорожным указателем. Из-под песка торчали бетонные плиты – напоминание о существовавшем здесь «ракетном поясе».
|
В Советские времена в Валдайском районе размещалось 40 ракетных «точек» Выползовской дивизии ракетных войск стратегического назначения. Когда заключили СНВ-1, ракеты пустили под нож, а шахты уничтожали методом подрыва – так потребовали американцы. Первое время сохранили одну шахту в качестве музея (американцы милостиво дали «добро») – как воспоминание о былом военном потенциале СССР и фантастических деньгах, зарытых в валдайскую землю. Однако музей «прогорел», а «экспонаты» растащили охотники за цветметом.
Дорога от Рабежи, хотя и накатанная, но тяжелая для скутеров: много песчаных участков с подъемами, и чувствуется нехватка мощности, чтобы «идти ходом», переднее колесо норовит зарыться. Сюда просится добрый эндуро кубов под 600, чтобы отвести душу…
|
До озера Селигер всего 13 км, но это до Полновского плеса, мы же хотели попасть в другое место. Поэтому у деревни Гославль сворачиваем на довольно глухую дорогу, ведущую в Тверскую область.
|
На этот раз дорога оказалась даже проще – несколько недель не было сильных дождей, и проблемный участок проскочили «на ура». Выехали на дорогу вокруг Селигера в деревне Красуха. Однако радость по поводу того, что прорвались через бездорожный участок и вид красивейшей деревни с кирпичными оштукатуренными домами столетней давности оказались подпорченными трясучим грейдером. При скорости выше 15 км/ч казалось, скутер развалится на части. Езда по самому краю не всегда оказывалась удачным решением – местами песок оказывался рыхлым и требовалось все мастерство, чтобы не улететь в кювет. И вся эта борьба происходила в густом облаке пыли. Два десятка километров по этому безобразию казалось, длились вечно.
|
Последний участок 4 км до деревни Дубово, что на берегу озера, ехали по тракторным колеям, но в сухом виде они не создавали проблем. Разве что у скутеретты обломалась педаль тормоза о скрытый в траве камень. За второй день, хотя прошли всего 205 км, основательно вымотались, что неудивительно: проезд по этому маршруту сделает честь мотоциклу-эндуро или джипу.
|
|
|
Весь следующий день отдыхали на озере, занимались ТО техники и мелким ремонтом. К вечеру пошел дождь, перечеркнувший планы на легкое прохождение четырехкилометрового грунтового участка.
|
|
|
Дорога к истоку Волги проходит вдоль северного и западного берегов Селигера. У истока оказалось достаточно многолюдно, многие люди, судя по номерам автомобилей, приехали сюда за четыре сотни километров из Москвы и Питера. Впрочем, это не удивительно – такое культовое место должно привлекать туристов и просто людей любознательных. Порадовало отношение к святыне – чистота и порядок, а в часовенке, построенной над родником, открыто лежат крупные денежные купюры.
|
|
|
|
Вернулись в деревню Свапуще, что на самом западном краю озера. Здесь АЗС и начало грейдера до села Молвотицы, что в Новгородской области. От Молвотиц можно по прекрасному асфальту попасть на трассу М10 в селе Яжелбицы на Севере, или Великие Луки на Западе. Но наша задача теперь – ехать к Рыбинску, и ближайшей целью стал город Валдай. Однако до него прямых дорог нет, и пришлось поплутать по грунтовкам и военным дорогам, выложенных бетонными плитами. На ночь встали на красивейшем Истошенском озере, неподалеку от Демянска.
|
|
Стояли настоящие белые ночи, и не очень утомленные 170-километровым дневным пробегом, обсуждали дальнейший маршрут. Наивные, пройдя за четыре дня 773 км мы полагали, что основные трудности позади, и не подозревали о предстоящих испытаниях…
Часть 2. Мстинский облом
Во второй части путешествия на скутерах мы убедились, что неожиданностей в среднерусской полосе хватает с избытком…
Переночевав на берегу Истошенского озера (дело происходило в Новгородской области), быстро выехали на накатанную грейдерную дорогу, ведущую от Демянска к Валдаю. То тут, то там из-под гравия и песка высовывались бетонные плиты – напоминание о бывших дорогах к ракетным точкам (о них я писал в первой части). По масштабам одного только дорожного строительства можно представить, сколько денег было вбухано в поддержание атомного паритета во времена холодной войны.
Выскочив на широченную, со свежими асфальтом и разметкой объездную трассы М10 вокруг Валдая, как будто попали с корабля на бал. И немудрено: мы уже четыре дня, как не видели приличного покрытия и одновременно более одной автомашины. Но это «искушение асфальтом» длилось не более 5 км – свернули на дорогу на Боровичи. И тут же покинули ее на «радиалку» – чтобы посмотреть Иверский монастырь, расположенный на острове Валдайского озера.
|
Этот «един остров посреде иных, не зело велик но зело красен, и рыбными ловлями окружен» был в 17 веке заселен новгородским митрополитом Никоном. Хотя сегодня монастырь действующий, как-то не ощущается трепета от соприкосновения со святыней. Думаю, такое отторжение вызывает слишком дорогостоящая реставрация, в то время как мы видели десятки полуразрушенных храмов. Взять хотя бы тот, в Рождествено, который восстанавливают местные жители, получая от совхоза зарплату полторы тысячи рублей в месяц. Здесь же не спроста государство «отстегнуло» по-полной: в январе этого года приезжали сюда Алексий II и прежний президент России Владимир Путин. Так что святостью духа и бескорыстным служением Господу в Иверской обители не пахнет…
|
И вновь катим по боровичской трассе. Надежды на обед в столовой рухнули – машин мало, зато едется на скутерах привольно. Город Боровичи, который прямо по курсу, основан был в 15 веке, основную известность завоевал тем фактом, что в 1611 году был дотла сожжен шведами. Второй свой исторический взлет произошел после ввода Вышневолоцкой водной системы, когда его заселили корабельных дел мастера и лоцманы. Дело в том, что в этих местах река имеет горный характер, со сплошными порогами. В большую воду, зажатая скалистыми берегами в узкий каньон, Мста скачет по порогам со скоростью двадцать километров в час, образуя на сливах двухметровые стоячие волны.
В мотоциклетной истории Боровичи тоже оставили след: до начала Перестройки там производили веломоторы Д-8М на заводе «Двигатель», филиале С.-Петербургского «Красного Октября».
Однако в город решили не заезжать, срезав путь. За 13 км до райцентра, свернули у деревни Черноземь на второстепенную дорогу, идущую вдоль Мсты. Покрытие дороги можно назвать двумя словами «бывший асфальт», видно, что с момента конца СССР ее даже не пытались ремонтировать. Вот где проводить соревнования по скоростному маневрированию!
На левом берегу бывшая Лоцманская слобода или Опеченский Рядок, здесь современный мост через Мсту. На другом берегу оказавшийся любопытным поселок Опеченский Посад.
|
|
Сейчас тут тишь и запустение, но в прошлые века поселок играл видную роль, ведь Мста в то время была важной частью Великого Волжского торгового пути, соединившего Балтийское и Каспийское моря. Вдоль Мсты обнаружены поселения восточных славян 8-9 веков. В 18 веке, когда началось строительство Санкт-Петербурга, главным водным путем доставки грузов стала Вышневолоцкая водная система, в которую входила и Мста. В Опеченском Посаде была выстроена пристань, где неоднократно бывал Петр и другие высшие сановники государства. Позже бывала здесь и Екатерина Вторая. В стародавние времена у набережной швартовались суда, и брали с собой лоцманов для прохождения порогов. До сих пор сохранились Петровская гра¬нитная набережная правому берегу, а на ней швартовочные железные тумбы.
|
|
Напоминают о днях былых и названия улиц – «1 Линия» и «2 Линия», расположенные параллельно реке. На 2 Линии оказалось несколько магазинов, где мы затарились на вечер.
|
|
И уже совсем собрались покинуть уютный поселок, как на окраине натолкнулись на непонятный парк. Даже не парк, а карманный музей флоры размером около 10 соток. Народу – никого, ворота закрыты, но не заперты, а внутри любовно собранная энтузиастом Семеном Ушановым коллекция экзотических растений. Самое удивительно не то, как они здесь прижились, а то, что никто не мусорит, не вырезает на коре свои имена и не пытается пересадить в свой сад. Здесь же фантастические драконы из коряг, минибасейн (правда, без воды) и наивные призывы к людям творить добро. А медведь, недвусмысленно оскалясь, намекает «Хочешь мёду – береги природу» (отчего вспоминается другой лозунг: «Берегите природу, мать вашу!»).
|
|
Хорошая дорога петляет вдоль Мсты, машин почти нет. Прикололи названия проезжаемых деревень: Жадины, Девкино. Однако, не до смеха: по карте сквозного проезда отсюда нет, да и всем признакам тоже – слишком уж хорош старый асфальт. Такой бывает только тогда, когда по нему некому ездить.
Дорога отошла от реки, и внимание привлекли каменные дома на берегу. Что-то в них показалось неправильным. Подъехали, и точно: не дома это вовсе, а быки древнего каменного моста через Мсту.
|
Проехали Перелучи и взяли на север. У деревни Изонино уперлись в «монумент памяти оппозитов» (мотоциклов «Урал»), дорога закончилась. По карте дорога дальше показана прерывистой тонкой линией, до ближайшей деревни всего 6 км. Решили попытать счастья, не возвращаться же в Боровичи, это полста км.
|
На следующих четырех километрах испытали все фазы окончания дороги: асфальт, грейдер, оканавленная грунтовая, следы трактора и, наконец, первозданная тайга в состоянии «лесоповал». До заветной мифической деревни по навигатору около двух километров, но скоро убедились, что не проехать. Ведь даже невидно тропки, куда ехать. А вскоре и навигатор отключился: в густом лесу прекратился прием сигналов спутников. Как ни печально признавать свое поражение, пришлось «поворачивать оглобли»…
|
Время было уже позднее, поэтому, выбравшись обратно к Изонино, встали на ночевку, на берегу небольшой реки Уводь. К нам подошел местный житель деревни, измазанный соляркой и в рваном рабочем комбинезоне, как мы думали, жаловаться на судьбу и клянчить на водку. Однако мужик (Сергей) оказался совершенно трезвым и на редкость жизнерадостным. Он поведал, что единственный фермер в округе, у него пятеро детей, два коня, экскаватор, пруд для развода карпов, а так же алюминиевая лодка. Последнее нас заинтересовало больше всего, ибо забрезжил шанс продолжить маршрут, не возвращаясь в Боровичи.
Однако радоваться оказалось рано: нагрянули комары и мошка, причем настолько многочисленные и злобные, что оголение какой-либо части тела более чем на две секунды было чревато непоправимыми последствиями. После скомканного ужина (даже дым костра не помогал) все разбежались по палаткам.
|
Лодка оказалась довольно утлой, ее нашли в кустах и принесли вчетвером. Кстати рядом, как рассказал Сергей, он нашел городище древних людей, с множеством каменных орудий труда.
Больше всего сомнений вызывала переправа квадра. «Пума» влезла только-только, и Аркадий, исполнявший роль паромщика, боялся лишний раз вздохнуть, чтобы не перевернуться. К тому же лодка основательно подтекала и было неясно, не переломится ли она вдруг пополам.
|
Со скутерами все вышло проще. После последней ходки отогнали лодку на тот берег, и тут подъехал Сергей. Он еще предложил 95-го бензина, который, как потом выяснится, окажется очень кстати.
|
Однако радоваться оказалось рано, хотя нашли на другом берегу дорогу. Она, попетляв по борам, уперлось в болото, по всем признакам непроходимое. Даже свежие следы УАЗика, по которым ехали, куда-то исчезли. И стали мы следопытами, пытаясь понять, куда делся автомобиль, а тот, как заяц, путал следы. Навигатор же показывал единственной ту дорогу, которая шла через болото.
|
В конце-концов встали в бору и отправили эндуро «каву» на разведку. Гонец прибыл с радостной вестью – след нашелся, дорога есть!
|
|
В деревне Карманово началась цивилизация, но, прежде всего мы испили колодезной воды – очень стало жарко.
|
|
Выехали на трассу, идущую на Вологодчину из Боровичей. Больше ехать пампасами было нельзя – ближайшая АЗС только в Пестово, а до него почти 60 км. Вот тут пригодились навыки экономной езды. По дороге стал кончаться бензин, первым «обсох» скутер с «двухтактником», затем макси. Самой экономичной оказалась скутеретта и «кава», правда последней, чтобы выйти на экономичный режим, пришлось ехать быстрее (65 км/ч) и на 6-ой передаче. Они и добрались до заправки, а потом с бутылками вернулись к остальным. Удивила трасса федерального значения Р8 от Пестово до Устюжны: она оказалась такой разбитой, что непонятно, как по ней ходят рейсовые автобусы. Но нас малый поток транспорта не смущал: ехать по твердому в любом случае лучше, чем по болоту или песку.
Речки здесь мелкие, все впадают в Мологу, на одной из них и разбили лагерь. Но перед этим несколько километров проехали по старой булыжной дороге, идущей в Устюжну. Дорога оказалась в идеальном состоянии, как будто не прошло ста лет (а может и больше) с момента ее строительства. Не то, что современная трасса.
Место ночевки оказалось оборудованным для местной «бухары»: сколочены лавки и стол, окружающие муравейники обнесены оградой. Дымился костер, лежал запас дров и стояла канистра с чистой водой. Самое удивительное – ни клочка мусора, ни банки или бутылки. Вспомнились окрестности столицы: там гуляют так, как будто завтра все отправляются на Марс, а Землю закрывают для использования…
Устюжна расположена уже в Вологодской области, считается одним из самобытных городов Севера, во многом из-за того, что стоит в стороне от железных дорог. Прошлое города богато событиями, были разорения всякими супостатами, были и взлеты, связанные с тем, что город процветал, находясь на водном пути, соединявшем Новгород с Поволжьем. Путь этот пролегал по реке Мологе в верховье Волги, а уже оттуда наши предки свободно попадали и на юг, и на север, и на восток. Современная Устюжна, словно большое село, всего-навсего центр сельскохозяйственного района, вся промышленность – сыродельный комбинат. Хотелось бы «зависнуть» тут хотя бы на денек, но к вечеру у нас запланировано возвращение в Рыбинск, а до него еще пилить и пилить…
|
От Устюжны до города в Тверской области Весьегонска опять пошла пыльная щебенка. Особых красот природы не наблюдалось, да еще внимание отвлекалось на огромную нас догонявшую тучу. В городе, который местная жительница назвала «Тверской Колымой» (из-за проблем с транспортом и рабочими местами) начался ливень, и все мгновенно промокли, а мне пришлось надежно зачехлить фотоаппарат. Из-за дождя пришлось отменить планировавшийся короткий грунтовый участок до Брейтово, поехали в объезд, но по асфальту.
Брейтово уже в Ярославской области, стоит на берегу Рыбинского водохранилища, но противоположном городу Рыбинску. Есть мост в поселке Волга, но он железнодорожный. В былые годы здесь переправляли машины на платформах, но сейчас почему-то «лавочку прикрыли». Пришлось ехать в Мышкин, но и здесь «обломались»: опоздали на последний паром (в 21.00) буквально на минуту.
Резервный путь – через плотину в Угличе, а это лишних сто километров. В итоге в Рыбинск прибыли глубокой ночью, поставив абсолютный рекорд всех дней – 483 километра!
СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПУТЕШЕСТВИИ
Маршрут: Рыбинск – Мышкин – Сонково – Бежецк – Максатиха – Удомля – ст. Мста – Красномайский – Фирово – Ходуново – Рабежа – Красуха – Дубово (оз. Селигер) – Свапуще – Волговерховье (исток Волги) – Рвеницы – Вотолино – оз. Истошинское – Валдай – Черноземь – Опеченский Посад – Перелучи – Изонино – Карманово – Пестово – Устюжна – Весьегонск – Брейтово – Мышкин – Углич – Рыбинск.
Протяженность: общая – 1640 км, из них по грейдерным и грунтовым дорогам около 500 км.
Время в пути: 7 дней, из них 1 день – дневка.
Скутеры предоставлены для теста Ярославской компанией «Бизнес-Инвест», подготовлены к пробегу Аркадием Поповым (г. Рыбинск).