- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Затерянный штаб Черняховского
- Православный дальнобой
- Рубилово на рокадной дороге
- «ИНДУС» В СРЕДНЕРУССКОЙ ПОЛОСЕ
- Вельветовый джип
- «ФАЗЕР» МОЖЕТ!
- Услада пенсионера или уксусный вопрос
- В СТРАНУ СОВЕТОВ!
- Озерные развлечения
- Экстрим в среднерусской полосе
- Забытый юбилей
- Прикаспийская пескоструйка. Часть 1
- Прикаспийская пескоструйка. Часть 2
- Прикаспийская пескоструйка. Часть 3
- Полвека союзу мотора и педалей. Часть 1.
- Полвека союзу мотора и педалей Часть 2.
- Полвека союзу мотора и педалей. Часть 3.
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
Прикаспийская пескоструйка. Часть 2
Выполнив недостижимую несколько лет задачу – добраться до реки Урал на территории Казахстана, у нас неминуемо встала другая задача – вернуться в Россию. Мы – это описанная в части 1 команда из пяти человек на двух джипах и одном 50-кубовом скутере (TGB 101r).
Позарез нужно было заправиться горючим – ведь обратный путь по карте обещал еще больше песков и километров. А для этого поменять рубли на тенге (мы пытались это сделать в России в Красном Яре, но там центральный банк, выглядевший весьма респектабельным, работал до 16.30, а мы чуток опоздали). К тому же, надо было получить штампик в миграционных картах – без него, по истечении пяти суток, нас могли запросто посадить в тюрьму за нарушение миграционного режима. Не только в Москве ловят азиатов, подобная процедура проводится и в бывших республиках СССР. Для решения этих задач отправились в ближайший город Махамбет.
Регистрация и обмен валют на базаре (курс, кому интересно, 1 руб = 5 тенге) не заняли много времени, хотя везде нас окружала толпа людей. Но столкнулись с полным отсутствием в городе 92-го бензина: закрылся атырауский нефтеперерабатывающий завод. Хотя вокруг полно иномарок, явно рассчитанных на такой бензин, но на колонках его не нет и неизвестно, когда будет. Помог начальник миграционной службы, который договорился о заправке на одной из пригородных колонок. И вот мы вновь покидаем асфальт и цивилизацию, на этот раз курс строго на запад, но севернее нашей первой части маршрута.
|
|
|
|
После 30км петляний по глинистой пустыне начались пески. Первые встреченные барханы возле поселка Шауптен оказались громадными по площади, прямо кусок Сахары. Здесь, проводя фотосессию, застрял «Лендкрузер» - оказалось, что не работает ни одна блокировка. Вытолкав вручную, продолжили путь. Ночевать встали в другой «песочнице». В темноте поднялся на бархан, зрелище, скажу вам, потрясающее: во все стороны до горизонта – ни огонька, а вверху, низко-низко висят мириады звезд.
|
|
|
|
Следующий день был полон песчаного эшна, важной частью которого было ориентирование. Хотя спутниковых навигаторов и ноутбуков с закаченными генштабовскими картами у нас было больше, чем людей, это не помогало, если не было дороги. Ведь езда «по азимуту», из-за рельефности местности, снижала скорость до 5-10км/ч и минимум вдвое удлиняла путь, поскольку приходилось объезжать песчаные кочки и воронки. А дорога, точнее следы когда-то проехавших машин вели, куда попало, только не на запад. Селения, указанного на всех картах как «Комсомолец», на деле, видимо, не существовало, как и дороги, к нему ведущей. Встречающиеся время от времени дорожные указатели тоже не вносили ясности – они только для местных.
|
|
|
|
У одного из пастухов мы узнали, что здесь была территория ракетного полигона, и все показанное на карте, видимо, - дезориентация «вероятного противника». Нам же это обходится в пережог бензина (у скутера расход на сложных участках подскочил до 8л на сотню) и не ясно, хватит ли его до России. Аборигены очень своеобразно описывают дорогу, причем направления, показанные рукой – какие-то кругообразные. Например: проедите туда-то (кругообразный жест), потом туда-то (еще один), там стоит верблюд, от него влево (а рука показывает вправо). Часто вообще по-русски не говорят. Вскоре, поняв малоинформативность ответов, мы лишь формально спрашивали, махнув рукой на запад: «Уштаган»? Нам отвечали «Уштаган», и мы ехали дальше, выбирая из паутины колей ту, которая шла с наименьшим отклонением от курса.
|
|
|
|
|
Наконец, после еще одной ночевки и прописав в навигаторах трек, не совпадающий ни с одной из дорог на карте, мы приблизились к Уштагану. Поселок расположился на берегу большого солончака, и представляет собой десятка три приземистых обмазанных глиной строений (назвать домами – язык не поворачивается). Для местных жителей это оплот цивилизации: есть магазин, подобие бензоколонки, дизель-электростаниция, которую включают по праздникам или к приезду районного начальства. Единственное приличное в поселке здание – школа. Мы докупили продуктов (взяли рубли), а мне пришлось заправляться – взятую в Махамбете «двадцатку», на которой я рассчитывал доехать до России, скутер благополучно «схавал». Я не раз бывал в Казахстане и не питал иллюзий по поводу качества топлива. Здесь его лишь два вида - «солярка» и «бензин». За десять литров дурно пахнущей жижи, которую вынес с заднего двора магазина малолетний сын продавщицы, с меня взяли 170 рублей. И на том спасибо!
|
|
|
|
|
Дальше начался наезженный большак, показанный на картах и атласах. Его отмечала «бывшая ЛЭП», от которой остались лишь «пасынки» в земле – провода и деревянные столбы поперли. Подъехали к единственной «официальной» достопримечательности на несколько сот квадратных километров пустыни – памятнику на месте рождения казахского поэта и домриста Курмангазы. Он был для казахского народа что-то типа Пушкина и Чайковского в одном лице. Его именем в западном Казахстане названо буквально все: улицы, школы, колхозы, пункты погранпереходов и даже противочумная станция.
|
|
Неподалеку расположились природные достопримечательности – возвышенность Бесшокы и бархан Кюгат. К последнему, названному байкерами-караванщиками «Гранд Барханом», мы почти каждый год добирались на мотоциклах из базового лагеря на Кигаче.
|
|
|
|
|
|
Отведя душу экстремальной ездой по солонкаку и бархану, тронулись дальше, теперь уже на северо-запад. Участок дороги здесь знакомый, и сначала мы должны попасть на стоянку пастуха по имени Алик. Это его русскоязычный ник, само имя, как и большинство казахских, труднопроизносимо. Неподалеку от бархана Кюгат есть интересное место под названием Биштерек, обозначенное даже на глобальной GPS-карте. Название стоянки образовано от казахских слов «биш» – шесть, и «терек» – колодец. Это древнее место, где действительно шесть колодцев, примечательно еще тем, что местные жители стащили сюда с расположенного неподалеку российского ракетного полигона Ашулук разный высокотехнологичный металлолом. Так, в ограде загона для скота вместо столбов использованы корпуса ракет. А неподалеку есть стоянка, на которой футляр от ракеты приспособлен для поилки животных.
|
|
|
|
В этой части пустыни песков меньше и ехать можно быстрее – до 50км/ч. Однако ориентирование в паутине следов отнимает время, и общий дневной пробег никак не хочет перевалить за 150км. С заходом солнца подъезжаем к стоянке Алика, однако людей на ней нет. Только коровы «автопилотом» возвращаются в свои загоны, где-то рядом бродят лошади, лают собаки. Колодец, из которого мы заправляемся водой, примечателен тем, что в прошлом году проезжавший здесь член нашей экспедиции Сергей Stealth внес эту точку вместе с фотографией в мировую спутниковую карту http://maps.google.com. Утром подъехал на мотоцикле Алик с приятелем, оба с интересом рассматривали скутер – такого «зверя» они никогда не видели.
|
|
Легко выехали на «казахский автобан» у поселка Асан, доезжаем по нему до другого поселка Азгир. Особенность этой дороги не в покрытии (которого нет), а в том, что по нему может проезжать насколько автомашин в день – по местным понятиям это «напряженный траффик». Однако потеряться здесь невозможно, и при желании через 75км можно оказаться на погранпереходе Балкудук, а там и до российского города Харабали рукой подать. Но это - в крайнем случае, а так наш маршрут должен забирать на север, к Ханской ставке и озеру Эльтон. Взвешиваем запасы горючего – вроде его хватает, тогда поедем по намеченному пути.
Если не знать ничего про Азгир, то можно проскочить мимо и ничего забыть. Однако еще в недавнем прошлом Азгир был центром секретного атомного полигона. Сегодня об этом напоминают огороженные колючей проволокой площадки – места радиоактивных захоронений, свалка экзотической техники и огороженный охраняемый объект. Да еще периодические публикации в местных газетах о высоком уровне заболеваний местных жителей. А так – поселок как поселок, разве что за водой ездят за несколько километров – местная отравлена тяжелыми металлами.
|
|
|
|
|
|
|
|
Итак, от Азгира, оставившего гнетущее впечатление (даже водку не стали там покупать), взяли курс на север. Вторая часть маршрута, которую прошли за четыре дня, составила 450 км по песчаному бездорожью, а всего с начала пути по пустыне – 840 км.
В следующем выпуске я расскажу о том, как мы сделали важнейшее археологическое открытие, побывали в Ханской ставке, долго не могли найти путь на родину, а когда нашли – чуть было не оказались в кутузке. И еще про подготовку скутера и его поведение в тяжелейших условиях.
|
|
Окончание: Прикаспийская пескоструйка. Часть 3