- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Мотопрогулки
- К озеру Глубокому
- К Озернинскому водохранилищу
- Можайск
- В верховьях Нары
- Сенежское озеро и его окрестности
- Среди скал, Васильевское
- Снова в Васильевском
- В старинный город Верею
- В окрестностях Вереи
- Подмосковная Швейцария
- Снова в Подмосковной Швейцарии
- Окрестности Можайского шоссе
- Усадьбы Крёкшино и Петровское-Алабино
- Заброшенный бункер в Вороново
- ВИВАТ-2011
- К месту гибели партизанки Веры Волошиной
- Водопад Радужный
- На Северо-Запад Подмосковья
- Карьеры в Тучково и Лызлово, заброшенная железнодорожная ветка
- Снова в Морево - ж/д станция и карьеры
- Снова в Лызлово
- Вдоль берегов Истры
- Шараповский песчаный карьер
- Снова в Шарапово
- “Подольское море”
- Озеро Тростенское, Скирманово и Сычевское карьеры
- "Шары" под Наро-Фоминском (заброшенные позиции С-25 и А-35)
- «Шары» под Наро-Фоминском – часть 2
- Горбовская ГЭС и Городок в Рузе
- Дом-музей Пришвина в Дунино
- Саввино-Сторожевский монастырь
- Танковая площадка в Снегирях
- «Мост в никуда» и частный музей ретротехники
- Вторая поездка в Рузу
- Рузское водохранилище – старинная усадьба Осташево – заброшенная Никольская церковь в урочище Лихачево
- Родники на Протве
- Карьеры в Морево – сезон 2017
- Старинный город Боровск
- Мини-зоопарк в Троицке
- Симская трясина
- Гремучий ручей и другие достопримечательности северо-востока Калужской области
- Дорога к Дикому озеру или снова в Сычевских карьерах
- Можайское водохранилище
- Волоколамск с высоты птичьего полета
- Дикое озеро – лето 2019 года
- Подмосковная «Линия Сталина»
- Достопримечательности Вереи
- Иным транспортом
- Мотопрогулки
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
Карьеры в Тучково и Лызлово, заброшенная железнодорожная ветка, самый большой камень Подмосковья
Побывав летом 2011 года в Сычевских карьерах (Рузский район Московской области), хотя и очень непродолжительно, получил массу впечатлений. Холмы, озера, золотой песок пляжей. Все просто замечательно! Единственный для меня недостаток Сычевских карьеров – все же, не так уж близко они от моей дачи – около 200 км туда и обратно. Решил с помощью интернета найти схожие «горно – пустынно – озерные» пейзажи поближе. Выяснилось, что карьеров в ближнем и дальнем Подмосковье немало. Наиболее интересные, на мой взгляд, это известняковый Дюковский карьер и Романцевские горы. Однако, Дюковский карьер во Владимирской области, а Романцевские горы в Тульской. Да, не близко...
Самыми близкими оказались песчано-гравийные карьеры в Тучково, Морево и Лызлово. Туда и отправился.
Ездил 20 сентября 2011 года. Как всегда, отправился в путь на «Риге-7» с «КД».
Маршрут: Жаворонки (Одинцовский район Московской области) – Тучково – Марс - Морево – Лызлово – Колюбакино - Звенигород – Жаворонки.
Общий пробег – 127 км. «Детская» поездка всего на полдня.
Полтора часа пути и вот я в Тучково. Здесь карьеры долго искать не нужно. Свернув с Можайского шоссе направо, на указатель «Тучково», через несколько километров с правой стороны дороги будет стела с надписью «БИКОР» (это местный завод железобетонных изделий). От стелы, повернув опять направо, проехав по проселочной дороге около 50 метров, можно увидеть вот такой пейзаж.
Это западный карьер. Что-то в духе картин И.И. Шишкина, очень любившего рисовать сосны.
Если свернуть с шоссе направо чуть раньше, не доезжая 10 – 20 м до памятника героям Великой Отечественной войны, то по тропинке, через сосновую рощу, можно выехать на высокий обрывистый берег затопленного восточного карьера.
Места здесь обжитые. Не говоря уж о близости поселка городского типа Тучково, рядом с карьером деревня.
А это местный рыбзавод. Если я не ошибаюсь, на снимке садки, в которых выращивают рыбную молодь.
Но и добыча песка с гравием в Тучковских карьерах идет полным ходом.
Все вышеприведенные фотографии восточного карьера были сделаны с его западного берега. Как оказалось, с восточного берега виды гораздо живописнее. Правда, на восточном берегу я оказался спустя два года, в августе 2013, во время непродолжительной поездки вместе с "Jukl" в окрестности Тучково. Чтобы не плодить "микротемы" решил разместить фотографии, сделанные летом 2013 года на восточном берегу, здесь.
Красиво, не правда ли?
"Jukl" на "мини-Эльбрусе". :о)
Да это ж просто горный орел в гнезде! :о)
То же, но без "орла".
Мой "железный конь" на берегу карьера.
Впрочем, в окрестностях Тучковских карьеров, можно встретить не только железных, но и вполне мясных коней. :о)
Снимок сделан неподалеку от Тучковского рыбозавода.
Две фотографии западного карьера.
Между восточным и западным карьерами - небольшая роща.
Здесь мы остановились отдохнуть. "Картина маслом - завтрак мототуриста". На фото "Jukl" и его мотовелосипед "Индюк".
Резюмируя впечатления от Тучковских карьеров можно сказать: близко, удобно добраться, красиво, но... весьма многолюдно и местами изрядно замусорено. Оборотная сторона транспортной доступности. Однако, если кто будет проезжать эти места и решит немного отдохнуть на берегу озера – Тучковские карьеры вполне можно рекомендовать.
Однако, вернемся к поездке 2011 года. После осмотра Тучковских карьеров отправился дальше, к Морево.
Никогда не думал, что побываю на Марсе. :о)
Откуда такое необычное название подмосковной деревни? В 20-е годы прошлого века наиболее передовая молодежь Страны Советов стремилась в небо. И не только покорять на аэропланах и дирижаблях «пятый океан», но и лететь в космос, к другим планетам. Подобным стремлениям способствовали и широко популяризируемые труды К. Циолковского, и художественные романы, вроде «Аэлиты» А. Толстого. Вот и предложила в 1927 году комсомолка Токарева назвать только что образованную в Рузском уезде коммуну Марсом. Все согласились — а что, красная коммуна, "красная планета".
Позже в деревне образовался колхоз имени Лазаря Кагановича. Потом его преобразовали в совхоз. Были здесь и школа, и детский сад, и дом культуры, и библиотека... Сейчас все это кануло в лету, деревня умирает.
От Марса к Морево тянется вполне приличное шоссе. Чуть западнее, параллельно шоссе, проходит заброшенная железнодорожная ветка.
В Морево меня ждал неприятный сюрприз – хорошо видимая на спутниковых картах, кратчайшая дорога к затопленным карьерам оказалась перекрыта. Шлагбаум, проходная, промышленные постройки компании «Бизнес Строй», занимающейся добычей песка, гравия, щебня. Видимо, к затопленным карьерам можно подобраться либо левее проходной, через деревню Морево, либо правее – через садовое товарищество с милым названием «Изотоп». Но тут, от поисков дороги к карьерам меня отвлекла заброшенная железнодорожная станция.
Знакомые, имевшие дачу в этих местах, уверяли меня, что еще лет пять назад по железнодорожной ветке «Тучково – Лызлово» ходили товарные поезда. Хотя, по пути, запечатленном на последнем снимке, движение, скорее всего, было прекращено лет 10 – 15 назад.
Благодаря наличию четырех мачт с остатками прожекторов, можно предположить, что станция была сортировочной или на ней производились масштабные погрузочно-разгрузочные работы. На простых разъездах такие осветительные мачты не ставят.
Позднее, вернувшись из поездки, пытался найти информацию об этой железнодорожной ветке и, в частности, о станции Морево, в интернете. Интересовало, когда и с какой целью ветка была построена, когда и почему была заброшена. Однако информации в сети оказалось на удивление мало. (Теперь, правда, кое-что выложили - прим. 2012 года).
А, по данным на сентябрь 2013 года на Моревской ветке возобновляют движение!
Но, вернемся к моей поездке. После осмотра заброшенной станции возникла дилемма: искать дорогу к затопленным Моревским карьерам или попытаться отправиться дальше по намеченному маршруту, в Лызлово. Пишу «попытаться», потому что на имеющихся у меня картах Московской области между Морево и Лызлово обозначена только пешеходная тропа. Определиться с выбором помог водитель повстречавшейся легковушки, сообщивший, что дорога на Лызлово все же есть. Плохенькая, грунтовая, но на мопеде проехать можно.
Следуя полученным советам, сразу после железнодорожного переезда около Морево свернул направо, на проселок. Дальше с выбором пути ошибиться было трудно. Даже там, где проселок раздваивался, просто выбирал наиболее накатанный. Любопытно, что местами дорога проходила через территории садоводческих товариществ. Вот «радость» для дачников транзитный транспорт под окнами наблюдать! Впрочем, движение здесь интенсивным не назовешь. На всем пути до Лызлово мне повстречались только две машины и велосипед. Миновал садовые участки, и справа снова показалась все та же заброшенная железнодорожная ветка. А слева – довольно обширный водоем, хотя на моих картах тут должны быть всего лишь крохотная речка Гнилуша.
Вот так Гнилуша! Шире Москва-реки в районе Тучково.
С какой целью Гнилушу запрудили - для меня осталось совершенно неясным. Создать большой пруд для отдыха населения? – Так народа вокруг не очень много – небольшая деревня Лызлово и пара садоводческих товариществ... А, может быть, рыбу разводить собирались? Кстати, как-то странно запрудили Гнилушу, не очистив предварительно дно будущего водоема. Если присмотреться, на снимках видны полусгнившие стволы деревьев, местами торчащие из воды.
Еще большее удивление вызвал вот такой вот вертикальный створ железобетонного коллектора (дюкер), куда с шумом низвергались воды запруженной Гнилуши.
Причем, стекать-то вода стекала, а куда устремлялась дальше, где выходное отверстие коллектора, было свершено непонятно. Потом уже, с помощью спутниковых карт, удалось определить, что, видимо, коллектор проходит под проселком и железнодорожной веткой, после чего Гнилуша снова течет под открытым небом.
В Москве рекой, запрятанной под землю, никого не удивишь. Хрестоматийный пример – Неглинка. Есть и более маленькие реки, полностью или частично текущие под землей Таракановка, Пресня, Нищенка, Голедянка... Реки в большом городе обычно прячут под землю, чтобы получить дополнительное место для транспортных магистралей. Но, подобное сооружение в сельской глуши? Непонятно! Как правило, чтобы пропустить воды небольшой реки или ручья под железнодорожной линией используют одну – две трубы под насыпью. А тут многометровый коллектор! Знакомые инженеры, посмотрев мои снимки, предположили, что коллектор строили «на перспективу». Возможно, здесь когда-то планировали построить железнодорожную станцию, или, вместо грунтовки проложить большое асфальтированное шоссе. Но, все это, конечно, только догадки.
Ни живописном берегу запруженной Гнилуши остановился на обед.
День поездки – 20 сентября – выдался по-летнему теплым. Даже стрекоза ко мне на расстеленный брезент прилетела.
Перекусив, продолжил свой путь. Скоро грунтовка закончилась, влившись в асфальтированную дорогу, ведущую от Неверово к Лызлово. К Лызлово я и направился, чтобы взглянуть на самый большой камень, найденный когда-либо в Подмосковье. Это огромный валун ледникового периода, имеющий наибольшую высоту 2,5 м и расчетный вес около 55 т.
Вот он, этот камушек.
Лежит себе в Лызлово около церкви, и даже лестница приделана, чтобы удобнее на камень залезать было...
Кстати, геологи такие камни называют «бараний лоб», за внешнее сходство с головой этого благородного животного.
По имеющейся в интернете информации, камень в Лызлово привезли не так давно из ближайшего карьера. Описание процедуры перевозки и, тем более фотографий, нигде не нашел. Наверное, использовали прицеп для перевозки танков (грузоподъемность до 60 т) или нечто подобное. Зачем привезли – понятно. Сейчас в очень многих городах и селах, обделенных туристическим достопримечательностями, пытаются их создать. Если уж не останавливались здесь проездом какие-либо знаменитости и не гремели сражения былых эпох, то создается музей мыши, русского валенка, утюга... Или, на худой конец, объявляется село родиной какого-нибудь сказочного персонажа - бабы-яги, снегурочки, кикиморы и так далее. На этом фоне вполне материалистичный 55-тонный валун смотрится вполне достойно. И, в самом деле, заехал бы я в Лызлово, если бы не этот булыжник?
Несколько удивляло только другое. На ряде интернет-сайтов усердно пропагандируется поверье, что камень волшебный, исполняет желания, для чего на камень надо взобраться. Насколько я понимаю, поклонения камням, а также другим объектам живой и неживой природы характерно для язычества, а тут камень лежит рядом с православной церковью.
Однако когда я приехал в Лызлово, оказалось, что все устроено довольно логично.
Метрах в десяти от камня часовня.
Приедет турист к камню, а тут из часовни выйдет священнослужитель, объяснит, что святость не в камне, а в церкви и предложит купить церковную литературу и богоугодные DVD-фильмы из расположенного здесь же киоска.
Таким образом, камень выполняет, выражаясь современным языком, функцию «консумации», что с переводе с латыни означает «потреблять» (стимулировать к потреблению). Возможно, если Лызлово с его камнем приобретет большую туристическую популярность, в селе появятся кафе «У камня», мини-гостиница «Волшебный камень» и прочие объекты. Короче, смотри план О. Бендера по преобразованию Васюков в Нью-Москву. Удастся ли его осуществить в Лызлово - время покажет. Но, а пока туристы в Лызлово заезжают все же не столь часто. Поскольку день был будний, то и у камня и в часовне никого не было, и никто не мешал мне спокойно лицезреть самый большой камень, найденный в Подмосковье.
На расстоянии нескольких километров от Лызлово, по дороге к Неверово, в изобилии карьеры на любой вкус: действующие, разработанные сухие и затопленные.
Действующие карьеры. Если не ошибаюсь, на фото справа шагающий карьерный экскаватор драглайн Эш 10/70.
Озера, реки, холмы, утесы, овраги – весьма живописная природа в этих местах!
Очень бегло осмотрев карьеры вдоль дороги Лызлово – Неверово, через Звенигород отправился в обратный путь на дачу, в Жаворонки. В 17 часов был уже на месте, возобновил начатую утром копку картошки на огороде.
Вот такая небольшая, на 6 часов, в растянувшийся «обеденный перерыв» поездка получилась. Если кто также заинтересовался карьерами в Лызлово, заброшенной железнодорожной веткой и запруженной Гнилушей, могу подсказать, что поездку в эти края можно легко совместить с посещением бывших каменоломен в Васильевском, добравшись туда либо через Тучково, Поречье и Сонино, либо через Колюбакино – Поречье. На мопедах, видимо, можно проехать и свернув с шоссе Марс – Морево направо, к Игнатьво, где пересечь Москва-реку по пешеходному мосту.
Надеюсь еще не раз побывать в этих местах. В этом году уже вряд ли уже получиться, а на следующий сезон планирую: наведаться все-таки в Моревские карьеры, осмотреть более детально заброшенную железнодорожную станцию, побродить вволю по Лызловским карьерам, полюбоваться холмами и озерами, посмотреть, как «шагает» экскаватор драглайн. Хотел бы, кроме того, разузнать у местных жителей историю создания и кончины железнодорожной ветки Тучково – Лызлово. Интересует также, когда и с какой целью запрудили Гнилушу. И, зачем такой солидный коллектор на ней создали?
Удачных всем мотопоездок!
Комментарии
Морево – Лызлово, десять лет спустя
На середину августа была запланирована весьма интересная и продолжительная поездка. Однако по семейным обстоятельствам пришлось от нее отказаться. Но, все же, на денек удалось вырваться за город. Решил воспользоваться возможностью сесть за руль мопеда и прокатиться по маршруту десятилетней давности.
Отправился в поездку 17 августа 2021 года. Маршрут был тот же, что и в сентябре 2011 года: Жаворонки (Одинцовский район Московской области) – Тучково – Марс - Морево – Лызлово –Звенигород – Жаворонки.
Выехал около 8 часов. Вернулся около 14 часов. Общий пробег – 119 км.
Первая намеченная остановка была в Морево. Увы, от большой железнодорожной станции здесь ничего не осталось. Рельсы сняты, осветительные мачты тоже исчезли. Видимо, все ушло в металлолом. А ведь еще четыре года назад здесь ходили поезда!
Сейчас же, единственное, что напоминает о существовавшей тут станции, это остатки деревянных и железобетонных шпал.
В сети вычитал версию, что в 80-е годы прошлого столетия в районе Морево предполагалось строительство мощного горно-обогатительного золотодобывающего комбината. Пески данного месторождения являются золотоносными, небогатого содержания, но подходящими для промышленного обогащения. В первую очередь для обслуживания этого комбината, якобы, и была построена железнодорожная ветка с достаточной большой станцией Морево. А также создана и прочая структура – водоем на месте крохотной речки, насосная станция, вертикальный водопропускник (дюкер), высоковольтная линия электропередач. Версия интересная, но «пойди, проверь»… Моя версия менее романтичная. После поездок по этим местам в 2012 – 2015 годах, я решил, что вся отмеченная инфраструктура создавалась для нужд завода железобетонных изделий «Морево». Это тоже, конечно, не более чем предположения. Окончательную ясность могут внести только люди, занимающиеся проектированием указанных объектов. Но что-то они не торопятся писать свои комментарии на сайт «Турист на мопеде». :о)
Поехал дальше, по проселочной дороге, ведущей через СНТ «Томшина гора» к селу Лызлово. Вообще-то, есть дорога в обход СНТ, но поворот на нее как-то не впечатлил.
Грязь, лужи… Все это мало подходит для односкоростного мопеда с двигателем в 1,5 л.с.
Заехал через гостеприимно распахнутую калитку на территорию СНТ «Томшина гора». Вот они - преимущества двухколесного транспорта! А на автомобиле пришлось бы в объезд по грязи тащиться… Проехав СНТ насквозь, снова оказался рядом с насыпью бывшей железнодорожной ветки.
Вскоре показалась запруженная река Гнилуша. Впрочем, на Викимапии ее именуют прудом Коряжик. Что же, буду и я использовать это название.
Коряжик, как и десять лет назад, весьма живописен!
А вот и дюкер. Напомню, если кто уже забыл, что этим мудреным словом обозначают вертикальный водопропускник.
Насмотревшись на Коряжик, поехал дальше на север, в направлении к Лызлово. Любопытно, что на бывшей насыпи железнодорожной ветки работал мощный бульдозер с тремя клыками сзади (не знаю, как они правильно называются).
Сначала я решил, что на месте железнодорожной насыпи строят шоссейную дорогу. Но, увидев, как бульдозер сгребает бывший балласт, который затем вывозят самосвалы, отказался от этого предположения. Наверное, балласт решили куда-нибудь продать, чтобы, как говориться, добро не пропадало.
После окончания «грунтовки» и левого поворота на Лызлово, справа от шоссе стала видна территория Орешкинского карьера, в частности, работающие на карьере шагающие экскаваторы.
Ранее я любовался ими во время поездки, совершенной в эти места еще в октябре 2012 года.
Интересно, экскаваторы на месте, Орешкинский комбинат нерудных строительных материалов по-прежнему работает, поставляя клиентам песок и щебень. А железнодорожную ветку разобрали. Спрашивается, почему? – Да просто тарифы РЖД на перевозку сыпучих материалов таковы, что песок и щебень стало выгоднее возить автомобилями. Абсурд нашей экономики или «невидимая рука рынка».
Кстати, некоторые любители карьерной техники – шагающих экскаваторов и БЕЛАЗов, пишут, что подобраться к ним в Орешкинском карьере весьма сложно. Не знаю, может быть сложно подобраться так, чтобы рукой потрогать. Прогонят работники или охрана комбината. Но сфотографировать все, что интересует, крупным планом, полагаю, вполне реально. Я-то, фотографировал экскаваторы с шоссе, используя всего лишь десятикратный зум. И расстояние до экскаваторов было более полукилометра, если верить Яндекс-картам. Мне это было не нужно, но так как никаких заграждений между собой и экскаваторами я не видел, к технике, скорее всего, можно подойти гораздо ближе. А, если к тому же вооружиться фотокамерой с суперзумом и штативом, думаю, любую царапинку на Драглайне или БЕЛАЗе снимите.
Сфотографировав экскаваторы, подъехал к копии памятника архитектуры XII века, церкви Покрова-на-Нерли. Напомню, что Лызовский новодел отличается от настоящей, расположенной во Владимирской области, церкви Покрова-на-Нерли только куполом. У оригинальной церкви изначально, в XII веке, он был шлемовидным, затем, в 1803 году сделали луковичный. Лызловский новодел воздвигли с «древним», шлемовидным куполом. Так что, приехав в Лызлово можно увидеть, как церковь Покрова-на-Нерли выглядела изначально, сразу после постройки.
А это самый большой камень Подмосковья – гранитный валун, расчетным весом 50 - 55 т. Как лежал, так и лежит себе на том же самом месте. Впрочем, да кто же его передвинет? :о)
Видимо, чтобы Лызлово стало более привлекательным для туристов, в сети появляются уверения, что камень исполняет желания. Для этого на камень высотой 2,5 м надо взобраться по специально пристроенной винтовой лестнице. (На фото справа от камня).
О разном грезил я, поднявшись на камень.
Как о «большом и чистом»,
так и о более низменном…
Но все это, конечно, не более чем изошутка. Не принимайте слишком всерьез. Да и сами посудите, зачем человеку G-max Cruiser 50, если у него уже есть «Рига-7»? :о)
Отмечу, что желания тех, кто хотел бы сделать из Лызлово туристический объект, благодаря камню и церкви понемногу начинают сбываться. Напомню, прибыл я сюда в будний день, около полудня. И был-то совсем немного – около 20 минут. Тем не менее, за это время смотреть церковь и камень приехали две группы туристов. А в выходные дни, да ближе к вечеру, наверное, на автостоянке трудно место найти…
Что изменилось со времени моей предыдущей поездки сюда, совершенной в 2012 году? - Пожалуй, вот только такую декоративную оградку установили. Все остальное осталось таким же, как и было.
Надо отметить, что селу Лызлово и кроме церкви-новодела, а также камня, есть чем гордиться. Здесь, перед войной, жил будущий советский летчик-ас Попов Андрей Иванович.
Во время Великой Отечественной войны он сбил лично 19 фашистских самолетов. Причем, за исключением одного Юнкерса-87, остальные 18 были истребители.
Выехав из Лызлово, остановился полюбоваться карьерными прудами.
Подведем краткие итоги. Станции Морево больше нет, но осталось Лызлово с копией храма Покрова-на-Нерли и самым большим камнем Подмосковья, остались красивые карьеры в Лызлово, живописные берега карьерных прудов, и остался «техноген» в виде шагающих экскаваторов. Есть что посмотреть отправляющимся по этому маршруту.
По итогам состоявшейся поездки, что могу посоветовать читателям этого отчета? - Не откладывайте «на потом» и жизнь в целом, и турпоездки в частности. Интересные «заброшенки» могут быть в любой момент разрушены, красивые пейзажи обезображены коттеджными поселками, памятники старины оказаться на частных территориях, куда вход посторонним строго запрещен. Ловите момент! Заинтересовали вас какие-то места – выезжайте, не откладывая запланированное путешествие надолго.
Удачи на дорогах!
В качестве приложения - все ссылки на отчеты о поездках в Морево и Лызлово:
2011 http://turist-na-mopede.ru/content/karery-v-tuchkovo-i-lyzlovo-zabroshennaya-zheleznodorozhnaya-vetka-samyy-bolshoy-kamen
2012 http://turist-na-mopede.ru/content/snova-v-morevo
2012 http://turist-na-mopede.ru/content/snova-v-lyzlovo
2015 http://turist-na-mopede.ru/comment/6#comment-6
2017 http://turist-na-mopede.ru/node/76