Перейти к основному содержанию

Турист на мопеде

Страничка Зигмунда Колоссовского

  • Cтраничка Зигмунда Колоссовского
  • ТУРИЗМ
    • Мотопрогулки
      • К озеру Глубокому
      • К Озернинскому водохранилищу
      • Можайск
      • В верховьях Нары
      • Сенежское озеро и его окрестности
      • Среди скал, Васильевское
      • Снова в Васильевском
      • В старинный город Верею
      • В окрестностях Вереи
      • Подмосковная Швейцария
      • Снова в Подмосковной Швейцарии
      • Окрестности Можайского шоссе
      • Усадьбы Крёкшино и Петровское-Алабино
      • Заброшенный бункер в Вороново
      • ВИВАТ-2011
      • К месту гибели партизанки Веры Волошиной
      • Водопад Радужный
      • На Северо-Запад Подмосковья
      • Карьеры в Тучково и Лызлово, заброшенная железнодорожная ветка
      • Снова в Морево - ж/д станция и карьеры
      • Снова в Лызлово
      • Вдоль берегов Истры
      • Шараповский песчаный карьер
      • Снова в Шарапово
      • “Подольское море”
      • Озеро Тростенское, Скирманово и Сычевское карьеры
      • "Шары" под Наро-Фоминском (заброшенные позиции С-25 и А-35)
      • «Шары» под Наро-Фоминском – часть 2
      • Горбовская ГЭС и Городок в Рузе
      • Дом-музей Пришвина в Дунино
      • Саввино-Сторожевский монастырь
      • Танковая площадка в Снегирях
      • «Мост в никуда» и частный музей ретротехники
      • Вторая поездка в Рузу
      • Рузское водохранилище – старинная усадьба Осташево – заброшенная Никольская церковь в урочище Лихачево
      • Родники на Протве
      • Карьеры в Морево – сезон 2017
      • Старинный город Боровск
      • Мини-зоопарк в Троицке
      • Симская трясина
      • Гремучий ручей и другие достопримечательности северо-востока Калужской области
      • Дорога к Дикому озеру или снова в Сычевских карьерах
      • Можайское водохранилище
      • Волоколамск с высоты птичьего полета
      • Дикое озеро – лето 2019 года
      • Подмосковная «Линия Сталина»
      • Достопримечательности Вереи
    • Иным транспортом
  • Встречи с настоящими путешественниками
  • Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
  • Товарищи по туризму
  • История отечественных мопедов
  • Мопед и экипировка
  • Мотогараж за 5000 рублей
  • Дача и окрестности
  • В стиле "ретро"
  • Ретроавтомобили на улицах
  • Продам коллекцию автомобильных значков
  • Продаю коллекцию мото значков
  • новости сайта

На Северо-Запад Подмосковья

Давно хотел побывать в Сычевских карьерах. Также, манили окрестности Волоколамска, особенно села Кашино и Ярополец. Здесь и первые в Московской области электростанции воздвигнуты, и усадьбы старинные есть, и гетман Петр Дорошенко похоронен... От карьеров это совсем недалеко, чуть больше 30 км. Тут и случай подходящий подвернулся: товарищ, с которым давно друг друга не видели, пригласил к себе на дачу. А дача у него – неподалеку от этих мест. 

Итак, целью поездки было: посещение Сычевских карьеров, сел Кашино и Ярополец, и, конечно, встреча с другом. Ночевка на его даче, прежде чем отправиться в обратный путь.

Маршрут: Жаворонки (Одинцовский район Московской области) - Звенигород – Каринское – Андреевское – Онуфриево (на берегу озера Тростенское, Истринский район) – Сафониха (Рузский район) – Никольское – Городище – Покровское – Сычево – Кашино (Волоколамский район) – Ярополец – Кашино – Волоколамск – Андрейково (Истринский район). Переночевав в Андрейково, на другой день, возвращение обратно:  Андрейково – Никольское – Сафониха – Онуфриево – Андреевское – Каринское – Звенигород – Жаворонки.

Ездил 25 и 26 августа 2011 года. Поехал, как всегда, на самом удобном, надежном и красивом мопеде всех времен и народов - «Риге-7» с «КД». (Впрочем, никакой другой авто- мототехники у меня нет ).    :о)

Сычевские карьеры

25 августа. Выехал в 9 часов утра. (Вот оно, счастье поездок в одиночку! Вдвоем редко когда удавалось выехать раньше 10.30...). Дорога до Онуфриево (село на берегу озеро Тростенское) была знакома еще с поездок двухлетней давности, когда ездил к Озернинскому водохранилищу. Начиная с Андреевского, машин на шоссе очень мало, мопедисту – раздолье. И пейзажи очень красивые, особенно на участке Онуфриево – Никольское. Дело в том, что местность здесь холмистая (юго-западные отроги Клинско-Дмитровской гряды). Озеро Тростенское лежит в глубокой котловине, а села Онуфриево и Никольское – на холмах. В хорошую погоду, а именно такая и стояла во время моей мотопрогулки, из Онуфриево видно Никольское с его церковью и жилыми домами. Видимость, согласно карте, 6 км! По дороге от Сафонихи до Семенково, с правой стороны шоссе, тоже очень неплохие виды. Сквозь утреннюю дымку – леса на другой стороне озера. Пытался фотографировать, но, скажу откровенно, в «живом виде» все смотрелось гораздо симпатичнее, чем на моих фото.

Озеро Тростенское

Озеро Тростенское

 Мопед на шоссе у деревни Семенково лучше получился. 

дорога к озеру Тростенскому

На бензобаке – карта. (Нет у меня навигатора. Да и нужды в нем особой нет). Груз – в багажных сумках по обе стороны багажника.
 

 

Далее по дороге, около Ивойлово, тоже места понравились.

в Ярополец, Ивойлово

Что-то типично старорусское, исключая коттедж рядом с церковью.
 

 

В 12 часов, въехал на очередной холм и, вот они, Сычевские карьеры!

Сычевские карьеры

Сычевские карьеры

Сычевские карьеры

 

Сычевские карьеры
 

С правой стороны от шоссе, примерно за километр, работал огромный экскаватор. Периодически он оглашал окрестности воем сирены, видимо сигнализируя нагружаемому самосвалу, что кузов уже наполнен. Если верить интернету, на "Сычевском горно-обогатительный комбинат нерудных материалов" (ГОКе) используют шагающие экскаваторы. Но я выяснять, что за техника передо мной, с гусеницами или передвижными опорами, не стал. Удобного подъезда к экскаватору не было, да и идти до него пешком по бездорожью заняло бы довольно много времени. Довольно плотный график поездки не позволял задерживаться в Сычево слишком долго. Поэтому, полюбовался только огромной стрелой экскаватора, больше напоминающей наклонившуюся мачту высоковольтной линии электропередачи. 

Сычевские карьеры, шагающий экскаватор
 

Итак, направо от шоссе - экскаватор. А, налево, вдали, – затопленный карьер с «цивилизованным» пляжем.

Даже горки для скатывания в воду установлены.

Сычевские карьеры

Проехав по шоссе чуть дальше на север, встретил регулируемый светофором (!) перекресток с грунтовой дорогой. Наверное, по «грунтовке» здесь ездят «БЕЛАЗы», карьерные самосвалы, не приспособленные для движения по дорогам общего пользования. И, для безаварийного проезда «БЕЛАЗов» с одного производственного участка ГОКа на другой и установили светофоры.

За светофором, слева от дороги, выработанные карьеры весьма колоритного вида. Пески, озера, чахлая трава, какая-то железная вышка (на фото – см. среди песка, ниже водонапорной башни).

Сычевские карьеры

Если бы не веселенькая зеленая рощица и домики за ней – просто какой-то Среднеазиатский пейзаж.

Далее, опять-таки слева от шоссе по направлению к «Новой Риге» - песчаные горы.

Сычевские карьеры

Видимо, это склад готовой продукции. Кстати, кроме песка Сычевский ГОК отгружает заказчикам щебень, гравий, стеновые материалы.

Сычевские карьеры занимают весьма большую площадь. Если приехать сюда на целый день, как следует походить – побродить, могут открыться великолепные виды. Например, вот такие. Но, повторяю, для этого сюда нужно ехать на весь день. У меня же график движения был весьма напряженным. Впереди Кашино и Ярополец! Поэтому, пообедал, Сычевские карьеры, обед
и в 13 часов отправился дальше. 

Не смог не запечатлеть село Городище, раскинувшееся за озером, справа от шоссе.

В Ярополец, село Городище

Через несколько километров свернул на Волоколамское шоссе. Надо сказать, что когда я планировал маршрут, поездку по Волоколамскому шоссе посчитал неизбежным злом. Представлялось забитое транспортом шоссе с узкими обочинами. Но, действительность оказалась прямо противоположной. Машин очень мало, отделенные сплошной белой полосой широченные обочины, раздолье для мопедов и велосипедов! Вдобавок – красивые пейзажи. Шоссе на этом участке идет почти все время через густой хвойный лес. Забегая вперед, скажу, что когда я ночевал на даче у товарища, расположенное неподалеку Новорижское шоссе ревело днем и ночью. Основной поток транспорта движется именно по нему, а Волоколамское шоссе используется мало. Итак, всем мопедистам, при поездках на Северо-запад Московской области, настоятельно рекомендую именно Волоколамское шоссе, тем более, что «Новая Рига» - автомагистраль, где движение мопедов запрещено законодательно.

Кашино 

Объехав Волоколамск по северо-западной окраине, добрался до Кашино. В центре села, прямо у шоссе, справа, «Музей лампочки Ильича», или, более официально, «Дом – музей Владимира Ильича Ленина».

Кашино, музей В.И. Ленина

Кашино, музей В.И. Ленина

Внутри избы. (Фотография открытки из набора "Волоколамск. Памятные и исторические места", из-во "Правда", М., 1971).

Одна из первых не только в Московской области, но и в России, тепловая электростанция в Кашино начала работать 14 ноября 1920 года, дав ток для освещения домов и улиц. Селяне сами, на свои средства купили динамо-машину и провода. Сами налаживали первую электросеть, а когда все было готово, решили пригласить на открытие станции В.И. Ленина. (С. Логвинова, Где зажигал Ленин, газета «Московский комсомолец», 17 ноября 2010 г.). В.И. Ленин, несмотря на массу неотложных дел, нашел время приехать в Кашино. Вместе с Владимиром Ильичем приехала Надежда Константиновна Крупская. Перед зданием электростанции был проведен торжественный митинг. Выступая на митинге, В.И. Ленин похвалил кашинцев за то, что они построили первую сельскую станцию, и сказал, что недалеко то время, когда все города и села страны будут залиты электрическим светом (Подмосковье. Туристские маршруты, «Профиздат», 1953, с.18).

1920 год. Митинг в Кашино (фото из газеты "Правда", 18 - 21 января 2013 года, №5 (29923)).Кашино, в 1920 году

 Обелиск в честь митинга. 

Кашино

Осенью 1941 года немецко-фашистские войска, ненадолго захватившие Кашино, при отступлении взорвали электростанцию. Заодно сожгли и село. Из 86 домов осталось 28. (там же, с. 19).

Но, вернемся в наше время. Поглядел на музейную избу снаружи, а попасть внутрь не удалось, - на двери болтался большой ржавый замок.
 - Почему музей не работает? – спросил я местную жительницу.

- Все разворовали... – услышал в ответ. 

Невольно представилась фантасмагорическая картина – под покровом ночной темноты злоумышленники, за неимением более легко конвертируемой в денежные знаки или «жидкую валюту» добычи, тащат из музея макет электростанции, портрет Владимира Ильича и тому подобные экспонаты.

Однако встретившиеся чуть позже двое школьников сказали, что музей работает, но нужно договариваться заранее. Зато, регулярно работает музей в Яропольце. Впрочем, я и так направлялся в Ярополец.

Но, прежде чем расстаться с Кашино, еще два фото.
Рядом с музеем - здание поселковой администрации. Тут же «стенд почета».

Кашино

Через дорогу, напротив, среди цветов памятник В.И. Ленину.

Кашино, памятник Ленину

Все как в «старые добрые времена». Хотя, для кашинцев и нынешние не столь ужасны. Разруха, прокатившаяся по многим селам и деревням России миновала Кашино. В селе расположен агрохолдинг «Авангард» – крупнейшее сельскохозяйственное предприятие Волоколамского района, входящее в тройку самых крупных животноводческих предприятий Московской области. На март 2011 года общее поголовье крупного рогатого скота агрохолдинга составляло 5890 голов, в том числе 2901 голова – дойное стадо. Редкий случай для Московской области, где, увы, заросшие сорняками поля и разрушенные фермы давно стали привычной картиной...
 

Ярополец

От Кашино до Яропольца «рукой подать» – около 8 км. Любопытно, что вдоль дороги кое-где сохранились столбы проволочного телеграфа и, даже, с натянутыми проводами.

в Ярополец

Когда на шоссе нет машин, можно представить, что едешь не в наши дни, а где-нибудь в конце 70-х, на только что купленной «Риге-7».

Впрочем, хватит отвлекаться, вернемся к Яропольцу. В селе Ярополец меня интересовали ГЭС на реке Ламе, усадьбы Гончаровых и Чернышевых, могила гетмана Петра Дорошенко. А первым делом я отправился в Ярополецкий краеведческий музей, благо он работал.

Ярополец, музей

Кстати, справа от входа - это мой мопед притулился...

Ярополец, музей

Привлекательна цена за билет в провинциальных музеях:

Ярополец, билет в музей

Музей долго искать не пришлось, он расположен на центральной площади Яропольца. Как и в Кашино, проехать мимо, не заметив – очень сложно.

Не так уж мало краеведческих музеев я посетил в своей жизни, и скажу, что многие из них были весьма похожи друг на друга стремлением «объять необъятное». Тут и зуб мамонта, и черепки двух - трехвековой давности, и чучело медведя, и резной буфет XIX века... Ярополецкий музей, к счастью, избежал этой участи. Музейная экспозиция четко делится на несколько разделов. Главные из них: электрификация Ярополецкой волости, Гетман П. Дорошенко, Пушкин и семья Гончаровых, род Чернышевых, а также Ярополец в годы Великой Отечественной Войны.
Меня больше всего интересовала электрификация. С нее и начнем, продолжая начатую в Кашино тему.

Вот, что я скопировал с музейного стенда: «В 1918 году в здании народного дома (сейчас это здание краеведческого музея – прим. мое. З.К.) загорелись первые электрические лампочки. Это положило начало электрификации села Ярополец. Учитель труда - Кирилин П.Н. предложил использовать мельницу и плотину усадьбы Чернышевых на реке Ламе.
Но необходимо было электрифицировать всю Ярополецкую волость. <...> Для завершения строительства необходимо было оборудование.
14 ноября 1920 года В.И. Ленин и Н.К. Крупская приехали в Кашино на открытие ТЭС. Из деревни Кашино по приглашению крестьян Ярополецкой волости, В.И. Ленин и Н.К. Крупская выехали в село Ярополец, где в Народном доме собрались представители 14 селений волости. Известие о приезде Владимира Ильича быстро облетело село. Около 5 часов вечера показалась машина. Крики «Ура» огласили площадь. Пройдя в Народный дом Владимир Ильич быстро разделся, он извинился, что спешил на заседание Совнаркома <...>
Для завершения строительства ГЭС просили помочь материалами и оборудованием. Владимир Ильич предложил командировать в Москву делегатов, где окажет содействие в получении необходимого <...>
При помощи В.И. Ленина Ярополецкая ГЭС была достроена».

 В 20-х годах Ярополецкая ГЭС обеспечивала светом более 20 деревень, к 1941 году – более 40.  (С. Логвинова, Где зажигал Ленин, газета «Московский комсомолец», 17 ноября 2010 г.).

В 1941 году, немецко-фашистские войска, захватив Ярополец, ГЭС взорвали. После освобождения села ГЭС восстановили, и она давала электроэнергию соседним селам и деревням вплоть до 1958 года. В конце 50-х годов прошлого века было создано «большое кольцо», связавшее гигантские электростанции на сибирских реках с европейской частью СССР. Использование небольших сельских электростанций стала невыгодной, и Ярополецкую ГЭС остановили.

Но, в 1987 году Ярополецкую ГЭС имени В.И. Ленина отреставрировали как памятник промышленной архитектуры.
 

Макеты ГЭС на Ламе.

Машинный зал.

Ярополец, Макет ГЭС

Общий вид электростанции.

Ярополец, макет ГЭС

Здесь и дальше извиняюсь за плохое качество фотографий музейных экспонатов. Фотографируя со вспышкой – получал сильные блики от стекол витрин, без вспышки – света не хватало.

Организаторы строительства Ярополецкой ГЭС.

Ярополец, музей

Электростанция сразу после постройки.

Так выглядели электролампочки в 20-е годы. (Еще раз извиняюсь за качество фотографий).

Ярополец, музей

Надо сказать, что все достопримечательности в Яропольце буквально рядом. От центра села, с левой стороны шоссе, ведущего на север, через сотню метров расположена усадьба Гончаровых, чуть дальше – Чернышевых, и, еще дальше – ГЭС на Ламе. Повторяю, все слева от шоссе! Если усадьбы хорошо видны с дороги, то электростанция «прячется» за деревьями. Нужно свернуть на первый асфальтовый съезд с левой стороны после окончания забора вокруг усадьбы Чернышевых. Когда свернете, справа от вас останется деревянный сарай с надписью на крыше «кафе», а на дальнем плане будет кирпичная водокачка. Продвигаясь по асфальтовой дорожке, метров через 100 достигните плотины ГЭС.

Вот так электростанция выглядит сейчас.

Плотина ГЭС.

Ярополец, ГЭС

Канал к турбине. Канал один – следовательно, турбина тоже одна.

Ярополецкая ГЭС

Машинный зал.

Ярополецкая ГЭС

Так выглядела Ярополецкая ГЭС в 1971 году. (Фотография открытки из набора "Волоколамск. Памятные и исторические места", из-во "Правда", М., 1971).

В эти красивые заводи на реке Ламе, сбрасывались воды, прошедшие через турбину.

Ярополец, река Лама

Ярополец, река Лама

А вот самые лучшие снимки Ярополецкой ГЭС имени В.И. Ленина, которые я нашел в интернете.

Теперь о более древних временах, о гетмане Дорошенко, Чернышевых, Гончаровых и их усадьбах. Путеводитель, на который я уже неоднократно ссылался (Подмосковье. Туристские маршруты, «Профиздат», 1953, с.226 - 227), примерно так повествует о событиях тех лет. В 1684 году Ярополец был пожалован гетману Украины П.Д. Дорошенко. <...> Он жил здесь после отрешения от гетманства и умер в 1698 году. Недалеко от центральной площади села расположена часовня, где захоронен гетман.

Это гетман. Бюст, выставленный в краеведческом музее.

Ярополец, Гетман Дорошенко

Кстати, бюст ваяли в Риме.
 

Часовня гетмана. Схема из музея.

Ярополец, часовня Дорошенко

Часовня в «натуральном виде».

Ярополец, часовня Дорошенко
 

В 1717 году часть Яропольца купил один из сподвижников Петра I Чернышев Г.П., начавший свою карьеру денщиком и закончивший генерал-аншефом. (неплохая карьера! – З.К.) В 1745 году владельцем этой части Яропольца стал его сын, фельдмаршал З.Г. Чернышев. Видный участник семилетней войны, З.Г. Чернышев, командуя отдельным корпусом, в 1760 году занял Берлин.

Ярополец, усадьба Чернышевых
 

В Яропольце при З.Г. Чернышеве сложился пышный усадебный ансамбль с прекрасно решенной пространственной гармонией главного дома, служебных построек и парка.

Увы, усадьба находится в состоянии непрерывной реконструкции. Не суждено путнику насладиться «пышным усадебным ансамблем».

Ярополец, усадьба Чернышевых

Против въездных ворот в усадьбу, на другой стороне шоссе, стоит приусадебная церковь, построенная также в конце XVIII века.

На этом месте я отвлекусь от путеводителя. Есть версия, что изначально строили не церковь, а театр, но после смерти одного из Чернышевых – владельцев усадьбы, его богомольная вдова перестроили театр в церковь Казанской иконы Божией Матери. Именно этим объясняют необычный для православной архитектуры вид церкви.

Ярополец, уУсадьба Чернышевых, церковь
 

Сейчас церковь полуразрушена. Зато, в отличие от усадьбы, не охраняется. Все желающие могут зайти внутрь, спустится в подвал (склеп?) под церковью, подняться на водокачку, перестроенную из колокольни. (Снова перестройки, только теперь из церковного объекта в светский). Здесь, например о подобных экскурсиях.

Я по руинам церкви лазить не стал. Время уже здорово поджимало.

Другая усадьба в Яропольце в начале XIX века принадлежала Гончаровым, на дочери которых, Наталье Николаевне, был женат А.С. Пушкин. В отличии от усадьбы Чернышевых, усадьба Гончаровых в отреставрированном состоянии.

Ярополец, усадьба Гончаровых

Парадные ворота в усадьбу.

Ярополец, усадьба Гончаровых, церковь

В усадьбе сейчас дом отдыха, но доступ на территорию свободный.
 Усадьбу Гончаровых считают одним их «пушкинских мест». Вернемся к путеводителю (Подмосковье. Туристские маршруты, «Профиздат», 1953, с.228): «Имеются достоверные сведения лишь об одном пребывании здесь великого поэта. Приехав в Ярополец к своей теще 2 августа 1833 года, он уже в ночь на 25-е уехал в Москву. Отсюда Пушкин шутливо писал жене: «Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше. Она живет очень уединенно и разводит огороды над прахом твоего прадедушки Дорошенки, к которому ходил я на поклонение... Я нашел в доме старую библиотеку, и Нат. Ив. позволила мне выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с вареньями и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен».».

Как утверждает путеводитель 1984 года (По Подмосковью. Путеводитель для автомобилистов, М., "Профиздат", 1984, с.330.), в бывшей усадьбе Гончаровых была создана комната-музей имени А.С. Пушкина. Вот ее фотография из вышеупомянутого путеводителя:

Усадьба Гончаровых, Ярополец в 1984

Пытаться пройти в усадьбу Гончаровых, осмотреть комнату-музей (если она, конечно, сохранилась и доступна для туристов), я не стал.  Нужно было поторапливаться, ехать дальше.
 

Несколько слов о самом Яропольце. Очень приятное впечатление производит это село, скорее напоминающее маленький городок.

Ярополец

Ярополец

Чистенько, немноголюдно, все в цветах. На центральной площади – памятник В.И. Ленину и Н.К. Крупской.

Ярополец

Ярополец

Один из немногих памятников, где Ленин и Крупская изображены совместно. Я, например, знаю еще только один памятник В.И. Ленину рядом с Н.К.Крупской - в Москве, на пересечении Ленинского проспекта и улицы Крупской. Так выглядит московский памятник (фото 2020 года).

 

На здании музея мемориальные доски.

Про выступление В.И. Ленина в Народном доме я уже рассказывал.

Ярополец, музей

Но, оказывается, здесь бывал и М.И. Калинин.

Ярополец, музей

Везло Яропольцу на знаменитых людей!

Волоколамск

В 17.00 распрощался с Яропольцем и выехал в Андрейково, на дачу к товарищу. Подъезжая к Волоколамску, свернул не там, где надо, и вместо окраины попал в центр города. Проехал мимо Волоколамского кремля. Волоколамск – старейший город Московской области, он старше Москвы на 12 лет. Однако если не ошибаюсь, от глубокой старины в городе осталось немного. В первую очередь, это Воскресенский и Никольский соборы кремля. Сам кремль стоит на высоком холме. Видимо, с этого холма очень неплохой вид на центр города.

Волоколамский кремль, если уж быть точным в настоящее время, кремлем не является. «Кремль» – согласно словарю Ожегова, это крепость. А от Волоколамского кремля осталось два собора, обнесенных декоративной оградой. Крепость совершенно не напоминает.
К сожалению, к этому моменту у меня истощились аккумуляторы в фотоаппарате, и центр города я не запечатлел. Конечно, можно было остановиться, найти магазин или киоск, где продают пальчиковые батарейки, сфотографировать кремль, взобраться на кремлевский холм, запечатлеть панораму города... Но, график движения, график! Хотелось попасть на дачу к товарищу не просто засветло (светодиодная фара у меня на мопеде весьма слабенькая, только себя обозначить, а не дорогу осветить), но иметь запас времени, чтобы пообщаться, спокойно поужинать и пораньше лечь спать перед обратной дорогой.
Поэтому, в Волоколамске остановку делать не стал, поехал по Волоколамскому шоссе в сторону Москвы, до Новопетровского, а затем свернул к Андрейково. Но дачу к товарищу приехал в 18.00, проехав за день 202 км.

Путь домой

На следующий день встал пораньше и уже в 8.30 отправился в обратный путь. Ехал, в основном, по тем же дорогам, по которым добирался к Сычевским карьерам. Так что описывать нечего, за небольшим исключением. Где-то между Сафонихой и Онуфриево, на левой стороне шоссе, увидел весьма необычный дом – в виде корабля. И это была не прихоть «нового русского» - постройка явно 60-х – 70-х годов прошлого века. Кто будет в тех краях, обратите внимание. Сфотографировать, к сожалению, не смог. Как я уже писал, в фотоаппарате аккумуляторы разрядились полностью.
В 11 часов был у себя на даче. Добрался!

Еще некоторые дорожные наблюдения

Мотовстречи. Все повстречавшиеся мне в Волоколамске и его окрестностях водители скутеров, а, зачастую, и мотоциклов, были без шлемов. То ли в Волоколамске ДПС вообще не замечает водителей двухколесного транспорта, то ли мне просто так повезло. Наиболее яркий пример – скутер с двумя пацанами лет 12-ти, без шлемов естественно, делающий левый поворот в центре Волоколамска. Все это не только на моих глазах, но и рядом с патрульной машиной ДПС. ГАИ-шники – «ноль внимания». Вообще, из водителей малокубатурной мототехники в шлеме был один только я. Тем не менее, никакого дискомфорта от этого не испытывал. Привык я как-то к шлему. Уютнее в нем. Теплее и менее шумно. 
Практически в каждую вторую-третью поездку, встречаю остановившиеся из-за поломок скутера. Всегда, остановившись, спрашиваю, – не нужна ли помощь. Вот и в этот раз, на пути из Волоколамска в Андрейково, на обочине стоял скутер. Водитель грустно поведал мне: «Ремень зажевало. Помощь, спасибо, не нужна. Уже едут». Во время подобных встреч, случившихся в других поездках, обездвиженные владельцы скутеров чаще всего жаловались на отказ электроники.

Природа. По моим, конечно весьма и весьма приближенным оценкам, на юго-западе, западе и северо-западе Подмосковья примерно половина пахотных земель заброшена. Зарастает сорными травами - часто борщевиком, кустарником, а, кое-где, и молодые деревья уже появились.

Подмосковное поле наших дней.

Борщевик

А когда-то здесь колосились зерновые! 

Там где что-то еще выращивают, – обычно растет кукуруза, на корм скоту. Поля, засеянные пшеницей, рожью, ячменем, овсом не встречал ни разу, за одним исключением. В Наро-фоминском районе видел небольшое поле с колосящимися культурными злаками. Издали показалось, что это рожь, но останавливаться, разглядывать колос не стал. Поле, засеянное картофелем, видел также только один раз, в районе Рогачевского шоссе (Дмитровский район). Крайне редко можно встретить как коровьи стада, так и отдельных коров. Сельские жители, кто еще держит какую-то скотину, предпочитают коз. Хотя, есть, конечно, исключения. Например, агрохолдинг «Авангард» в Кашино, о котором речь шла выше.
 

Вместо заключения

Вот такая небольшая (всего 282 км) и непродолжительная (день с «хвостиком») поездка поучилась. Конечно, поездка носила «обзорный» характер. И в Сычево и в Яропольце хотелось бы задержаться подольше. В Сычево – походить по выработанным карьерам, полюбоваться озерами и песчаными берегами. В Яропольце - более тщательно осмотреть усадьбы Гончаровых и Чернышевых, особенно «церковь-театр». Да и в центре Волоколамска следовало бы остановиться, хотя бы подняться на холм, где располагается кремль, полюбоваться панорамой города.
Что ж, будет повод побывать в этих местах еще раз.

Яндекс.Метрика