Перейти к основному содержанию

Турист на мопеде

Страничка Зигмунда Колоссовского

  • Cтраничка Зигмунда Колоссовского
  • ТУРИЗМ
    • Мотопрогулки
    • Иным транспортом
      • Музей ретроавтомобилей на Рогожском валу
      • Рязанский Кремль
      • Усадьба Покровское-Стрешнево
      • Мотопарк 2012
      • В Дрезну, за ягодами!
      • Автострада 2012 (Калуга)
      • Заброшенный военный бункер в Хлюпино
      • Автострада-2013
      • «Горы» под Воскресенском
      • Достопримечательности Подольска
      • Вдоль Москвы-реки от Курьяново до Печатников
      • Усадьба Быково
      • Прогулка по Лобне
      • Поездка в Серпухов
      • В Дмитрове
      • По Калужской области вдоль Протвы
      • Люберецкие карьеры
      • День Московского трамвая
      • Новый Иерусалим
      • Усадьба Середниково и киногород Piligrim Porto
      • Путешествие в прошлое – станция Подмосковная
      • Кимры, или первая поездка в Верхневолжье
      • Северный речной вокзал и прогулка по Химкинскому водохранилищу
      • Старинная усадьба и водопад в Пущино-на-Оке
      • Переславль-Залесский, часть I - Переславский железнодорожный музей
      • Переславль-Залесский, часть II - Успенский Горицкий монастырь
      • Переславль-Залесский, часть III – Переславский кремль
      • Переславль-Залесский, часть IV Александрова гора и Синий камень
      • Парк «Патриот». Часть I. Поле Победы (Разгром немецко-фашистской группировки в подмосковной деревне Юшково)
      • Парк «Патриот». Часть II. Моторы войны.
      • Парк «Патриот». Часть III. «Партизанская деревня»
      • Парк «Патриот». Часть IV. «Выставка трофеев из Сирии»
      • Парк «Патриот». Часть V. «По пути от «Партизанской деревни» к «Моторам войны»»
      • Тульский мотомузей Леонида Зякина. Часть I. Мопеды.
      • Часть II. Мотороллеры.
      • Часть III. Мотоциклы
      • Бронепоезд № 13 «Тульский рабочий»
      • Зарайск
      • Серпуховские «заброшенки»: железнодорожная ветка на Протвино и усадьба Пущино-на-Наре
      • На ретротеплоходе по рекам Трубеж и Ока
      • Суздаль
  • Встречи с настоящими путешественниками
  • Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
  • Товарищи по туризму
  • История отечественных мопедов
  • Мопед и экипировка
  • Дача и окрестности
  • В стиле "ретро"
  • Ретроавтомобили на улицах
  • Продам коллекцию автомобильных значков
  • Продаю коллекцию мото значков
  • новости сайта

Часть III. Мотоциклы

Начну с раритетов – мотоциклов довоенных лет.

Перед нами ТИЗ АМ 600  Таганрогского инструментального завода.

 

Годы выпуска 1935 – 1943, 595 см куб, 16, 5 л.с., 95 км/час.

В музее есть два экземпляра ТИЗ АМ 600  - 1938 и 1940 года выпуска.

Кстати, обратите внимание, какой оригинальный задний фонарь у ТИЗ АМ 600  - как патрон для бытовой лампы накаливания.

 

А это продукция Ленинградского завода «Красный Октябрь»

Мотоцикл Л-300

Годы выпуска 1930 – 1938 гг., 293 см куб., 6,5 л.с., 75 км/час

 

В 1938 – 1939 годах Л-300  сменил мотоцикл  Л-8

348.4  см куб., 13,5 л.с., 105 км/час

 

Продукция Ижевского машиностроительного завода

Иж-7

1933-1938, 293 см куб., 6,5 л.с., 75 км/час

Как мы видим, Иж-7 и внешне и по техническим данным является почти точной копией Л-300.

 

Иж-8

Начало  выпуска – 1938 год,  293 см куб, 8 л.с., 105 км/час

 

Иж-9

Начало  выпуска – 1940  год,  350 см куб, 10 л.с., 105 км/час

 

В 1946 году на базе немецкого мотоцикла DKW NZ350 была построена революционная для своего времени модель ИЖ 350

Годы выпуска 1946 – 1951 гг., 346 см куб., 11,5 л.с., 90 км/час

 

Иж Планета-2

Годы выпуска 1965 – 1971 гг., одноцилиндровый двигатель объемом 346 см куб., 15,5 л.с., 105 км/час

 

Иж Юпитер-2К

Годы выпуска 1965 – 1971 гг., двухцилиндровый двигатель объемом 347 см куб., 19 л.с., 87 км/час

 

Московский мотоциклетный завод

Знаменитая «Москва» М1А

Годы выпуска 1946 – 1948 гг., 125 см куб., 4,25 л.с., 70 км/час.

Прототипом «Москвы» был немецкий мотоцикл DKW RT-125. Об удачности выбора прототипа говорит тот факт, что к 1950 году восемь заводов в семи странах выпускали копии этой немецкой модели. В том числе такие именитые мотоциклетные компании как BSA, Harley-Davidson, Royal Enfield и Yamaha.

 

Мотоциклы Минского мотовелозавода (ММВЗ)

В 1951 году производство мотоциклов М1А "Москва" было передано с Московского мотозавода на Минский велозавод. Впоследствии – Минский мотовелозавод – ММВЗ.

Первая модель, выпуск которой был начат в Минске – «Минск» М1А.

Годы выпуска 1951 – 1956 гг., 125 см куб., 4,25 л.с., 70 км/час

 

Следующая модель «Минск» М1М.

 Годы выпуска 1956 – 1961 гг., 125 см куб., 5 л.с., 75 км/час.

На фотографии хорошо видны передняя короткорычажная вилка толкающего типа, маятниковая подвеска заднего колеса, глубокие крылья.

 

«Минск» М-103

Годы выпуска 1962 – 1964 гг., 125 см куб., 5 л.с., 75 км/час.Снова появилась передняя телесчкопическая передняя вилка, но уже с гидравлическими амортизаторами.

 

«Минск» М-104

Годы выпуска 1964 – 1967 гг., 125 см куб., 5,5  л.с., 75 км/час. Хорошо видны появившиеся у мотоцикла громоздкие боковые облицовки. На мой взгляд, мотоцикл они отнюдь не украсили.

 

«Минск» М-105

Годы выпуска 1967 – 1971 гг., 125 см куб., 7 л.с., 80 км/час.

 

«Минск» М-106

Годы выпуска 1971 – 1973 гг., 125 см куб., 9 л.с., 85 км/час.

 

Были в музее и последующие модели минских мотоциклов. Но они мне менее интересны, поэтому фотографировать не стал. Уж не взыщите слишком строго, если кого более привлекают модели ММВ3-3.111 - ММВ3-3.115.

 

Ковровский «Завод имени Дегтярева»

Одновременно с выпускаемым в столице мотоциклом «Москва» М1А, выпуск аналогичных машин, прототипом которым послужил германский DKW RT-125, был начат в Коврове.

Первенец ЗИДа – мотоцикл К-125.

Годы выпуска 1946 – 1951 гг., 125 см куб., 4,2 л.с., 70 км/час.

 

Один из представителей следующего этапа развития ковровских мотоциклов – К-175А.

Годы выпуска 1959 – 1962гг., 175 см куб., 4,2 л.с., 80 км/час.

Мотоцикл отличался от предыдущих моделей четырехступенчатой коробкой передач, новой передней вилкой и безаккумуляторной системой электрооборудования.

 

Очень редкая модификация К-175А – с одним глушителем.

 

После «Ковровцев» в производство пошли мотоциклы «Восход».

Годы выпуска 1965 – 1972гг., 175 см куб., 10 л.с., 90 км/час.

 

«Восход-2»

Годы выпуска 1972 – 1977гг., 175 см куб., 11,5 л.с., 100 км/час.

Мотоцикл получил новые боковые облицовки и штампованный багажник.  Любопытно, что в 70-е годы прошлого века завод выпускал более 220 000 мотоциклов ежегодно, география экспорта которых включала Италию, Норвегию, Австрию. («Мото», сентябрь 2011, с.71). Это к вопросу о качестве изделий советского мотопрома. Если бы «Восходы» были плохими, кто бы их стал покупать на Западе?

 

Мотоциклы Тульского машиностроительного завода

«Тула» ТМЗ 5.951 – первый советский внедорожный мотоцикл!

Годы выпуска 1984 – 1996, 200 см куб, 12, 5 л.с., 85 км/час.

 

ТМЗ 5.952-01 «Вепрь»

Достаточно редкая модель. В 1994 – 1995 годах было выпущено всего 100 штук мотоциклов «Вепрь». От предыдущей модели («Тула» ТМЗ 5.951) мотоцикл отличался бесконтактным электронным зажиганием,  16-ти дюймовыми разборными колесами и более мощным генератором.

 

«Лидер»

На табличке возле мотоцикла указано, что «Лидер» был выпущен в 1995 году специально для трековых гонок. Но, если верить Википедии, трековые мотогонки - это спидвей.  На мой дилетантский взгляд «Лидер» скорее подошел бы для гонок по бездорожью, чем для спидвея. Впрочем,  охотно соглашусь, что я ничего не понимаю как в спортивных мотоциклах, так и в классификации видов мотоспорта.

 

Некоторые иностранные мотоциклы

Harley-Davidson WLA-42

Годы выпуска 1940 – 1947, 739 см куб., 24 л.с., 110 км/час

 

Два мотоцикла Мотоциклетного завода Чопау (ГДР)

Если ничего не напутал, перед нами MZ ES 250, выпускавшийся в первой половине 60-х годов.

 

А это более поздняя модель, MZ ES 250/2.

Мотоциклы MZ выпускались достаточно большими сериями. Но в СССР не экспортировались. В Советский Союз попадали единичные экземпляры, преимущественно вывозившиеся офицерами, служившими в Советской группе войск в Германии.

 

Венгерская  «Паннония» 250 Т-5 с коляской.

Годы выпуска 1964-1975, одноцилиндровый двигатель объемом 247 см куб развивал мощность 16 л.с.

В 70-х годах прошлого века довольно много «Панноний» с колясками ездило по Москве (сам помню!). Мне лично, особенно нравился у мотоцикла дизайн коляски, украшенной фальшвоздухозаборником.  Хотя, были мотолюбители, снимающие эту хромированную красоту и ставящие вместо нее дополнительную фару.

                                                  

                                                        Заключение

Перед тем, как расстаться с музеем, мы довольно мило побеседовали с Леонидом Павловичем Зякиным. Услышал много интересного. Например, что «Ижи» на плохих дорогах были предпочтительнее, чем «Явы».  В том числе из-за колес большего диаметра и демпфера руля.

Рассказал нам Леонид Павлович про зарубежные мотослеты, в которых самолично участвовал. Запомнился рассказ про 90 летнего дедушку, приехавшего на мотослет с женой, 60 летней бабушкой. Приехали, как и положено  - на мотоцикле, преодолевая каждый день около 100 км.

А наибольшее впечатление произвел рассказ про группу из примерно 30 девушек на 50-ти кубовых скутерах. Девушки приехали посетить музей в конце октября из Подмосковного Раменского. Однако! Дистанция туда и обратно – около 400 км. Плюс уже достаточно прохладная погода конца октября. Самое же фантастическое в этой истории - количество девушек на скутерах – около 30 человек. Конечно,   есть немало женщин – любителей «мотодальнобоя». Журнал «Мото» достаточно регулярно помещает их отчеты о путешествиях. Но сразу 30 поклонниц мототуризма из сравнительно небольшого Раменского? Это было бы удивительно, даже если бы речь шла о мужчинах… Так что же, мы услышали просто мотобайку? - Не думаю. Леонид  Павлович во время разговора был достаточно серьезен. Например, про компрессию, заливаемую из ведра в цилиндры Ижей не рассказывал, да и прочих шуток не учинял.

В завершение моего отчета о посещении Тульского Музея «Мото-Авто-Арт» хочу в очередной раз напомнить,  что сделанные мною фотографии отнюдь не охватывают все многообразие музейной мототехники.  Собственно я и не ставил перед собой цель создать фотокаталог экспонатов музея. Моя задача была более скромной - дать читателю некоторое представление о музее и помочь сделать выбор, заслуживает ли музей посещения или нет?

Мое личное мнение - музей действительно уникальный.  И, безусловно, интересен для всех людей более-менее интересующихся мототехникой.  Где еще можно увидеть, причем в одном месте, «Miele» и «Фрегаты», «Дельфина» и «Лотос», Л-300 и «однотрубный» К-175А ?

Вниманию собравшихся посетить музей!  В холодное время года рекомендую одеваться теплее. Большинство комнат музея не отапливается.

Яндекс.Метрика