- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Мотопрогулки
- Иным транспортом
- Музей ретроавтомобилей на Рогожском валу
- Рязанский Кремль
- Усадьба Покровское-Стрешнево
- Мотопарк 2012
- В Дрезну, за ягодами!
- Автострада 2012 (Калуга)
- Заброшенный военный бункер в Хлюпино
- Автострада-2013
- «Горы» под Воскресенском
- Достопримечательности Подольска
- Вдоль Москвы-реки от Курьяново до Печатников
- Усадьба Быково
- Прогулка по Лобне
- Поездка в Серпухов
- В Дмитрове
- По Калужской области вдоль Протвы
- Люберецкие карьеры
- День Московского трамвая
- Новый Иерусалим
- Усадьба Середниково и киногород Piligrim Porto
- Путешествие в прошлое – станция Подмосковная
- Кимры, или первая поездка в Верхневолжье
- Северный речной вокзал и прогулка по Химкинскому водохранилищу
- Старинная усадьба и водопад в Пущино-на-Оке
- Переславль-Залесский, часть I - Переславский железнодорожный музей
- Переславль-Залесский, часть II - Успенский Горицкий монастырь
- Переславль-Залесский, часть III – Переславский кремль
- Переславль-Залесский, часть IV Александрова гора и Синий камень
- Парк «Патриот». Часть I. Поле Победы (Разгром немецко-фашистской группировки в подмосковной деревне Юшково)
- Парк «Патриот». Часть II. Моторы войны.
- Парк «Патриот». Часть III. «Партизанская деревня»
- Парк «Патриот». Часть IV. «Выставка трофеев из Сирии»
- Парк «Патриот». Часть V. «По пути от «Партизанской деревни» к «Моторам войны»»
- Тульский мотомузей Леонида Зякина. Часть I. Мопеды.
- Часть II. Мотороллеры.
- Часть III. Мотоциклы
- Бронепоезд № 13 «Тульский рабочий»
- Зарайск
- Серпуховские «заброшенки»: железнодорожная ветка на Протвино и усадьба Пущино-на-Наре
- На ретротеплоходе по рекам Трубеж и Ока
- Суздаль
- Орехово-Зуево
- Чертов мост в Василево и другие достопримечательности Верхневолжья
- Действующая узкоколейная железная дорога в Подмосковье
- Усадьба Суханово
- Незавершенная поездка в Клин
- «Маяк» на Клязьминском водохранилище
- Каньон змей и другие достопримечательности юго-запада Тверской области (Зубцов — Каньон змей — Старица — Ярополец), часть I - Зубцов
- Каньон змей и другие достопримечательности юго-запада Тверской области (Зубцов — Каньон змей — Старица — Ярополец), часть II - Каньон змей
- Каньон змей и другие достопримечательности юго-запада Тверской области (Зубцов — Каньон змей — Старица — Ярополец), часть III - Старица
- Каньон змей и другие достопримечательности юго-запада Тверской области (Зубцов — Каньон змей — Старица — Ярополец), часть IV. Ярополец
- Вокруг «Дикого озера» или снова в Сычевских карьерах
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
Каньон змей и другие достопримечательности юго-запада Тверской области (Зубцов — Каньон змей — Старица — Ярополец), часть III - Старица
В Старицу от Каньона змей можно было проехать, продолжая движение по правобережью Волги. Если конкретнее, через Никифоровское, Лужки, Колчетавки, Баканово, Лешково, Родню. Но смутило наличие труднопроходимых участков, обозначенных на Викимапии. Решили отправиться более длинным путем, но зато по федеральной трассе Р-132 «Золотое кольцо». Однако, федеральная трасса оказалась в ужасном состоянии. Такое впечатление, что десятки лет ее никто не ремонтировал. Сейчас, правда, ремонт идет, из-за чего на местами организовано реверсивное движение. В результате, до Старицы добирались долго. Где-то стояли, пропуская встречный транспорт, где-то метались от правой обочины к левой, выбирая менее убитый асфальт. Перед Старицей встретился сопровождающий нас всю поездку «старый знакомый» - мелкий дождь. Но в самом городе он прекратился, что дало нам пару часов на осмотр городского центра.
Припарковав машину возле памятника В.И. Ленину отправились изучать старицкие достопримечательности.
Первая достопримечательность далеких времен и автор этих строк перед ней.
Ротонда, на которую я обратил свой взор, выглядит современным сооружением, стилизованным под «старину». Однако, это не «новодел», а самый что ни на есть настоящий памятник архитектуры первой половины XIX века. Изначально ротонда служила складским помещением. Видимо, для грузов, привозимых и отправляемых по Волге.
Перебежав улицу Ленина (именно перебежав, пешеходные переходы тут редкость), пошли к городищам — самой древней части города. Городищ в Старице два — старое и новое. На старом городище когда-то стоял деревянный старицкий кремль. Городища, кремль — любому понятно, что речь идет о древнем городе. Действительно, первое упоминание о Старице встречается в письменных источниках в 1297 году. Как мы видим, Старица всего на 81 год моложе Зубцова, где мы побывали днем раньше. Предшественником города Старицы была крепость, возведенная для защиты юго-западных границ Тверского княжества от татаро-монголов и новгородцев. По тем временам старицкая крепость была достаточно мощным оборонительным сооружением. Крутые — до 70 градусов — склоны 24-метрового холма упирались в глубокие рвы. Тем, кто штурмовал крепость, надо было вначале преодолеть этот заполненный водой и утыканный острыми кольями ров, затем взобраться на выложенные камнями откосы холма и лишь после этого идти приступ деревянного кремля, встречающего неприятеля градом ядер и камней. (Д. Цветков, Старица и окрестности, «Московский рабочий», М., 1977, с. 7.)
Кстати, о кремле. Известный краевед Зубарев, в брошюре «Город Старица и Вознесенский монастырь», сравнивая кремль в Старице с Московским Кремлем, находит, что в древности между ними было много общего: те же очертания, одинакового устройства стены и башни. Естественно, имеется в виду не современный кирпичный Московский Кремль, а его первопредшественник — деревянный, времен Калиты, красочно изображенный на картине Аполлинария Васнецова.
Со временем городок рос, места всем на территории кремля не хватало и возник городской посад - новое городище.
Дорога на новое городище.
Если продолжить спускаться вниз, к Волге, то слева становиться видна Пятницкая церковь, памятник архитектуры конца XVIII века.
А за Волгой, на правобережье — Успенский монастырь.
Успенский монастырь - «предание седины глубокой». Если верить Викимапии, он был основан в 1110 г. двумя монахами пришедшими в глухие верхневолжские леса в поисках уединения. А белокаменный Успенский Собор был построен при младшем сын Ивана III, Андрее Старицком, в 1530 — 1537 годах. Чуть позднее, в 1570 году, по указанию Ивана Грозного была построена Введенская церковь с огромной трапезной палатой в два этажа. На фотографии шатровая Введенская церковь левее и чуть впереди Успенского Собора.
Но к Волге мы не пошли. Решили сначала осмотреть Новое городище. И начали осмотр со старинных (конца XVIII века) белокаменных кузниц.
Так они выглядят нынче.
А так — почти полвека назад.
(фото из книги: Д. Цветков, Старица и окрестности, «Московский рабочий», М., 1977, с. 38.)
За каждым арочным проемом находится уходящее в глубь земляного вала помещение кузницы, стены и своды которых, также как арки, выложены из белокаменных блоков. Кузнечное ремесло в свое время было одним их главных ремесел в Старице и во всех 30 кузницах не затухали горны. (там же, с. 32.) Уникальными в своем роде сооружениями, называют путеводители старицкие кузницы! Да, трудно не согласиться с этим утверждением. Древних монастырей, церквей, торговых рядов, усадеб в ближнем и дальнем Подмосковье повидал я немало, а древние кузницы увидел впервые.
Чуть северо-западнее кузниц расположен храм-колокольня, построенный в начале 20-х годов XIX века.
Довольно редкая конструкция у этого храма. Обычно, колокольня (звонница шатрового типа) отделена от храма и находиться с его западной стороны. Кстати, в старых справочниках для туристов этот факт указывали как одну из возможностей определения сторон света.
На мой взгляд, этот храм выглядит немного не пропорционально, напоминая силуэтом латинскую букву L. Подготавливая этот узнал, что изначально храм-колокольня не имел нарушающей пропорции одноэтажной пристройки и выглядел гармоничнее. Но красоту принесли в жертву функциональности. Понадобилось увеличить площадь храма — вот и сделали пристройку.
На колокольню храма-колокольни за скромное «пожертвование» в 200 рублей можно подняться и осмотреть с высоты окрестности. Вначале мы собирались это сделать, но дверь храма была закрыта и на стук нам никто не ответил. Впрочем, мы ничего не потеряли. Верхняя точка Старого городища, на которое мы взобрались позднее, находится на одном уровне «смотровой площадки» храма-колокольни. Если не выше.
Но, не буду забегать вперед. Продолжая нашу прогулку по Новому городищу мы вышли к Борисоглебскому собору.
Интересно, что до этого собора, воздвигнутого в 1820 году, на Старом городище стоял другой Борисоглебский собор, сооруженный по приказу Ивана Грозного в 1558 — 1561 годах. Это был «оригинальный, из ряда вон выдающийся по своей конструкции пятишатровый храм… Современник храма Василия Блаженного, старицкий собор, богато украшенный белокаменной резью и цветными изразцами…, с изразцатой лепниной под карнизом — несомненно был великолепен и величествен». (И. Грабарь, История русского искусства. Цит. по Д. Цветков, Старица и окрестности, «Московский рабочий», М., 1977, с. 27 — 28.)
Увы, вначале польско-литовские интервенты, а затем российский патриарх Никон, запретивший постройку шатровых храмов, изничтожили древний собор.
Вернемся к тому, что осталось. Но следующем фото все три ранее упомянутые архитектурные достопримечательности — кузницы, храм-колокольня и Борисоглебский собор (естественно «новый», 1820 года постройки) в одну линию. Все вместе весьма гармонично выглядят. Взгляните!
Отдельно — храм-колокольня и Борисоглебский собор.
"Погружаясь вглубь веков", с Нового городища прошли на Старое. Однако, круты его валы!
На приведенной фотографии крохотная фигурка сверху — Никита, одолевающий подъем.
Никаких памятников архитектуры на Старом городище нет. Зато виды отсюда открываются великолепные!
Вид на Новое городище, где мы только что были.
На переднем плане Борисоглебский собор, за ним — храм-колокольня. А справа, среди елей, братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистами.
Автомобильный мост через Волгу.
Волга вниз по течению.
Круизные теплоходы здесь не ходят, но на каком-нибудь маломерном судне, отправившись вниз по течению, можно добраться до Твери. Вверх по течению — до Зубцова и Ржева.
Успенский монастырь.
Вернувшись на Новое городище пошли осматривать бывшую торговую часть города.
Кстати, хоть Новое городище и пониже Старого, но и с него неплохой обзор. Вот, например, перед нами Пятницкая церковь и мост через Волгу.
Пятницкая церковь. Вид со стороны прогулочной набережной.
Когда-то здесь находилась базарная площадь. А покровительницей торговли у христиан считалась Параскева Пятница. Потому на этом месте в 1750 году и воздвигли Пятницкую церковь. Интересно, что Параскеве Пятнице молились и в дохристианские времена. Ей ставили «идольские скульптуры», перед которыми язычники и падали ниц.
Еще несколько лет назад Пятницкая церковь стояла заброшенной. Туристы вроде меня могли спокойно войти во внутрь, все интересное осмотреть и сфотографировать. Но, увы! Ныне церковь на вялотекущей реставрации и заперта. Пришлось ограничиться осмотром снаружи.
Кстати, вот так Новое городище в целом и Пятницкая церковь в частности выглядят с моста через Волгу.
От базарной площади здесь ничего не осталось. Зато сохранились Торговые ряды постройки первой половины XIX века.
С виду — руины обычного жилого дома. Ничего общего с торговыми рядами, например, в Суздали, Верее или Клину. Однако, на первом этаже были лавки, а на втором — жили купцы.
За торговыми рядами сохранился богато украшенный резьбой деревянный жилой дом, построенный в XIX веке.
Отмечу, что в Старице, несмотря на разрушения, причиненные Великой Отечественной войной, сохранилось немало жилых и служебных зданий позапрошлого века постройки.
Например, в Аптекарском переулке, рядом с памятником Ленину, что ни дом — то памятник архитектуры.
Вот дом 10 — Бывшая городская усадьба. Памятник архитектуры середины XIX - начала XX веков.
Далее, за номером 12 — Бывшая городская купеческая усадьба c лавками и складами.
Правда, вид у многих памятников архитектуры уж очень заброшенный. Зато от забитых оконных проемов и облупленных фасадов отвлекает необычный вид самого переулка. Восточнее улицы Ленина переулок становиться лестницей.
На центральной улице Старицы, улице Ленина, памятники архитектуры выглядят более ухоженными.
Например, бывший дом купца Филиппова. (ул. Ленина, 18). Этот дом был построен во второй половине XIX века. В первые годы Советской власти здесь проводились массовые собрания и конференции, лекции молодежные вечера, а в 70-х годах прошлого века размещался Дом культуры. (там же, стр. 106).
А в доме 34 (с левой стороны улицы, первый этаж каменный, второй деревянный) был когда-то трактир.
Подытоживая впечатления, можно сказать, что центр Старицы сохранил в основном дореволюционную застройку, что дает возможность почувствовать атмосферу старинного русского города. Плюс — городища. Не случайно Старицу включили в туристический проект «Большое золотое кольцо России».
Что можно было бы еще посмотреть в Старице, будь у нас больше времени? Во-первых, старицкие каменоломни. Их в городе немало. Можно взять платную экскурсию, а можно, как я понял, и самостоятельно зайти. Краеведческий музей посетить не помешало бы. А также и в Успенский монастырь заглянуть.
Интересно было бы проехать вдоль левого берега Волги по крайней мере до Веригиной горы и Ганиного луга. Подняться на холм, осмотреть скалистый обрывистый берег Нижней Старицы, сунуться в каменоломни. А, может быть, и до Холохольни добраться. Тамошние известняковые скалы поглядеть, водопад Красный ключ увидеть.
Но, увы! На все это у нас банально не оставалось времени. Впереди был еще Ярополец, а завтра — уже понедельник, рабочий день. Так что как-нибудь в другой раз.
В заключение чуть-чуть об истории Старицы. На утвержденном императрицей Екатериной II гербе Старицы изображена старуха с костылем. Поводом к созданию столь оригинального герба послужила легенда о старухе, которая якобы во время нашествия орды укрывалась в пещере и осталась в живых — единственная во всем поселении. С этой же легендой связывают нередко и название города. Однако в источниках, дошедших до нашего времени из XIV века, чаще встречается не Старица, а «новый городок на старице», то есть на старом месте, где ранее находилось более древнее поселение. Отсюда, вероятнее всего, произошло название города. (там же, с.18).
Кто из крупных политиков, деятелей культуры и прочих знаменитостей бывал в Старице?
Политические лидеры нашей страны этот город своими визитами не баловали. Ни цари, ни генсеки, ни президенты. Однако, есть одно исключение. В Старице бывал Иван Грозный. Произошло это в 1581 году во время переговоров о мире с представителями Речи Посполитой. Стремясь получить выход к морю, начиная с 1558 года, Иван IV, он же Грозный, вел Ливонскую войну с прибалтийскими государствами. Как известно, война эта, длившаяся 25 лет, в конечном итоге стала складываться не в пользу Русского государства. Поляки и литовцы вернули себе все прибалтийские города, войска короля польского Стефана Батория подошли к Пскову и начали его осаду. В этих условиях Грозный решил начать переговоры о мире.
Из великих поэтов в Старице отметился Александр Сергеевич Пушкин. Он был здесь с 5 по 8 января 1829 года, приехав на рождественские праздники в семью Вульфов — Осиповых. Кроме того, Пушкин бывал в таких заповедных местах Старицкого уезда, как Малинники, Павловское, Берново. (там же, с.116). Впрочем, где только Пушкин не бывал! Около исходной точки нашего двухдневного круиза по Верхневолжью находятся три места, связанных с именем поэта. Это дом Яковлевых в Перхушково, усадьба Большие Вяземы и усадьба Захарово. Теперь вот Старица. А еще впереди нас ждал Ярополец, где также бывал Пушкин. Есть информация, что А.С. Пушкин прошел и проехал за свою жизнь чуть ли не большее расстояние, чем знаменитый землепроходец и путешественник Н.М. Пржевальский. (Ю.М. Кириллова, Дальними дорогами Подмосковья, М. «Московский рабочий, 1983, с.115).
Пушкин писал в стихотворении «Дорожные жалобы»:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,
На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.
Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.
Вот такой многогранный у нас Пушкин. Не только прославленный поэт, но и заядлый турист.
Под снова начавшимся дождем, по улице Ново-Ямская, мы отправились по нашему маршруту дальше, в Ярополец. Кстати, улица вполне оправдывает свое название, если ударение поставить на первое «Я». :о)
Впрочем, дальше дорога была в очень неплохом состоянии вплоть до самого Яропольца. Да, медленно но верно дороги не только в ближнем, но и дальнем Подмосковье улучшаются. А ведь еще лет 10 — 15 назад на кратчайшем пути от Волоколамска до Старицы асфальт был далеко не везде. Странствующим и путешествующим приходилось тащиться по грейдеру.
Окончание: часть IV. Ярополец