- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Мотопрогулки
- Иным транспортом
- Музей ретроавтомобилей на Рогожском валу
- Рязанский Кремль
- Усадьба Покровское-Стрешнево
- Мотопарк 2012
- В Дрезну, за ягодами!
- Автострада 2012 (Калуга)
- Заброшенный военный бункер в Хлюпино
- Автострада-2013
- «Горы» под Воскресенском
- Достопримечательности Подольска
- Вдоль Москвы-реки от Курьяново до Печатников
- Усадьба Быково
- Прогулка по Лобне
- Поездка в Серпухов
- В Дмитрове
- По Калужской области вдоль Протвы
- Люберецкие карьеры
- День Московского трамвая
- Новый Иерусалим
- Усадьба Середниково и киногород Piligrim Porto
- Путешествие в прошлое – станция Подмосковная
- Кимры, или первая поездка в Верхневолжье
- Северный речной вокзал и прогулка по Химкинскому водохранилищу
- Старинная усадьба и водопад в Пущино-на-Оке
- Переславль-Залесский, часть I - Переславский железнодорожный музей
- Переславль-Залесский, часть II - Успенский Горицкий монастырь
- Переславль-Залесский, часть III – Переславский кремль
- Переславль-Залесский, часть IV Александрова гора и Синий камень
- Парк «Патриот». Часть I. Поле Победы (Разгром немецко-фашистской группировки в подмосковной деревне Юшково)
- Парк «Патриот». Часть II. Моторы войны.
- Парк «Патриот». Часть III. «Партизанская деревня»
- Парк «Патриот». Часть IV. «Выставка трофеев из Сирии»
- Парк «Патриот». Часть V. «По пути от «Партизанской деревни» к «Моторам войны»»
- Тульский мотомузей Леонида Зякина. Часть I. Мопеды.
- Часть II. Мотороллеры.
- Часть III. Мотоциклы
- Бронепоезд № 13 «Тульский рабочий»
- Зарайск
- Серпуховские «заброшенки»: железнодорожная ветка на Протвино и усадьба Пущино-на-Наре
- На ретротеплоходе по рекам Трубеж и Ока
- Суздаль
- Орехово-Зуево
- Чертов мост в Василево и другие достопримечательности Верхневолжья
- Действующая узкоколейная железная дорога в Подмосковье
- Усадьба Суханово
- Незавершенная поездка в Клин
- «Маяк» на Клязьминском водохранилище
- Каньон змей и другие достопримечательности юго-запада Тверской области (Зубцов — Каньон змей — Старица — Ярополец), часть I - Зубцов
- Каньон змей и другие достопримечательности юго-запада Тверской области (Зубцов — Каньон змей — Старица — Ярополец), часть II - Каньон змей
- Каньон змей и другие достопримечательности юго-запада Тверской области (Зубцов — Каньон змей — Старица — Ярополец), часть III - Старица
- Каньон змей и другие достопримечательности юго-запада Тверской области (Зубцов — Каньон змей — Старица — Ярополец), часть IV. Ярополец
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
Усадьба Суханово
Как-то случайно наткнулся в сети на фотографию здания в милом моему сердцу псевдоготическом стиле. На снимке был «Дом церковнослужителей» в усадьбе Суханово. Заинтересовавшись, стал изучать размещенный в интернете материал об этой усадьбе, находящейся в Московской области, недалеко от города Видное. Нашел еще одну приглянувшеюся мне фотографию, сделанную в Суханово. На фотоснимке было запечатлено заброшенное строение с башнями и высокими печными трубами - «Дом управляющего усадьбой». Увиденного оказалось достаточно, чтобы возникло желание самолично осмотреть усадьбу. Такая возможность представилась 22 августа 2022 года, когда по служебным делам понадобилось съездить в Серпухов. Возвращаясь электричкой из Серпухова в Москву, сошел на станции Бутово и автобусом 379 доехал до усадьбы Суханово.
Но, ненадолго прерву отчет о поездке небольшим лирическим отступлением. Какие старинные усадьбы для меня наиболее привлекательны? Пожалуй те, которые находятся в заброшенном или полузаброшенном состоянии. Видимо, это из-за того, что с юных лет увлекался приключенческой литературой, где действия происходят в старинных замках или поместьях. Так и проникся романтикой руин. Я, конечно, и в Кусково, Царицыно или Коломенском с удовольствием гуляю, но идеально отреставрированные постройки, указатели, барьерчики, свежевымощенные дорожки для романтики места, увы, не оставляют. Совсем иное дело в Быково или Осташево. Идешь по тропинке и вдруг, сквозь заросли деревьев, начинают проступать детали старинной постройки. Полуобрушенные башни, заколоченные или зияющие пустыми проемами окна… Невольно начинаешь самого себя ощущать героем какого-нибудь приключенческого романа. И, забегая вперед, скажу, что усадьба Суханово меня не разочаровала. Немало здесь того, что мило моему сердцу — выстроенные в неоготическом стиле дома разной степени заброшенности, большой запущенный парк, заросшие деревьями крутые склоны оврагов.
Впрочем, лирическое отступление слишком затянулось. К тому же и в других отчетах я уже касался этой темы. Так что, вернемся к моей прогулке по усадьбе Суханово.
Вход в усадьбу бесплатный. Всегда и для всех. Въездные ворота открыты круглосуточно. Ежели, все же, кто-либо их решит затворить — неподалеку в заборе есть огромная дыра, через которую любой желающий может попасть в усадебный парк.
Никаких указателей в усадьбе нет. С одной стороны это неплохо. Без табличек на каждом шагу Суханово имеет более «живой» вид и не выглядит засушенным музейным экспонатом. С другой — для ориентации на усадебной территории весьма желательно иметь при себе навигатор или распечатку плана усадьбы.
Несколько слов об истории усадьбы Суханово. Усадьба с конца XVIII века и до самой революции принадлежала князьям Волконским. Усадебный ансамбль Суханово создавался не по единому плану, а складывался постепенно, что, впрочем, характерно для большинства подмосковных усадеб. (Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV – XIX веков. М., «Московский рабочий», 1955, с.236)
Важно также отметить, что один из совладельцев усадьбы, П.М. Волконский, был министром двора и заведующим постройкой служебных зданий. Князь Волконский активно использовал свое служебное положение в личных целях, привлекая к обустройству Суханово таких специалистов как Росси, Шарлемань и другие. (там же, с.237) Короче, отнюдь не какие-нибудь бригадиры артелей шабашников (пардон, крестьян-отходников) усадебные постройки проектировали, а прославленные мастера.
Войдя в усадебные ворота, пошел налево и вскоре вышел к «Дому церковнослужителей». (Иногда его называют иначе - «Дом притча»).
И слева и справа от «Дома церковнослужителей» стоят два небольших строения, выполненных в стиле классицизма — гостевые дома. А самое южное в этом ряду из четырех зданий - «Дом управляющего».
Вот этот дом, давайте вместе полюбуемся.
Кстати, когда-то над этой башней возвышался высокий шатер. Такие фотографии можно встретить в старых путеводителях.
Любопытно, что в прошлом все эти четыре постройки, т. е., «Дом церковнослужителей», «Дом управляющего» и два гостевых дома, фотографии которых я не привожу, были объединены в фантастическую панораму не сохранившимися арками ворот и высокими башнями. (Подмосковье. Туристические маршруты. М., «Профиздат», 1953, с.200).
Возможно, перед нами обломки этих ворот и башен.
Идя дальше в юго-западном направлении, вышел к пешеходному мосту через овраг.
По грунтовой дорожке, проходящей под мостом, дошел до Сухановского пруда.
Недалеко от того места, где я вышел к пруду, стоит беседка-ротонда.
Раньше ее именовали «Храм Весты» (Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV – XIX веков. М., «Московский рабочий», 1955, с.241). Позднее, почему-то стали называть Храмом Венеры. (В.Попадейкин, В.Струков. В поход, друзья-туристы!, М., «Московский рабочий», 1972, с.245). Желающие непременно разобраться в вопросе, какое название истинное, могут отправиться в историческую библиотеку, найти старинные издания об усадьбе Суханово и выяснить суть дела. Я же такой цели перед собой не ставил. Оставляю эту тему какому-нибудь студенту-историку для написания реферата.
Пишут, что беседка в Суханово родная сестра царицынского «Храма Цереры» (Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV – XIX веков. М., «Московский рабочий», 1955, с.241). У меня есть фотография Храма Цереры, сделанная в 2016 году самолично в Царицыно.
Действительно, есть что-то общее. Только в Царицыно в беседке-ротонде стоит скульптура римской богини плодородия Цереры, а в Суханово, как пишут, стояла когда-то скульптура Венеры. Или, все-таки, Весты?
Безусловно, хороши беседки и в Суханово, и в Царицыно, но мне больше по душе схожая ротонда в Быково. Там она стоит на острове, а недоступное, как известно, манит.
В старых путеводителях пишут, что из сухановской беседки-ротонды открывается замечательный вид на пруд.
Вид, действительно, неплохой. Наверное, в былые времена, когда беседку не окружали столь густые заросли, пейзаж был еще краше.
Осмотрев и пруд, и ротонду, вернулся к мосту и, поднявшись на него по крутому берегу оврага, пошел через парк в юго-западном направлении.
Старый лестничный спуск в парке.
Нечто более современное. И, судя по всему, для начинающих каскадеров. :о)
От моста я шел недолго. Через пару минут передо мной показалось одно из интереснейших зданий усадьбы - «Мавзолей Волконских». Центром этой постройки является ротонда (цилиндрическая постройка, увенчанная куполом) с шестиколонным портиком, с другой стороны она окружена широкой колоннадой.
Вид с юго-запада.
Вид с северо-востока.
Так дом выглядит с противоположной стороны.
Цилиндрическое здание мавзолея построено в 1812 — 1813 годах по проекту архитектора Доменико Жилярди. Здание возвели над склепом, в котором был похоронен генерал-лейтенант Д.П. Волконский, скончавшийся от ран, полученных во время Отечественной войны 1812 года.
В начале своего рассказа, я уже упоминал, что усадьба Суханово застраивалась не по единому плану, а складывался постепенно, как и большинства подмосковных усадеб. Перестройки усадьбы продолжались и в советское время. Это было связано с использованием усадьбы. Если в первые годы советской власти в Суханово был устроен небольшой музей (там же, с. 198), то, в последствии, усадьбу передали Союзу советских архитекторов для организации дома отдыха. И дом отдыха (позднее — дом творчества) был создан одним из лучших в Подмосковье, как пишут путеводители. (там же, с.199). Во время перестройки усадьбы в дом отдыха, находящиеся рядом с мавзолеем одноэтажные дома бывшей богадельни надстроили до двух этажей и соединили с мавзолеем переходами-гостиными. Вот так постройка приобрела современный вид. Кстати, после описанной перестройки круглое здание мавзолея стало столовой. На мой взгляд как-то странно место чьего-нибудь последнего приюта использовать для приема пищи. Но, полагаю, со мной не согласятся весьма многие соотечественники, блюдущие традицию придя на Пасху к отеческим могилам, здесь же, за кладбищенской оградой, выпить и закусить.
Рядом с бывшим мавзолеем небольшое семейное захоронение князей Волконских. В каком отношении к ним Пестели — затрудняюсь сказать. Есть информация на Викимапии, только насколько она достоверна?
А в самом бывшем мавзолее или столовой, как кому больше нравиться, сейчас действующий храм.
Пользуясь тем, что в здании велись ремонтные работы, я заглянул в торцевую дверь. Вот, что увидел.
Не специалист я по внутреннему устройству храмов, впрочем, как и столовых в домах отдыха архитекторов. Поэтому затрудняюсь сказать, каким целям служит барьерчик в центре цилиндрического здания. Да и ладно. Вернемся лучше к усадебному парку. Немного восточнее погоста установлена интересная скульптура - «Дева с разбитым кувшином».
«Дева» окружена оградкой кладбищенского вида. Поэтому, первоначально я решил, что передо мной еще одно захоронение, а «Дева» — надгробный памятник. В последствии оказалось, что я ошибся. Бронзовая скульптура девушки с разбитым кувшином — копия с известной парковой скульптуры П.П. Соколова, находящейся в царскосельском парке. Об этой скульптуре сложил стихи Пушкин:
«Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок,
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.»
Весьма романтическое стихотворение «Царскосельская статуя» написала в 1916 году Анна Ахматова:
«Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюблённой...
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой.»
Считается, что мотивом для образа Девы с разбитым кувшином послужила фигура Пьеретты из басни Лафонтена «Молочница».
Прочитал я эту басню. Любопытно, что в ней нет ни пафоса стихов Пушкина, ни романтики Ахматовой. Один голый прагматизм, наказанный судьбой-злодейкой.
Читатель, взглянув на сделанные мною фотографии, вполне справедливо может заметить: «Деву мы видим. Но где же кувшин? И где не сякнущая струя?».
Было, все было раньше. Но кувшин выломали еще до 1917 года. Однако, кто-то решил утешить деву, лишившуюся кувшина. И поставил ей новый, вполне целый кувшин. Правда он не из бронзы, а всего лишь из фаянса, но зато не украдут вместе с пальцами.( На фотографии он впереди и чуть ниже постамента. Белый, с двумя ручками).
Итак, с кувшином мы разобрались, а где струя? - Оказывается, что раньше скульптура девы стояла под обрывом, возле родника. Причем дело было устроено так, что родниковая вода вытекала из кувшина. (там же, с.199) Позднее скульптуру переместили ближе к мавзолею. Видимо, чтобы за «девой» было легче приглядывать, а то, не ровен час, охотники за цветметом еще что-нибудь отломали бы.
В усадебном парке есть еще скульптуры. Например, «Чаша» - непонятный фрагмент, над которой, видимо, тоже «потрудились» вандалы. До «Чаши» я не добрался, поэтому фотографии привести не могу. А еще есть явно современная скульптура «Кот», находящаяся неподалеку от главного здания усадьбы.
Примечательна эта скульптура тем, что кот «двуликий». Как бы к нему не подойти, кот глядит на Вас. Затылка у него нет.
Кот с одной стороны. Хвост слева.
И с другой. Хвост справа.
А теперь о главном здании («Господском доме») усадьбы.
Пишут, что это здание представляет в усадьбе наименьший художественный интерес. Дом неоднократно достраивали и перестраивали. Так, главный корпус, со сводчатым нижним этажом можно отнести к середине XVIII века. В начале XIX века к дому были приделаны колонны, портики, а с двух сторон пристроены открытые колонные галереи, заканчивающиеся флигелями. В 40-х годах XIX века облик дома снова изменился: галереи закрыли, над правой галереей возвели жилой этаж, левый флигель переделали и т. п. (Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV – XIX веков. М., «Московский рабочий», 1955, с.238). Я чему все это столь подробно перечисляю? - Мне не совсем понятны стенания некоторых блогеров, твердящих о необходимости реставрации усадьбы. Если вести реставрацию, то по состоянию на какой год? В том же господском доме, например, сносить, как более поздние постройки, галереи и флигеля или оставить? А с мавзолеем что делать? Или, взять за эталон последнюю перестройку здания, проведенную в 1945 — 1946 года по проекту архитектора В.Д. Кокорина?
- Мне кажется, что усадебным постройкам требуется не реставрация, а поддерживающий ремонт, дабы не потерять того, что мы имеем на данный момент.
Подытожу впечатления об усадьбе Суханово. Я совершенно согласен со следующим мнением: Несмотря на то, что многое в усадьбе находится в стадии обветшания, романтическая запущенность Суханово не производит удручающего впечатления, а по меткому выражению историка усадеб У.Г. Иваска, в ней скорее видна "драгоценная "пыль веков", тихое веяние былой силы, прелесть старины.
В ней не сохранились некогда шикарные интерьеры, утрачены многие павильоны и парковые скульптуры, не ухожен парк и заросли пруды, а сами здания нуждаются в ремонте, но, несмотря на это, Суханово напоминает скорее уснувший сказочный край, гуляя по усадьбе, посещает романтическое настроение, в ней чувствуется атмосфера старины и сказки!""
Короче, всем любителям романтики древних руин рекомендую посещение усадьбы Суханово. Наверное, и сам еще как-нибудь сюда наведаюсь. Кстати, автобус №379, которым я доехал до усадьбы от станции Бутово, идет и до станции Расторгуево. Кому предпочтительнее Павелецкое направление - имейте в виду.